Досуг Воронежской молодежи
Секция: Социология
XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Досуг Воронежской молодежи
Изучение досуговой составляющей жизни современной молодежи интересует большое количество ученых социологов нашей страны, а также специалистов за рубежом. Данный интерес, прежде всего связан с тем, что попустительское и упрощенное отношения к досугу на протяжении XX в. преобладание представлений о том, что досуг – это второстепенный элемент образа жизни, что время досуга молодое поколение проводит в асоциальных компаниях, сегодня привело к необходимости теоритического и практического обоснования представленной проблемы. Ученым важно выявить основные предпочтения, которые влияют на формирование досуга нынешней молодежи, а также определить какое место в «пирамиде потребностей» молодых людей занимает сейчас «свободное времяпрепровождение» и не эволюционировало ли оно в «посиделки в Интернете» во время обыденных занятий. Именно поэтому для преодоления назревших проблем, связанных, в первую очередь, с ухудшение морального и физического здоровья населения, необходимо применение ряда мер, которое естественно невозможны без каких-либо социологических исследований. Исходя из совокупности всех фактов, можно сделать вывод о том, что представленная проблема является одной из наиболее актуальной для современной социологической науки.
В нашем исследовании мы опирались на уже имеющиеся труды, по данной проблеме.
Так, в статье Коврова В.Ф. и Хамитова Р.М. «Организация досуга молодежи в условиях современной городской среды» рассматриваются актуальные для социологии и организации работы с молодежью вопросы организации досуга молодых людей в условиях города [5]. Обосновывается положение, что социализирующей макросредой в городском досуге выступает городская инфраструктура. Акцентируется внимание на то, что городская инфраструктура меняет образ и качество досуговой деятельности молодых людей. Рациональная и обоснованная городская инфраструктура даёт возможность максимально и эффективно содействовать удовлетворенности личности молодого человека в его самореализации, определяющие его самочувствие и настроение. Доступность досуговой инфраструктуры для молодых считается одним из главных критериев для удовлетворения потребностей [5].
В работе Корниенко Т.В. «Культура досуга современной молодежи. проблемы и перспективы развития» рассматривается генезис культуры досуга, а также состояние проблемы культуры досуга современной молодежи и его основные черты. Автор приходит к выводу о том, что зная особенности каждой субкультуры современной молодежи, учитывая ее потребности и интересы в настоящее время, процесс выстраивания и создания досуговых программ становится все эффективней и продуктивней. Однако при этом, необходимо не только следовать потребностям современной молодежи, но и развивать ее культуру досуга. Этого можно достичь только благодаря наличию высокого уровня культуры досуга у самого специалиста социокультурной сферы [6].
В исследовании Ионовой О.В. «Современные виды досуга студенческой молодежи» поднимается проблема «невежественного» отношения к досугу на протяжении XX в., когда преобладали представления о том, что досуг – это второстепенный элемент образа жизни, что время досуга молодое поколение проводит в асоциальных компаниях, данный факт привел к необходимости теоритического и практического обоснования проблемы [4]. И уже на основе анализа основных предпочтений студенческой молодежи в сфере проведения досуга выявились новые предпочтения, а также проблемы, которые они способны за собой повлечь.
В статье Фролова Е.В. «Сфера досуга молодежи в современном мире» представлен обзор зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблеме досуга. Также статья освещает результаты эмпирического исследования для изучения содержания и специфики досуга молодежи. Автором указывается, что досуг воспринимается молодежью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека [7]. Поэтому в настоящее время регламентирование досуга молодежи следует направить на комплектование такого типа досугового поведения, который одновременно отвечал бы потребностям социума в организации культурного досуга, содействующего развитию личности молодого человека, и социокультурным потребностям молодежи [7].
В публикации Иванушкиной М.А. «Особенности внедомашнего досуга молодежи» рассматриваются общероссийские тенденции диверсификации форм современного внедомашнего досуга молодежи. На основе результатов социологического исследования с учетом тенденции дифференциации форм внедомашнего досуга, «поход в кино» по-прежнему остается одним из самых популярных [3].
В работе Грушецкой И.Н. «Типология современных технологий организации досуга молодежи» выделены технологии, позволяющие молодёжи более конструктивно организовать своё свободное время. Показано, что технологии организации досуговой деятельности молодёжи способствуют восстановлению эмоционального равновесия молодых людей; развитию творческого поиска и личностного роста в клубных объединениях, формированию здорового образа жизни молодого человека [2].
