Статья:

Образ врага-изгоя в сознании учащейся молодёжи (на примере республик Тыва и Хакасия)

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Малыхина О.В. Образ врага-изгоя в сознании учащейся молодёжи (на примере республик Тыва и Хакасия) // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Образ врага-изгоя в сознании учащейся молодёжи (на примере республик Тыва и Хакасия)

Малыхина Ольга Викторовна
студент Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, РФ г. Абакан

 

Возникновение образа врага-изгоя создаёт почву для конфликтных ситуаций, состояний напряженности. Для И.Гофмана социальная стигма -  это некоторый атрибут, который сильно дискредитирует его обладателя в умах окружающих по сравнению с нормальным человеком. Стигма возникает тогда, когда индивид отличается по каким-то параметрам от доминирующей социальной нормы, и когда он негативно оценивается [1].

Изучение этого вопроса было проведено в рамках социологического исследования «Молодежный экстремизм как социальная опасность (на материале республик Тыва и Хакасия)», которое проводилось в рамках хоздоговорной тематики (договор с ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» № 37 от 03.08.2017). Использовался метод анкетирование. Генеральной совокупностью выступала учащаяся молодежь республиканских центров. Выборка по г. Кызыл 948 респондентов,  г. Абакан 832 респондента.

Серия вопросов выявляла группы населения, в отношении которых, по вероятности, могли бы испытывать агрессивные настроения и намерения.

Одной из главных мифологем массового сознания, активирующихся в актах экстремизма, является мифологема врага. Враг - это Другой. На образе Другого, как отмечает Майкл Биллиг строится политика ненависти [1]. Враг – это конструкт массового сознания, умозрительный собирательный объект приложения агрессивных эмоций и действий. Роль Врага может быть доверена любому лицу или социальной группе.

Классическими стигматоносцами еще со времен И.Гоффмана, изобретателя термина «стигмат», являются инвалиды (таблица 1).

Таблица 1.

Распределение ответов респондентов из Тывы и Хакасии на вопрос: «Как Вы в целом относитесь к инвалидам?» (%)

 

Республика Тыва

Республика Хакасия

Положительно

44,5

45,9

Скорее положительно

19,7

19,8

Нейтрально

20,0

29,1

Скорее отрицательно

1,8

0,8

Отрицательно

6,4

1,0

Затрудняюсь ответить

7,4

3,4

 

Эмпатию по отношению к этой социальной группе проявило максимально большое число респондентов 44,5% в Республике Тыва и 45,9 в Республике Хакасия, антипатию – минимальное, хотя по республике Тыва уровень интолерантности несколько выше – 6,4% (61 респондент).

В свете пропаганды «европейских ценностей» вопрос об отношении к ЛГБТ-сообществу стоит в общественном сознании России довольно остро. Для либерально настроенных граждан отрицательное или положительное отношение выполняет роль эрзац-определителя цивилизованности или провинциальности. В большинстве своем молодые люди обеих республик подтвердили свою «провинциальность», присоединившись в этом вопросе к правящей элите и РПЦ. Кроется ли за 47,4% отрицательного отношения в Тыве и 42,9% в Хакасии перспектива массового насилия в отношении гомосексуалистов, неизвестно, поскольку перспективы многолюдных гей-парадов в обеих столицах пока весьма туманны (таблица 2).

Таблица 2.

Распределение ответов респондентов из Тывы и Хакасии на вопрос: «Как Вы в целом относитесь к гомосексуалистам?» (%)

 

Республика Тыва

Республика Хакасия

Положительно

8,4

10,2

Скорее положительно

4,4

2,4

Нейтрально

22,8

31,9

Скорее отрицательно

7,9

9,9

Отрицательно

47,4

42,9

Затрудняюсь ответить

9,1

2,8

 

Образ мигранта, как и любой социокультурный феномен, представляет собой совокупность рациональных и иррациональных суждений, основанных на оценках, ощущениях и ассоциациях. Образ мигранта лишь отчасти соотносится с образом той или иной страны или этноса. Отношение к мигранту всегда амбивалентно, оно складывается из симпатии и антипатии, составной частью его могут быть не только стереотипы, но и мифологемы. Негативное отношение к мигрантам указывает о напряжённой атмосфере в нутрии государства, о большой популяризованности понижающего типа социальной адаптации, неодолимых барьерах, затрудняющих социальную мобильность.

В последние годы мы становимся очевидцами создания ещё одного негативного образа в сознании народа, отрицательного отношения к мигрантам, особенно из азиатских стран. Миграционный кризис в Европе, проблема незаконной миграции и конкуренция с мигрантами на рынке рабочей силы – темы для острых дебатов в СМИ, а также причины формирования негативного образа трудового мигранта. Подобное отношение приводит к активизации общественного сознания и является небезопасной, так как в дальнейшем есть возможность спровоцировать обострение социальной напряжённости. Насколько этот образ актуален для учащейся молодёжи республик? И насколько острой является реакция на него? (таблица 3).

Таблица 3.

