Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОИСКА РАБОТЫ ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Лурье А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОИСКА РАБОТЫ ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(62).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОИСКА РАБОТЫ ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА РОССИИ

Лурье Алексей Александрович
Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Санкт-Петербург

 

RESEARCH OF JOB SEARCH STRATEGIES BY UNIVERSITY GRADUATES IN THE MODERN RUSSIAN LABOR MARKET

 

Alexey Lurye

North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. Статья исследует стратегии поиска работы выпускниками вузов на современном рынке труда России.

Был проведен опрос студентов последних курсов различных специальностей, чтобы выявить наиболее эффективные методы поиска работы.

Цель исследования. Определить мнение респондентов (студентов выпускных курсов российских вузов) относительно планов по трудоустройству и подходов к поиску работы.

Метод исследования. Проведение интернет-опроса среди студентов выпускных курсов вузов с использованием онлайн-анкеты.

Результат исследования. Получены данные интернет-опроса, показывающие стратегии, которых придерживаются студенты выпускных курсов вузов при планировании поиска работы.

Выводы. Большинство студентов задумываются о своей карьерной траектории при поступлении в вуз. Студенты опираются на сильные социальные связи при планировании поиска работы, а различные мероприятия, организованные вузами или работодателями, интересуют чуть больше половины опрошенных.

Abstract. The article explores the strategies of job search by university graduates in the modern Russian labor market.

A survey of last-year students of various specialties was conducted to identify the most effective methods of job search.

The purpose of the study. To determine the opinion of respondents (graduate students of Russian universities) regarding employment plans and approaches to job search.

The research method. Conducting an online survey among graduate students of universities using an online questionnaire.

Result of investigation. The data of the Internet survey were obtained, showing the strategies that graduate students adhere to when planning a job search.

Conclusions. Most students think about their career pathway when entering a university. Students rely on strong social ties when planning their job search, and slightly more than half of the respondents are interested in various events organized by universities or employers.

 

Ключевые слова: выпускники вузов, трудоустройство, поиск работы, рынок труда.

Keywords: university graduates, employment, job search, labor market.

 

Современный рынок труда в России представляет собой динамичную среду, которая постоянно меняется и требует актуальных знаний и навыков у тех, кто ищет работу. Выпускники вузов являются одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда, так как они только начинают свой профессиональный путь и часто не имеют достаточного опыта и навыков, чтобы успешно справится с конкуренцией на рынке труда.

Статья содержит результаты исследования, основанные на опросе выпускников различных вузов и отраслей, которые были проведены с использованием современных методов исследования.

Результаты исследования могут быть полезны для выпускников вузов при выборе оптимальных стратегий поиска работы, а также для работодателей, которые заинтересованы в привлечении и удержании высококвалифицированных специалистов.

Интересная работа входит в перечень главных ценностей молодежи наряду с семьей, друзьями и здоровьем [1, с. 33]. В последнее время исследовали отмечают рост разнообразия образовательных траекторий: получение профессионального образования после 9 или 11 класса, получение высшего образования после школы или окончания среднего специального учебного заведения или профессионального училища, получение нескольких дипломов о высшем образовании, ученая степень [2, с. 207].

Поиск работы и первое трудоустройство должны рассматриваться как часть адаптации молодежи на рынке труда [3, c. 16]. Эти процессы могут идти параллельно с обучением или осуществляться после окончания учебного заведения.

Р.Р. Гарипова и К.В. Грибенщиков рассматривают стратегии адаптационного поведения студентов-выпускников на рынке труда. По их наблюдениям, к окончанию профессионального обучения молодежная занятость стремится стать не эпизодической, а постоянной [4, с. 252]. Также К.В. Грибенщиков подчеркивает, что после завершения обучения в вузе 65,8 % выпускников самостоятельно ищут работу, большинство при этом (97,7 %) работают по найму. По данным исследования, при поиске работы студенты прибегают к трем категориям источников: 1) родители-родственники, знакомые, друзья; 2) средства массовых коммуникаций; 3) специализированные государственные институты рынка труда [5, с. 102].

И.А. Кох связывает проблемы трудоустройства молодых специалистов с проблемой безработицы [6, c. 63]. В исследовании анализируется положение молодых специалистов на рынке труда, приводятся некоторые причины безработицы среди молодежи. Отмечается, что безработица приводит к серьезным экономическим, социальным и психологическим издержкам.

