Статья:

Исследование удовлетворенности профессиональным выбором студентов Института социальных наук ИГУ

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Непомнящих Т.А. Исследование удовлетворенности профессиональным выбором студентов Института социальных наук ИГУ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование удовлетворенности профессиональным выбором студентов Института социальных наук ИГУ

Непомнящих Татьяна Андреевна
студент, Иркутский государственный университет, РФ, г. Иркутск

 

В статье приведены результаты исследования удовлетворенности профессиональным выбором студентов, которое было проведено на базе Института социальных наук Иркутского государственного университета.

Профессиональное становление является важной составляющей становления личности в целом.

В профессиональном становлении важным этапом является этап профессионального обучения или подготовки, который имеет специфические особенности, определяемые выбором профессии. В течение этого периода происходит освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формируются социально-значимые и профессионально важные качества, осуществляется развитие профессионального самосознания. Во время профессионального обучения многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Исследователи называют этоn период кризисом профессионального становления (Ю. П. Поваренков, Э. Ф. Зеер). Он отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения. Во время данного кризиса у студентов возникает недовольство отдельными учебными предметами, они начинают сомневаться в правильности профессионального выбора, наблюдается снижение интереса к учебе.

В марте-апреле 2016 года на базе Института социальных наук Иркутского государственного университета (далее ИСН ИГУ) было проведено пилотажное исследование, проходившее в форме анкетирования.

Целью нашего исследования являлось изучение удовлетворенности студентов своим профессиональным выбором. В исследовании приняло участие 52 студента I, II, III и IV курса очной формы обучения ИСН ИГУ всех направлений подготовки, которые предлагаются институтом: «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление (ГМУ)», «Социология», «Менеджмент».

По данным на декабрь 2015 года в Иркутском государственном университете на очной форме обучается 8783 студента. В ИСН ИГУ численность студентов на декабрь 2015 года составляла 359 человек.

Обработка анкет производилась посредством программного комплекса SPSS Statistics 17.0.

В результате обработки анкет и анализа данных были получены следующие результаты.

Подавляющее большинство респондентов (78,8%) были женского пола. Данный факт определяется тем, что в ИСН ИГУ обучаются в основном лица женского пола. Возраст респондентов распределился следующим образом: до 20 лет и младше – 61,5%, от 21 года и старше – 38,5%. Курсы, на которых обучаются респонденты, были представлены в равных долях.

Большинство опрошенных утверждают, что живут с родителями (44,2%), 26,9% респондентов проживают в общежитии. 11,5% студентов имеют свое жилье. Большинство респондентов обучаются на бюджетной основе (67,3%).

Анализ ответов на вопрос «Интересно ли респонденту учиться?» показал, что большинству респондентов (76,9%) в целом учиться интересно. 19,2% утверждают, что им скорее не интересно учиться.

Ответы на вопрос «Изменилось ли Ваше отношение к учебе по сравнению с начальным периодом обучения?» показали, что у студентов в равной степени отношение к учебе как улучшилось, так и ухудшилось (по 32,7%). При этом наблюдается следующая тенденция. Чем старше курс, на котором обучается респондент, тем выше процент студентов, которые стали хуже относиться к учебе (на первом курсе 16,7%, на 4 курсе – 57,1%). Наиболее популярными причинами ухудшения отношения к учебе, выделенные респондентами, были следующие: плохая организация учебного процесса – данную причину указали 57,9% респондентов; разочарование в специальности – данную причину выбрали 47,4% опрошенных; много ненужных предметов – эту причину указали 36,8% респондентов (при ответе на данный вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответа).

Основными мотивами, которыми руководствуются абитуриенты при поступлении в вуз, респонденты посчитали следующие: во-первых, престиж высшего образования (69,2%), во-вторых, желание иметь высокооплачиваемую работу (46,2%), в-третьих, по мнению респондентов, абитуриенты ориентируются на требования родителей (42,3%). При ответе на данный вопрос респонденты могли обозначить несколько мотивов.

Анализ ответов на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту специальность» показал, респонденты почти в равной степени выбрали специальность, особо не задумываясь (26.9%), и из-за интереса к выбранной специальности (25%). Также респондентами были предложены вариант, связанный с результатами ЕГЭ и возможность обучения на бюджетной форме обучения. Таким образом, можно говорить о том, что на выбор профессии влияют не только заинтересованность молодого человека в той или иной профессии, но и внешние факторы, такие как возможность обучения за счет государственных средств.