Распределение ответов респондентов из Тывы и Хакасии на вопрос: «Как Вы в целом относитесь к мигрантам?» (%)

 

Республика Тыва

Республика Хакасия

Положительно

8,0

8,1

Скорее положительно

10,8

7,5

Нейтрально

43,2

59,3

Скорее отрицательно

10,0

12,6

Отрицательно

15,7

9,5

Затрудняюсь ответить

12,2

3,1

 

Опрос показал преимущественно нейтральное отношение к мигрантам: в Тыве 43,2%, в Хакасии 59,3% при приблизительно равном распределении в обе стороны шкалы. В Республике Тыва 25,7 % респондентов показали настороженное и резкое отрицательное отношение к мигрантам. Количество мигрантов в Хакасии существенно выше, чем в Туве, поэтому экономические и «личные» причины большего расслоения отпадают. Вероятнее всего, наибольший эффект возымели материалы СМИ, либо «естественный национализм», свойственный территориям с преобладанием коренного населения .

Бомжи и нищие – тоже стигматоносцы, но вызывают они не классовую ненависть, а, скорее, брезгливость. Насколько она распространена среди учащейся молодёжи, даёт представление таблица 4.

Таблица 4.

  Распределение ответов респондентов из Тывы и Хакасии на вопрос: «Как Вы в целом относитесь к бомжам/нищим?» (%)

 

Республика Тыва

Республика Хакасия

Положительно

9,4

6,4

Скорее положительно

9,3

8,9

Нейтрально

40,0

60,3

Скорее отрицательно

12,8

13,1

Отрицательно

17,6

8,1

Затрудняюсь ответить

11,0

3,2

 

Нейтральные и отрицательные ответы понятны и в качественном (почему), и в количественном (сколько), процентном отношениях. В интерпретации нуждаются ответы положительные, которых тоже немало – осторожных и явных суммарно в Тыве 18,7%, в Хакасии 15,3%. На наш взгляд, молодые люди, давшие положительные ответы, воспринимают бомжей и нищих как своего рода «тренажеров толерантности»

Ещё один распространённый стигматизируемый образ – люди, страдающие наркотической зависимостью. Эмоциональное наполнение стигмата – презрение, брезгливость. Такое наполнение практически никогда не приводит к экстремистским акциям, тем более массовым. Исключение составляют случаи, когда эмоциональное наполнение осуществляется под воздействием не общественного мнения, а трагического личного опыта.

Таблица 5.

Распределение ответов респондентов из Тывы и Хакасии на вопрос: «Как Вы в целом относитесь к наркоманам?» (%)

 

Республика Тыва

Республика Хакасия

Положительно

1,5

2,2

Скорее положительно

1,7

1,1

Нейтрально

13,9

14,5

Скорее отрицательно

14,2

14,4

Отрицательно

59,6

65,9

Затрудняюсь ответить

9,1

1,9

 

Алкоголик – один из самых распространенных персонажей массового сознания, и один из самых амбивалентных. В отличие от наркомании, алкоголизм имеет повсеместное распространение и, в той или иной степени и форме, касается каждого россиянина. Однако нередки и сочувственные оценки и самого социального явления, и его носителей, поскольку употребление алкоголя вплетено в бесчисленное множество повседневных практик россиян.

Но наша генеральная совокупность – не россияне в целом, а учащаяся молодежь двух конкретных регионов (таблица 6).

Таблица 6.

Распределение ответов респондентов из Тывы и Хакасии на вопрос: «Как Вы в целом относитесь к алкоголикам?» (%)

 

Республика Тыва

Республика Хакасия

Положительно

1,5

2,2

Скорее положительно

1,7

1,1

Нейтрально

13,9

14,5

Скорее отрицательно

14,2

14,4

Отрицательно

59,6

65,9

Затрудняюсь ответить

9,1

1,9

 

Выяснилось, что положительное отношение к алкоголикам здесь ничтожно мало, а резко отрицательное предельно велико – в Кызыле оно составило 57,8%, а в Абакане – 57,3%.

Нам сейчас довольно трудно представить, как будут выглядеть массовые экстремистские акции, мишенью которых будут алкоголики, но социальный ресурс для них уже есть. Неизвестно, правда, изменится ли и в какую сторону отношение нынешней молодежи к алкоголизму в будущем, но это уже предмет другого, лонгитюдного исследования

Таким образом, вершину первенства в образе врага-изгоя для учащейся молодёжи обеих республик занимают участники сообщества ЛГБТ, страдающие наркоманией и алкоголизмом. Это  показывает, что у большинства респондентов существуют психологические барьеры в процессе общения с данной категорией людей. Но при определённых обстоятельствах существует вероятность в образовании конфликтных ситуаций, в большей степени в отношении гомосексуалистов. Положительное отношение учащейся молодёжи республик проявляется к инвалидам. Это является следствием государственной политики, так как в настоящее время имеет место настоящий бум «формирования комфортной среды для людей с ограниченными возможностями». Нейтральное отношение выявлено к  мигрантам, одной из причин такого отношения может являться не массовая миграция на территории республик Тывы и Хакасии. Мигранты не оценивается однозначно в категории «угроза» на данных территориях.

 

Список литературы:
1. Бовина И.Б., Бовин Б.Г. Стигматизация: социально-психологические аспекты (Часть1) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n3/63778.shtml (дата обращения: 14.12.2017)