Статья:

Математика в социальной работе

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Кузьмина С.П., Богдановский Э.Е. Математика в социальной работе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 27(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/27(28).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Математика в социальной работе

Кузьмина Светлана Петровна
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», РФ, г. Абакан
Богдановский Эдуард Евгеньевич
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», РФ, г. Абакан
Бекешева Ирина Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», РФ, г. Абакан

 

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

М.В. Ломоносов

 

Математика служит общеобязательной дисциплиной в школьной программе, однако особенностью обучения в высшем учебном заведении является распределение на специальности, которые делятся уже на гуманитарные и естественные, в специальностях, которые относятся к естественным наукам, превалирует математика, так же, как и в гуманитарных специальностях, только в меньшем объеме. Студенты направления «Социальная работа» изучают дисциплину «математика» на первом курсе в 1, 2 семестре. Содержание дисциплины охватывает вопросы, связанные с теорией вероятности, основами линейной алгебры, основами аналитической геометрии, основами дифференциального исчисления, а также математическим анализом (основы дифференциального и интегрального исчисления функции одной переменной).

Целями изучения дисциплины являются: формирование у студентов представлений о роли и месте математики в современном мире; подготовка в области фундаментальной и прикладной математики; овладение математическим аппаратом как инструментом познания, необходимого для глубокого усвоения общенаучных, общефилософских, экономических и специальных дисциплин; повышение их интеллектуального потенциала в целом. Курс должен способствовать приобретению закреплённых навыков решения математических задач, умению применять изученный материал для освоения других дисциплин и для свободной ориентации в вопросах, которые могут встретиться в теоретической и практической работе. Дисциплина направлена на формирование у студента способности использования в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-3).

Математика-это наука, без которой в современном мире обойтись нельзя, воплощение математического расчета мы можем видеть везде: в машине, в компьютере, в медицинском оборудовании и т. д. Но самое важное, математика развивает умственные способности, такие как: умение обобщать, анализировать, находить закономерности, логически мыслить и рассуждать. Данные умения необходимы специалисту по социальной работе, ведь их деятельность требует от них данных умений.

Рассмотрим одну из тем раздела «Теория вероятности», выборочный метод. Он нужен специалисту по социальной работе для проведения исследований при работе с клиентами (объектами) своей деятельности. Выборочный метод (method of sampling) – статистический метод исследования общих свойств совокупности каких-либо объектов на основе изучения свойств лишь части этих объектов. Совокупность исследуемых объектов, интересующих исследователя, называет генеральной совокупностью. А часть объектов, подлежащих изучению, называют выборочной совокупностью или выборкой. Необходимость выборочного метода может быть вызвана объективными причинами: - объект исследования очень обширный, например, исследование потребительских предпочтений на рынке продукта, прогноз результатов голосования на выборах и т.д. - необходимость в сборе первичной информации в «пилотных» исследованиях. Ключевые вопросы выборочного обследования: - количественная характеристика выборки или определение минимального количества наблюдений (объема выборки) для проведения исследования; - качественная характеристика выборки или способы и методы формирования выборочной совокупности. Главная задача выборочного обследования – с минимальным объемом выборки получить как можно более точное описание интересующей генеральной совокупности на основе выборочных данных. Добиться этого можно только на основе репрезентативной выборки, т.е. выборки объективно отражающей свойства генеральной совокупности.

У изучения математики есть свои особенности, такие как:

  1. Своеобразие математического языка.
  2. Математический язык насыщен специальными терминами, используются разнообразные символы.
  3. Высокая степень абстрактности, предъявляющая повышенные требования не только к уровню логического развития студента, но и к «геометрической интуиции».
  4. Использование идеи бесконечности.
  5. Большая общность методов и др.

Эти особенности следует учитывать при изучении математики и организации учебной деятельности студентов направления «Социальная работа». Основной теоретический материал дается без доказательства, акцент делается на практическое применение, на лекциях рассматривается большое количество примеров, используется геометрическая интерпретация, а также исторические сведения.

К примеру, специалист по социальной работе, используя темы «Теории вероятности», может определить прогресс или регресс в жизнедеятельности объекта. А именно, рассматривая полученные данные об объекте, можно рассчитать, с какой долей вероятности в ходе работы с клиентом, можно получить тот или иной результат.

Представим задачу: «Отдел социального контроля проверяет 9 семей. Вероятность того, что одна семья окажется без нарушений, равна 0.75. Найти вероятность того, что три наудачу выбранные семьи будут с нарушениями.

Вероятность того, что в n независимых испытаниях, в каждом из которых вероятность появления события равна P, событие которое наступит ровно m раз, вычисляется по формуле Бернулли

где q- вероятность противоположного события

Из всего сказанного следует вывод: знания в области математики являются частью человеческой культуры, и именно поэтому важно не конфронтировать гуманитарное и естественнонаучное образование, а осуществлять их грамотный синтез. Ведь лишь некоторая часть учебного материала по математике на практике потребуется будущим социальным работникам. Однако будущий успех большинства студентов будет напрямую зависеть от их интеллектуального потенциала, мышления, умения применять знания в различных ситуациях – всё это является частью Великой науки – математики.  

 

Список литературы: 
1. Теория вероятностей и математическая статистика: учебно-методический комплекс по дисциплине: практикум / сост. И.С. Егорова, Е.А. Михалкина. – Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2012. – 120 с.
2. Журнал «Вестник ПсковГУ» Серия «Естественные и физико-математические науки» 4/2014. Автор: Н.В. Перькова. «Изучение математики студентами направления «Социальная работа»: [сайт]. URL:  https://cyberleninka.ru/article/v/izuchenie-matematiki-studentami-napravleniya-sotsialnaya-rabota