Статья:

Исследование ценностной сферы студентов

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Меньшенина Н.В. Исследование ценностной сферы студентов // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/1(41).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование ценностной сферы студентов

Меньшенина Надежда Валерьевна
студент, ФГБОУ ВО Уральский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Екатеринбург
Валинурова Надежда Гавриловна
научный руководитель, канд. пед. наук, ФГБОУ ВО Уральский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Екатеринбург

 

Ценностная сфера студентов способна изменяться не только на протяжении жизни, но и в зависимости от поколения. В статье рассматриваются факторы, влияющие на изменчивость ценностной сферы молодежи, в частности студентов.

В настоящее время ценности молодежи значительно отличаются от ценностей предыдущих поколений. В общем-то можно сказать, что ценности каждого поколения отличаются от предыдущего. Конечно, это не касается всего поколения поголовно. Всегда есть исключения, которые не поддерживают своих современников в определении ценностей поколения.

Но в основном, несомненно, можно выделить ряд ценностей, которые будет разделять целое поколение. Это происходит по одной простой причине. Ценности человека формируются исходя из политической обстановки в стране и в мире (точнее как ее представляют нам СМИ), экономической ситуации, влияния семьи, общества. Большинство из перечисленного является общим для всего поколения, но как раз из того меньшинства и различного восприятия мира и возникает эта разница в ценностях.

Несмотря на это ценности со временем могут и будут меняться в зависимости от влияния на человека вышеперечисленных факторов (так как они сами изменчивы) и от стойкости убеждений человека.

В данной статье мы рассмотрим различия в ценностях поколений 5 лет на примере студентов УрГУПС с 1 по 5 курс, за исключением второго. В ноябре-декабре 2015 года был проведён опрос студентов, одной из целей которого было выявление динамики ценностей нескольких поколений. В опросе приняло участие 370 человек, 49% из которых мужчины, а 51% женщины. Большинство из них – студенты 1 курса (39%), 27,5% со 2 курса, с 4 и 5 – 17,3% и 16,2% соответственно (в следствие их занятости на последних курсах). Выборка квотная.

В начале хотелось бы внести определенность понятием ценность. Ценность – это значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений [1]. В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные).

Материальные (способствуют жизни): простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления); ценности более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).

Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

Нашим респондентам было представлено оценить значимость для них таких общепризнанных ценностей как материальное благополучие, здоровье, семья, профессиональные достижения, любимый человек, делать то, к чему лежит душа, хорошие, верные друзья, безопасность и стабильность, уважение окружающих, отдых, удовольствия, развлечения, вера, духовное развитие.

Для начала мы узнали у студентов с чем у них ассоциируется успех. Успех в данном контексте выступает как наиболее оптимальной и желаемой стадии развития и условий существования личности. Большинство всех групп студентов ответили, что с наличием достаточного количества денег. Если смотреть по курсам, то у 1 и 5 курса первое место среди вариантов занимает творческая самореализация.

Наличие достаточного количества денег в нашем мире помогает решать практически все проблемы, связанные с обеспечением жизнедеятельности. Время диктует нам эту ценность как основную, так как многое завязано на деньгах и многое возможно решить деньгами. Развитие не стоит на месте, поэтому натуральный обмен уже давно и крепко заменен рыночными отношениями. Исходя из этого, основная цель студентов стать материально независимыми. Это подтверждают данные нашего исследования 1 курс (42,9%), 3 курс(46,3%), 4 курс (52,6%), 5 курс (32,4%) считают своим идеалом стать материально – независимым человеком.

Творческую же самореализацию можно рассматривать как раскрытие своего потенциала в практической деятельности, самовыражение в своей индивидуальности. В последнее время так же становится популярной такая идеология: «занимайся тем, чем хочешь заниматься». Многие блоги и блоггеры агитируют молодежь реализовать свой потенциал и наслаждаться этим.

Самыми же главными ценностями в жизни студенты выделили 4 основных пункта: материальное благополучие, здоровье, семья и профессиональные достижения.

Первый курс также выделил пункт: делать то, к чему лежит душа (44,2%). На первом месте у этой группы оказалась семья (58,4%), а на втором материальное благополучие (48,1%). Такое распределение, возможно, связано с разлукой с родителями у многих студентов и потребность в деньгах в следствие начала самостоятельной жизни.

У 4 и 5 курса дела обстоят иначе: первое место разделили материальное благополучие и здоровье, а второе семья и профессиональные достижения. К окончанию университета студенты все больше задумываются о своей будущей жизни и ставят в приоритет более осознанные ценности.

Если пронаблюдать в динамике расположение ценностей по местам, то можно заметить, что с 2011 года у всех групп семья с первого плана перешла на второй, поменявшись с материальными ценностями. Так же студенты больше стали задумываться о здоровье и творческой самореализации.

Такую перестановку можно легко объяснить изменениями в обществе. Кризисы, инфляция, нестабильность экономики дают молодежи понять, что будучи материально обеспеченным возможно остаться на плаву в этом нестабильном мире. Так же понимание того, что в мире практически все можно купить привлекает студентов.

Семья так же не отстает от лидера ценностей. Молодежь понимает, что семья важный жизненный институт, функции которого неоспоримы и не приобрести за материальные средства.

Что касается здоровья, то в настоящее время идет серьезная пропаганда здорового образа жизни. Правильное питание, занятия спортом стали практически модой последних лет. Это безусловно правильно, в аспекте роста заболеваемости от эпидемических, сердечно-сосудистых, онкологических болезней. Но правильно, если не злоупотреблять тем же спортом и правильным питанием.

Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что ценности студентов изменились по сравнению с предыдущими годами. Приобрело большее значение материальная обеспеченность, забота о здоровье, творческое самовыражение. Нельзя однозначно утверждать, что какая-то из этих ценностей является хорошей или плохой. Все зависит от самого человека и его восприятия этой ценности. Но можно точно сказать, что общество и ситуация в мире оказывают прямое влияние на значимость данных направленностей для молодежи.

 

Cписок литературы:
1. Ванакова Г.В. Становление жизнедеятельности молодежи: монография [Текст] / Г.В. Ванакова; Изд-во Дальневосточной гос. социально-гуманитарной академии. – Биробиджан, 2011. – 136с.
2. Важнейшие массовые неэпидемические болезни. http://medfind.ru/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=190.
3. Скоморохова Е.В., Бачинина М.А., отчет о проведении мониторингового исследования 2015 года студентов 1, 3 и 5 курса УрГУПС «Ценностные ориентации будущего молодого специалиста» [Текст] / Е.В. Скоморохова, М.А. Бачинина; Екатеринбург, 2015 г. – 73 с.
4. Киямова Л. У. Влияние СМИ на развитие мировоззрения молодежи [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, октябрь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 96–97.
5. Валинурова Н.Г., Матвейчев О.А. Современный человек: в поисках смысла. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 260 с.