Статья:

Отношение студентов к семейным ценностям

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Фишер А.А. Отношение студентов к семейным ценностям // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Отношение студентов к семейным ценностям

Фишер Анна Андреевна
студент, ФГБОУ ВО Уральский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Екатеринбург
Валинурова Надежда Гавриловна
научный руководитель, канд. пед. наук, ФГБОУ ВО Уральский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Екатеринбург

 

В настоящее время семейные ценности студентов подвержены изменениям. В статье рассматриваются факторы, влияющие на изменчивость семейных ценностей студентов.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

В последнее время все большее количество студентов несколько преуменьшает роль семейных ценностей в жизни, ставя превыше них карьеру, материальные блага и т. д. Этот факт негативным образом сказывается на таких студентах, потому что только наиболее значимой личностью будет являться человек, всесторонне развитый, в том числе и в сфере семейных ценностей. Поэтому этого необходимо выявить уровень значимости семейных ценностей. Семейные ценности – совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. В жизни каждого человека, а в первую очередь – студентов, так как именно в студенческом возрасте перед человеком лежит выбор: каким образом, возможно распределить элементы системы ценностей, что поставить на первое место и чему именно необходимо уделить наибольшее внимание.

В данной статье мы рассмотрим отношение студентов к институту брака на примере студентов УрГУПС с 1 по 5 курс, за исключением второго. В ноябре-декабре 2015 года был проведён опрос студентов, одной из целей которого было выявление роли семейных ценностей в жизни современных студентов. В опросе приняло участие 370 человек, 49% из которых мужчины, а 51% женщины. Большинство из них – студенты 1 курса (39%), 27,5% со 2 курса, с 4 и 5 – 17,3% и 16,2% соответственно (в следствие их занятости на последних курсах). Выборка квотная.

Семья – социальный институт, базовая ячейка общества, характеризующаяся, в частности, такими признаками как: союз мужчины и женщины; добровольность вступления в брак; члены семьи связаны общностью быта; вступление в брачные отношения; стремление к рождению, социализации и воспитанию детей.

Нашим респондентам предлагалось оценить такие аспекты семьи как ценности как возраст создания семьи, планируемое количество детей, значимость и важность семьи в современном мире, готовность к вступлению в брак, ответственность в браке, кто должен быть главным в семье и т.д.

В начале нашего исследования мы узнали, состоят ли студенты в отношениях. По результатам опроса 62% состоят в отношениях, причем видна такая тенденция: чем старше курс, тем выше процент опрошенных, состоящих в отношениях. Это говорит о понимании и осознании студентом семьи как ценности. На старших курсах респонденты все больше задумываются о создании семьи.

Более 50% всех опрошенных, считают, что семью следует создавать в возрасте от 21 года до 25 лет. Эти результаты значительно расходятся с европейским укладом семьи, где семью принято создавать после 30 лет, когда человек добился значительных успехов в жизни и, в особенности, в карьере. По нашему мнению, Россия переняла ценность достаточно ранних браков у СССР, где семью было принято создавать, преимущественно, до 20 лет. При этом, 69% опрошенных отмечают, что не собираются торопиться с таким серьезным выбором и всего 16% опрошенных хотели бы вступить в брак в ближайшее время.

Основной причиной вступления в брак студенты назвали желание иметь детей (33,3%) и потребность во взаимопонимании и заботе (31%). По пирамиде потребностей А. Маслоу респонденты пытаются удовлетворить третий уровень потребностей – социальный или потребности принадлежности и любви.

Более 30% опрошенных хотели бы иметь двоих детей и всего 5% – четырех и более.

Главное для студентов в семейной жизни – любовь. 21% опрошенных поставили ее на первое место среди 10 предложенных им вариантов. Далее – поддержка, забота и взаимопонимание (17%) и на третьем месте – дети (15%). По такому результату можно судить о том, что несмотря на все изменения в современном обществе, студенты смогли сохранить для себя многие основополагающие жизненные ценности, перенять из опыта прошлых поколений, что любовь и взаимоуважение в семье – главный секрет успеха не только в браке, но и во всех сферах жизнедеятельности. Многие научные исследования подтверждают: люди, состоящие в супружеских отношениях с надёжными и умными партнёрами, социально активны, зачастую имеют более высокий доход и чаще довольны своим способом зарабатывать на жизнь. Это правило в одинаковой степени касается как мужчин, так и женщин. Уважительное отношение партнёров друг к другу приносит им удовлетворение от выполняемой работы и стабильный доход как следствие усилий, приложенных в нужном направлении. А значит, и уверенность в завтрашнем дне у таких пар наличествует.

Также 44,2% респондентов отметили, что семейная жизнь их родителей является для них образцом и примером для подражания. Этот аспект очень важен, так как люди, у которых было счастливое детство, чьи семьи были полные и счастливые, после вступления в брак ведут себя увереннее, могут договориться, выслушать и понять другого человека. Поэтому у таких пар меньше шансов на развод.

Абсолютное большинство (59%) отметили, что глава семьи – мужчина. Данная ценность сложилась в обществе историческим путем, ведь во все времена, даже у древних людей, преобладал патриархат. Кроме этого студенты отметили, что мужчина должен приносить основной доход (44%), а 36% считают, что обеспечивать достойное финансовое состояние семьи обязаны оба её члена. Возможно, что данная тенденция обусловлена тем, что в современном обществе и женщина, и мужчина равны по правам и обязанностям.

Подводя итог всему вышесказанному, можно заметить, что среди студентов не исчезла такая ценность как институт семьи и брака. Более того, при ранжировании всех ценностей респонденты ставят семью на второе место после материального благополучия. Но следует отметить, что потребность в хорошем финансовом состоянии обусловлена их социальным статусом в настоящий момент. Многие студенты готовы создавать семьи после окончания университета и большинство студентов хотят иметь детей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что семья, как и любой социальный институт, не исчезает, а модернизируется под запросы и тенденции современного общества.

 

Список литературы:
1. Валинурова Н.Г., Матвейчев О.А. Современный человек: в поисках смысла. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 260 с.
2. Ванакова Г.В. Становление жизнедеятельности молодежи: монография [Текст] / Г.В. Ванакова; Изд-во Дальневосточной гос. социально-гуманитарной академии. – Биробиджан, 2011. – 136 с.
3. Меренков А.В. Особенности и проблемы формирования профессиональных ориентаций учащейся молодежи // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 6. С. 31–37.
4. Скоморохова Е.В., Бачинина М.А., отчет о проведении мониторингового исследования 2015 года студентов 1, 3 и 5 курса УрГУПС «Ценностные ориентации будущего молодого специалиста» [Текст] / Е.В. Скоморохова, М.А. Бачинина; Екатеринбург, 2015 г. – 73 с.