Статья:

Социальная диагностика как технология социальной работы

Конференция: LXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Безверхий А.И. Социальная диагностика как технология социальной работы // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(84). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(84).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальная диагностика как технология социальной работы

Безверхий Александр Иванович
студент, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск
Еремеева Татьяна Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск

 

Аннотация. В статье рассматривается социальная диагностика, как технология социальной работы.

 

Ключевые слова: Социальная работа, социальная диагностика, технология социальной работы.

 

В социальной работе существует много технологий позволяющий точно поставить социальный диагноз, решить проблему, а также предотвратить ее, но нельзя обойтись без начального этапа, а именно социальной диагностики. Ежедневная практика специалиста по социальной работе состоит в грамотном распоряжение ресурсов, и точной постановки социальной болезни, которая достигается в свою очередь через социальную диагностику.

Социальная диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов, выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Стоит понимать, что социальная диагностика подразумевает определение социальных явлений и процессов, что бы в дальнейшем эту информацию можно было переработать, систематизировать и провести качественный анализ тех самых процессов и явлений. Понятие «диагноз» было заимствовано из медицины, где отвечает за правильность постановки заболевания и методов ее лечения. В социологии термин понимается как: 1) распознавание и анализ социальных проблем; 2) процесс анализа с формулированием обоснованного заключения о предмете рассмотрения; 3) отрасль социальных наук, отвечающая за методы получения знания об обществе.

Целью социальной диагностики является получение полной и объективной информации о клиенте, систематизация полученной информации, её оформление для дальнейшего использования. Диагностика очень обширное понятие и меняется в зависимости от науки или метода рассмотрения.

 

Рисунок 1. Принципы социальной диагностики

 

1)Принцип конфиденциальности (Секрет результатов, неразглашение 3 лицам социального диагноза, без специального согласия самого клиента. В случае детской диагностики на разглашение требуется разрешение родителей, опекуна и т.д);

2)Принцип ненанесения ущерба (Результаты диагностики должны служить только благим целям, носить выгодный характер для клиента и его социального и медицинского состояния, все результаты, признанные приносить вредные, не должны состояться);

3)Принцип эффективности (В практической деятельности важна точность и эффективность, важно использовать только те рекомендации, методы и технологии, которые могут принести существенный результат, нельзя использовать не официальные или частные технологии, не получившие одобрения мировой практики или научной обоснованности);

4)Принцип системности (Как медицинские проблемы имеют причинно-следственный эффект и состоят из комплексных проблем: психологических, хронических и т.д, также и социальные имеют сеть причин. Необходимо проводить анализ его привычной или же микросоциальной среды, в которой находится человек, с какими людьми он взаимодействует и как происходит это взаимодействие);

5)Принцип клиентоцентризма (Все проблемы клиента, а также его мнение, политика, экономика и мировоззрения в целом, должны также рассматриваться со стороны клиента, и прав клиента, для лучшего понимания ситуации);

6)Принцип объективности (Данный принцип предполагает, независимость исследователя от пожелания начальства, тенденций, просьб друга и т.д, а также специалист по социальной работе при получении должных результатов должен действовать согласно профессионально-этическому кодексу с применением научных данных, методов и технологий, а не с применением жизненного опыта и т.п.);

7)Принцип причинной обусловленности (Каждая проблема не происходит из «пустых» фактов, всегда есть явления и процессы, протекающие параллельно, которые необходимо установить, устранить и предотвратить новое появление);

8)Принцип комплексного подхода (Социальные проблемы, явления, процессы и события не могут раскрыть весь свой потенциал, всю свою глубину без взаимосвязи и обусловленности);

9)Принцип верификации (Научная обоснованность и подтверждаемость социальной информации, т.е установка правдивости, достоверности, возможности проверки при похожих случаях или при других социальных проблемах).

Социальная диагностика является незаменимой технологией в социальной работе, особенно актуально она себя показывает при формулировке социального прогноза, где диагнозы приобретает следующую классификацию:

1)По объекту (которые распространяются на все группы в обществе, в том числе и все регионы)

2)По времени определения (длительные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные (происходят моментально, либо в очень короткий срок до 2-3 дней));

3)По формообразованию (существуют социально-политические, социально-экономические, социологические, социально-правовые, социально-психологические, морально-этические);

4)По сферообразованию (бывают в деятельности труда, образованию, культуры, быта, науки, искусства, досуга);

5)По диапазону охвата (односторонние или простые, всесторонние или комплексные, корреляционные);

6)По детерминации (объективные или субъективные);

7)По методическому обоснованию (экспериментальные, которые ставятся после проведения эксперимента; статистические, ставятся по анализу статистики; гипотетические, предполагаемые; аналитические).

Социальный диагноз нельзя считать завершенным, пока социальный работник продолжает диагностировать социальные проблемы клиента, в процессе взаимодействия могут появится дополнительные факты, способствующие изменению социальной действительности клиента. Подобные процессы вносят в решающие действия важные факторы, особенно если речь идет о системном изменении. Структура технологического процесса социальной диагностики предполагает следующие элементы:

1)Социальная проблема (на этом этапе происходит запрос клиента в социальное учреждение, где произойдет решение о принятии данного запроса или его отказа);

2)Сбор и анализ информации общего характера (данные которые необходимо собрать, а именно Адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д);

3)Контакт с клиентом (На этом этапе происходит непосредственный первый контакт прямой или мобильный с будущем клиентом социальной работы);

4)Сбор специальной информации (Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние проблемы клиента, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной жизненной ситуации.);

5)Постановка социального диагноза (Самый важный этап, который отвечает за все дальнейшие деятельности специалиста по социальной работе, отвечает за дальнейшие пребывание клиента. Методы и технологии использованные в этом этапе решат или не решат социальные проблемы клиента, а также дадут ответ на повторные мероприятия и эффективность уже поставленного социального диагноза);

6)Оценка эффективности социальной диагностики (Существуют определенные критерии оценивания, которые необходимо соблюдать, чтобы избежать дальнейшего провала).

 

Рисунок 2. Критерии оценивания эффективности проведения

 

Таким образом получается, что социальная диагностика – это общая комплексная технология социальной работы, проникающая в самую суть проблемы клиентов социальных служб. Специалисты по социальной работе в любой отрасли должны работать согласно профессионально-этическому кодексу, владеть научными знаниями и навыками для проведения всех технологий социальной работы, в том числе и социальной диагностики.

 

Список литературы:
1. Кононова, Л. И.  Технология социальной работы : учебник для бакалавров / Л. И. Кононова, Е. И. Холостова ; ответственный редактор Л. И. Кононова, Е. И. Холостова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 503 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-2076-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425248 (дата обращения: 10.03.2020).
2. Основные принципы социальной диагностики. [Электронный ресурс] URL: https://poisk-ru.ru/s62949t2.html
3. Социальная диагностика [Электронный ресурс] URL: https://otherreferats.allbest.ru/sociology/00648497_0.html