Статья:

Социальные технологии работы с талантливой молодежью

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Донцов А.Л. Социальные технологии работы с талантливой молодежью // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальные технологии работы с талантливой молодежью

Донцов Алексей Леонидович
студент 3 курса, кафедра социологии и организации работы с молодежью НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород
Кисиленко Анастасия Владимировна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры социологии и организации работы с молодежью НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

 

В современном мире под социальными технологиями в работе с молодыми людьми принято понимать деятельность общественных структур по поддержке молодежи в постановке их жизненных перспектив и целей, а также полноценной интеграции их в социум.

Социальные технологии сегодня выступают неотъемлемой частью организации работы смолодежью не только, как теоретической дисциплины, так и практической деятельности. Особую актуальность социальные технологии сегодня приобретают в современной России, когда осуществляются существенные преобразования в экономике, политике, социальной сфере.

Одним из направлений деятельности работы с молодежью является работа с талантливой молодежью.

Выявление талантливых и одаренных молодых людей осуществляется, прежде всего, для того, чтобы поддержать нестандартную личность специализированными программами обучения, участием в региональных и международных мероприятиях, персональной стипендией или оказать молодому человеку психологическую помощь в случае возрастных или специфических для одаренных проблем.

В итоге одарённые молодые люди могут максимально реализовать свой личный потенциал и добиться поставленных перед собой целей.

В современном обществе все больше возрастает потребность в людях, которые отличались бы неординарностью мышления, творческим потенциалом, активностью, способностью, в свою очередь, нестандартно подходить к решению поставленных задач и формулировать и достигать новые, перспективные цели.

Достижение поставленной цели осуществляется за счет решения целого ряда задач, одной из которых является формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи.

В итоге одарённые молодые люди могут максимально полно реализовать свой потенциал и принести значительную пользу своей стране и обществу.

Под талантливой молодёжью сегодня подразумеваются лица в возрасте 14-30 лет, являющиеся в своем большинстве получателями различных грантов, именных стипендий, победителями олимпиад, соревнований, лауреатами конкурсов, а также молодые люди, задействованные в творческом процессе и обладающие выдающимися способностями в какой-либо сфере.

В целях совершенствования содержания, форм и методов работы с талантливой молодежью, придания ей системного характера, необходима разработка концепции и программы выявления, отбора, поддержки и продвижения данной категории молодежи, предусматривающих: построение модели работы с одаренной молодежью «довузовская подготовка – университет – послевузовское образование – трудоустройство»; совершенствование технологии работы структурных подразделений ВУЗов (факультетов, кафедр) по формированию и развитию творческой одаренности, спортивного мастерства и индивидуальных способностей студенческой молодежи.

Необходимо формирование одной из наиболее важных тенденций в развитии и совершенствовании социальных технологий работы с талантливой молодежью – широкого повсеместного применения системного подхода в теории организации работы с молодежью, использование основополагающих принципов и методов, идей и выводов системного подхода в инновационной социальной практике.

Весьма необходимым условием развития социальных технологий работы с талантливой молодежью является исследовательская и научная деятельность в данном направлении.

Это вызвано тем, что специалисты по работе с молодежью вынуждены ориентироваться при взаимодействии с талантливыми молодыми людьми на общий перечень социальных технологий и на исследования в области психологии, анализируя их они должны самостоятельно вырабатывать ряд стратегий для дальнейшей работы с данной категорией молодых людей.

Социальные технологии работы с талантливой молодежью должны представлять собой целостную систему, ее структура состоит из субъекта, содержания, управления, объекта и связывающих их в единое целое цели, задач, средств (методы, формы, технологии, механизмы), функций и результата.

Применение системного подхода в социальных технологиях работы с талантливыми молодыми людьми предполагает рассмотрение технологии взаимодействия объектов и субъектов работы.

Сегодня, несмотря на развитость системы поддержки талантливой молодежи и широкого спектра направлений и способов реализации своего потенциала, большинство талантливых молодых людей занимается именно творческой деятельностью.

С точки зрения профессиональной работы с молодыми людьми необходимо развитие данного направления не только с позиций работы с творческой молодежью, но и формирование установок на активное взаимодействие с другими категориями талантливой молодежи.

Именно поэтому к уже существующим технологиям работы с талантливой молодежью следует добавить новые направления:

1. Создание системы сопровождения талантливой молодежи, предполагающей сопровождение и оказание помощи одаренным молодым людям до их поступления в ВУЗ и после его окончания.

2. Внедрение в образовательную систему (среднее, высшее, дополнительно образование и т.д.) технологии тьюторства, предполагающей индивидуальную работу педагога-наставника по индивидуальной программе с каждым талантливым молодым человеком.

3. Проведение специалистами по работе с молодежью ориентационной работы с молодыми людьми с целью выявления направления их одаренности.

4. Создание кружков по интересам на базах школ района, с целью предоставления для молодежи возможностей заниматься любимым делом еще в ученические годы.

5. Сотрудничество общеобразовательных учреждений (школ) с высшими учебными заведениями (ВУЗами), предполагающее распределение абитуриентов и предоставление им льгот на получение той специальности, которая является для них интересной, и в которой они будут успешны.

Социальные технологии работы с талантливой молодежью должны строиться не на принципах опеки и патернализма, а на принципе стимулирования активности самих молодых людей, создания условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем.

Уже принятые на федеральном уровне направления и программы должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

Для координации и выработки основных направлений работы с талантливой молодежью необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня.

Социальные технологии работы с талантливой молодежью должны применяться в субъектах Российской Федерации по принципу вариативности, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов.

 

Список литературы:
1. Аванесов, С.С. Дефиниции культуры [Текст] / С.С. Аванесов. – Томск: Изд-во ТГУ, 1998. – 258 с.
2. Басова, В. М. Социальные технологии в работе с молодежью: сущность и классификация [Текст] / В. М. Басова. – М.: Наука, 1999. – 247 с.
3. Денисова, Н.С. Технологии социальной работы с молодежью [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012.
4. Коршунов, А.М. Творчество и социальное познание Текст] / А.М. Коршунов. – СПб.: Питер, 2007. – 557 с.
5. Крейн, У. Теории развития. Секреты формирования личности [Текст] / У. Крейн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.