Исследование ценностной сферы студентов
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Исследование ценностной сферы студентов
Ценностная сфера студентов способна изменяться не только на протяжении жизни, но и в зависимости от поколения. В статье рассматриваются факторы, влияющие на изменчивость ценностной сферы молодежи, в частности студентов.
В настоящее время ценности молодежи значительно отличаются от ценностей предыдущих поколений. В общем-то можно сказать, что ценности каждого поколения отличаются от предыдущего. Конечно, это не касается всего поколения поголовно. Всегда есть исключения, которые не поддерживают своих современников в определении ценностей поколения.
Но в основном, несомненно, можно выделить ряд ценностей, которые будет разделять целое поколение. Это происходит по одной простой причине. Ценности человека формируются исходя из политической обстановки в стране и в мире (точнее как ее представляют нам СМИ), экономической ситуации, влияния семьи, общества. Большинство из перечисленного является общим для всего поколения, но как раз из того меньшинства и различного восприятия мира и возникает эта разница в ценностях.
Несмотря на это ценности со временем могут и будут меняться в зависимости от влияния на человека вышеперечисленных факторов (так как они сами изменчивы) и от стойкости убеждений человека.
В данной статье мы рассмотрим различия в ценностях поколений 5 лет на примере студентов УрГУПС с 1 по 5 курс, за исключением второго. В ноябре-декабре 2015 года был проведён опрос студентов, одной из целей которого было выявление динамики ценностей нескольких поколений. В опросе приняло участие 370 человек, 49% из которых мужчины, а 51% женщины. Большинство из них – студенты 1 курса (39%), 27,5% со 2 курса, с 4 и 5 – 17,3% и 16,2% соответственно (в следствие их занятости на последних курсах). Выборка квотная.
В начале хотелось бы внести определенность понятием ценность. Ценность – это значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений [1]. В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные).
Материальные (способствуют жизни): простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления); ценности более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).
Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.
Нашим респондентам было представлено оценить значимость для них таких общепризнанных ценностей как материальное благополучие, здоровье, семья, профессиональные достижения, любимый человек, делать то, к чему лежит душа, хорошие, верные друзья, безопасность и стабильность, уважение окружающих, отдых, удовольствия, развлечения, вера, духовное развитие.
Для начала мы узнали у студентов с чем у них ассоциируется успех. Успех в данном контексте выступает как наиболее оптимальной и желаемой стадии развития и условий существования личности. Большинство всех групп студентов ответили, что с наличием достаточного количества денег. Если смотреть по курсам, то у 1 и 5 курса первое место среди вариантов занимает творческая самореализация.
Наличие достаточного количества денег в нашем мире помогает решать практически все проблемы, связанные с обеспечением жизнедеятельности. Время диктует нам эту ценность как основную, так как многое завязано на деньгах и многое возможно решить деньгами. Развитие не стоит на месте, поэтому натуральный обмен уже давно и крепко заменен рыночными отношениями. Исходя из этого, основная цель студентов стать материально независимыми. Это подтверждают данные нашего исследования 1 курс (42,9%), 3 курс(46,3%), 4 курс (52,6%), 5 курс (32,4%) считают своим идеалом стать материально – независимым человеком.
Творческую же самореализацию можно рассматривать как раскрытие своего потенциала в практической деятельности, самовыражение в своей индивидуальности. В последнее время так же становится популярной такая идеология: «занимайся тем, чем хочешь заниматься». Многие блоги и блоггеры агитируют молодежь реализовать свой потенциал и наслаждаться этим.
Самыми же главными ценностями в жизни студенты выделили 4 основных пункта: материальное благополучие, здоровье, семья и профессиональные достижения.
Первый курс также выделил пункт: делать то, к чему лежит душа (44,2%). На первом месте у этой группы оказалась семья (58,4%), а на втором материальное благополучие (48,1%). Такое распределение, возможно, связано с разлукой с родителями у многих студентов и потребность в деньгах в следствие начала самостоятельной жизни.
У 4 и 5 курса дела обстоят иначе: первое место разделили материальное благополучие и здоровье, а второе семья и профессиональные достижения. К окончанию университета студенты все больше задумываются о своей будущей жизни и ставят в приоритет более осознанные ценности.
Если пронаблюдать в динамике расположение ценностей по местам, то можно заметить, что с 2011 года у всех групп семья с первого плана перешла на второй, поменявшись с материальными ценностями. Так же студенты больше стали задумываться о здоровье и творческой самореализации.
Такую перестановку можно легко объяснить изменениями в обществе. Кризисы, инфляция, нестабильность экономики дают молодежи понять, что будучи материально обеспеченным возможно остаться на плаву в этом нестабильном мире. Так же понимание того, что в мире практически все можно купить привлекает студентов.
Семья так же не отстает от лидера ценностей. Молодежь понимает, что семья важный жизненный институт, функции которого неоспоримы и не приобрести за материальные средства.
Что касается здоровья, то в настоящее время идет серьезная пропаганда здорового образа жизни. Правильное питание, занятия спортом стали практически модой последних лет. Это безусловно правильно, в аспекте роста заболеваемости от эпидемических, сердечно-сосудистых, онкологических болезней. Но правильно, если не злоупотреблять тем же спортом и правильным питанием.
Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что ценности студентов изменились по сравнению с предыдущими годами. Приобрело большее значение материальная обеспеченность, забота о здоровье, творческое самовыражение. Нельзя однозначно утверждать, что какая-то из этих ценностей является хорошей или плохой. Все зависит от самого человека и его восприятия этой ценности. Но можно точно сказать, что общество и ситуация в мире оказывают прямое влияние на значимость данных направленностей для молодежи.