Труд Бочарниковой И.С. «Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ» рассматривает досуг современной молодежи, который является одной из основополагающих сфер ее жизнедеятельности. Трансформация всех сторон жизни российского общества приводит к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Сравнительный социологический анализ исследований досуга позволил выявить определенные закономерности и региональные особенности досуговых предпочтений молодежи [1]. Так, региональные особенности молодежного досуга определяются социально-демографическими характеристиками, процессами, происходящими в обществе, состоянием здоровья, условиями окружающей среды и т. д. Однако автором отмечается, что культура досуговой деятельности является непосредственно результатом жизнедеятельности самой личности, ее стремления само выразиться и в то же время успешно социализироваться в современном обществе: превратить досуг в средство приобретения не только новых увлечений, но и знаний, умений, способностей [1].
Итак, обозначим наиболее интересные и специфичные результаты анализа, проведенного нами исследования.
Среди воронежской молодежи в возрасте до 22 лет большинство респондентов высказывается о наличии свободного времени в будние дни более двух часов. В группе от 23 до 30 лет превалирует заявление о наличии в свободном распоряжении одного – двух часов. В целом, можно с уверенностью заявить о том, что в связи с повышением возраста, уменьшается показатель свободного времени, однако судить о его полном отсутствии нельзя.
Что же касается время провождения своего досуга, то здесь доминантным выступает провождение времени в сети интернет. При чем, как у юношей, так и у девушек по всем трём возрастным категориям. На втором месте выделяется такая позиция, как подготовка к занятиям, в основном у возраста до 18 лет.
В следующем вопросе, мы решили проследить, сколько свободного времени в выходные дни отводится у Воронежской молодежи. Большинство ответов здесь относятся к двум основным показателям: от трёх до четырех часов, более 4 - х часов. Причем, наличие свободного времени более 4 - х часов выбирают большинство респондентов практически во всех трёх возрастных категориях. Данное свидетельство открыто заявляет о наличии достаточно большего количества свободного времени в выходные дни молодежи Воронежа всех возрастов.
Проводить свой досуг в выходные дни, опрашиваемые предпочитают в месте со своими друзьями и родными, в прямом («живом») общении с ними. Также, большое число респондентов среди юношей (в возрасте до 22 лет) отдают предпочтение провождению времени в сети интернет, так сказать «зависают в интернете». Девушки же предпочитают прогулки. Подготовка к занятиям, преобладает в возрасте до 18 лет, в равенстве как у девушек, так и юношей.
Для анализа направленности досуга Воронежской молодежи, мы выделили такие позиции: отдых и развлечения, непосредственное общение с друзьями, как говорится «лицом к лицу», интернет, саморазвитие, культурное обогащение, спорт, социальная и политическая активность.
Из перечисленных видов досуга у воронежцев отдых и развлечение превалирует над другими формами и видами отдыха до 22 лет. Затем первенство занимает непосредственное общение с друзьями, а отдых и развлечения становятся второстепенными. Социальная и политическая активность занимает последнее место во всех возрастных группах.
Далее мы проследили тенденцию наиболее распространенных видов досуга у молодежи г. Воронежа. Наиболее значимыми видами молодежь выделяет такие как: поход по магазинам и ТЦ- среди девушек, особенно до 18 лет, и в меньшей мере до 22 лет. Затем первенство занимает время провождение в сети интернет, в возрасте до 22 лет. Последнее место занимает спортивная деятельность, походы в кафе/бары, кинотеатры.
При ответе на вопрос достаточно ли в г. Воронеже мест для проведения досуга мнения воронежцев практически совпадают: ответы «скорее да, чем нет» и «да, достаточно» доминируют среди всех возрастных групп, особенно в возрасте от 23 до 30 лет.
Среди проблем в организации досуга молодежи мнения вновь разделились. Здесь особенно выделяются ответы: «проблем нет, я не знаю, воздержусь от ответа» - 40% и «проблемы связаны, прежде всего с администрацией и количеством мест для досуга» - 38%. Мысли воронежской молодежи, в ключе, что может сделать администрация г. Воронежа и области для улучшения ситуации с досугом, нами были получены следующие варианты ответов. Первый и доминирующий вариант- это создание новых мест для досуга, реорганизации и ремонт старых площадок – здесь предпочтения отдают больше девушек, чем юношей. Выбор молодых людей здесь - привлечение молодежи для решения данной проблемы на официальном уровне.
Таким образом можно сделать вывод о том, что в большей или в меньшей степени у молодых людей г. Воронежа присутствует достаточное количество свободного времени. Примечательным остается тот факт, что сегодня досуговая составляющая современной молодежи имеет двойственный характер: с одной стороны, при наличии свободного времени у респондентов они так или иначе предпочитают проводить его в «сети Интернет», что неизбежно ведет к кризисному положению живого общения, хотя, с другой стороны, если в распоряжении воронежцев находится более трех или четырех часов, то здесь во многом превалирует общение «лицом к лицу». Ввиду этого прослеживается определенная зависимость ответов на вопросы касающихся проблем организации досуга, где уникальным образом, почти в одинаковом соотношении существует мнения о том, что проблем нет и о том, что связанны проблемы прежде всего с администрацией.