Анализ ответов на вопрос «Доволен ли респондент своим профессиональным выбором» показал, что чуть больше половины респондентов (51,9%) в целом довольны своим профессиональным выбором. При этом процент мужчин в целом довольных выбором своей профессией (81,8%) значительно выше, чем процент женщин, довольных своим выбором (43,9%). Только 1,9 % респондентов полностью не довольны своим выбором.

При ответе на один из вопросов анкеты респондентам было предложено оценить, в какой степени определенные параметры влияют на их отношение к получаемой профессии. Такими параметрами были: престижность профессии в обществе, уровень оплаты труда, возможность легко устроиться на работу, возможность быстро сделать карьеру, возможность развить свои способности, удовлетворение от труда в данной области, творческий характер труда и возможность общения с людьми.

На отношение большинства респондентов к получаемой профессии в большей степени влияют такие параметры как удовлетворение от труда в данной области (50%); возможность развить свои способности (48,1%); уровень оплаты труда (44,2%). В меньшей степени влияют такие параметры как возможность быстро сделать карьеру (23,1%) и творческий характер труда (19,2%).

У большинства респондентов (67,3%) возникало желание что-либо изменить в своем профессиональном настоящем или будущем, при этом 55,8% респондентов не принимало каких либо действий, направленных на изменение своего профессионального настоящего или будущего. Это может свидетельствовать о проявлении инертного поведения студентов. Наличие желания что-либо изменить еще не означает, что что-то действительно изменится. 19,2% опрошенных из числа тех, кто хотел бы что-то изменить в своем профессиональном настоящем или будущем утверждают, что уже предпринимали такие попытки. Студенты посещают дополнительные занятия, курсы; кто-то параллельно получает второе образование или работает в другой, отличной от его специальности, области.

Данное желание возникает чаще у респондентов, которые обучаются на втором и четвертом курсах (76,9% и 78,6% соответственно). Данный факт подтверждает, что кризис профессионального становления проявляется на втором и четвертом курсах. На втором курсе обучения у студентов начинают появляться специализированные предметы, на которых раскрываются основы выбранной профессии, студент начинает более полно понимать, что представляет собой его будущая профессия. На четвертом же курсе, от обилия специализированных дисциплин, постоянных контактов с одними и теми же людьми, предстоящими государственными экзаменами и защитой выпускной квалификационной работы студент начинает терять интерес к текущей деятельности и искать для себя новые сферы деятельности.

Одним из завершающих вопросов был вопрос о том, что могло бы улучшить отношение респондента к получаемой профессии. Наиболее популярным ответом стало предложение о проведении экскурсий в организации, которые могут быть местами практики или местом дальнейшего трудоустройства студента. Данный вариант ответа выбрали 51,9% опрощенных. Вторым по популярности вариантом, который мог улучшить отношение респондента к получаемой профессии, был «встречи со специалистами» — данный вариант выбрали 50% респондентов. Также отношение респондента могло бы быть улучшено, если бы проводилось больше практических занятий (44,2%).

Анализ ответов на вопрос о том, планирует ли респондент работать по специальности, выявил, что большинство респондентов (38,5% респондентов) хотели бы работать по специальности, но из-за нехватки рабочих мест, возможно, не смогут этого сделать. 7,7% респондентов разочарованы в профессии и собираются работать в другой сфере.

Проанализировав все вопросы анкеты можно сделать следующий вывод о том, что в целом студенты, которые приняли участие в исследовании, довольны своим профессиональном выбором. Они отмечают, что им достаточно интересно учиться, и они удовлетворены своей студенческой жизнью. При этом есть доля студентов, которая разочаровалась в своей профессии. Связано это с тем, что абитуриенты не достаточно тщательно подходят к вопросу выбора своей будущей профессии, об этом свидетельствует достаточно большая доля респондентов, которые выбрали направление обучения, не задумываясь.

По-моему мнению, данную проблему можно решить путем разработки и внедрения комплексной профориентационной программы, которая бы включала не только определение способностей школьников, как это происходит сейчас, но и встречи с представителями профессий, которые бы от первого лица рассказывали о плюсах и минусах определенного рода занятий, с какими трудностями сталкивался специалист. Также нужно уделить внимание «профессиям будущего» – профессиям, которые будут востребованы как раз после получения профессионального образования. Таким образом, школьники, расширяя спектр своих знаний о представленных профессиях на рынке труда, будут делать свой выбор более осознано, а значит, с большим желанием будут открывать для себя новые знания в выбранной области.