Проведенное исследование среди студентов, обучающихся на последнем курсе вуза, показало, что большинство респондентов планировали трудоустройство по специальности до поступления в вуз – об этом указали 66% респондентов. В то же время 13,8% респондентов отметили, что оценка перспектив трудоустройства перед поступлением в вуз не важна, а главная цель – получение образования (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Учет перспектив трудоустройства абитуриентами перед поступлением в вуз

 

Согласно исследованию, 61% респондентов указывает на то, что в период обучения студенты планируют трудоустраиваться по специальности. Вероятно, это может быть в определенной степени подтверждением того, что студенты заранее учитывают перспективы трудоустройства по будущей специальности (Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Планы трудоустройства по специальности среди студентов вузов

 

Исследование показало, что при поиске работы студенты планируют чаще отдавать приоритет использованию социальных связей и контактов, реже планируют искать работу через социальные сети и различные мероприятия, организованные вузом или работодателями. Подробнее информация представлена на рисунке 3 – чем выше балл, тем приоритетнее канал для респондентов в части планов по поиску работы.

 

Рисунок 3. Приоритет каналов в планах использования для поиска работы среди студентов вузов

 

Согласно результатам исследования, 43,7% респондентов не участвуют в мероприятиях, посвященных карьере и поиску работы. А в ярмарках вакансий принимают участие всего лишь 22% (Рисунок 4).

 

Рисунок 4. Участие респондентов в различных мероприятиях по поиску работы

 

Почти 60% респондентов исследования указывают на то, что контакт или знакомство с сотрудником компании до трудоустройства является важным преимуществом для кандидата. 20,5% респондентов посчитали, что наличие контактов никак не влияют на трудоустройство (Рисунок 5).

 

Рисунок 5. Важность наличия контакта с сотрудником компании до трудоустройства в нее среди респондентов

 

Наиболее важным фактором при выборе работы, на который респонденты обращают внимание чаще всего, являются: заработная плата, репутация компании и ее территориальное расположение. Подробнее информация представлена на рисунке 6 – чем выше балл, тем более важен фактор для респондентов.

 

Рисунок 6. Наиболее важные факторы при выборе работы среди респондентов

 

Проведенное исследование показало, что большинство респонденты используют дополнительные курсы для получения дополнительных знаний и сертификатов или планируют это делать в будущем (Рисунок 7).

 

Рисунок 7. Использование дополнительных курсов для получения дополнительных знаний среди респондентов исследования

 

Наличие опыта для выпускника вуза считается преимуществом в любом случае среди респондентов проведенного исследования. Этого мнения придерживаются 67,5% опрошенных. Лишь 5,6% не считают опыт преимуществом при устройстве на работу (Рисунок 8).

 

Рисунок 8. Оценка опыта работы выпускника вуза в качестве преимущества при трудоустройстве

 

Более, чем у трети респондентов имеется опыт работы, но не по специальности (35,2%), почти у четверти опрошенных (24,9%) имеется опыт работы по специальности и практически у 40% опрошенных нет никакого опыта работы в настоящий момент (Рисунок 9).

 

Рисунок 9. Наличие опыта работы среди участников исследования

 

Подводя итоги, на основе проведенного социологического исследования среди студентов выпускных курсов российских вузов можно сделать вывод о том, что большинство респондентов заранее задумываются о своей будущей специальности при поступлении в вуз. Приоритет же при поиске работы отдается личным связям и контактам, в меньшей – различным мероприятиям вуза или работодателя. Личный контакт с представителем работодателя может стать весомым фактором и преимуществом для кандидата при трудоустройстве.

При поиске работы респонденты прежде всего обращают внимание на уровень заработной платы, репутации компании и территориального расположения. В дополнение к этому наличие опыта работы для выпускника является преимуществом в любом случае при трудоустройстве.

 

Список литературы:
1. Беликов М. Ю. Вузы Краснодарского края как фактор развития регионального рынка труда в турбизнесе / М. Ю. Беликов, Т. А. Волкова, Ю. И. Карпова // Вестник Национальной академии туризма. — 2018. — № 3. — С. 33-36. — Библиогр.: с. 36.
2. Бельская Ю.В. Стратегии трудоустройства студентов направления подготовки "реклама и связи с общественностью" / Ю.В. Бельская, Д.В. Кутолина // Социальные коммуникации и эволюция обществ : материалы V Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 05–10 сентября 2015 г. / под ред. И.А. Вальдмана. Новосибирский государственный технический университет. — 2016. — С. 207-212.
3. Болотин И.С. Трудоустройство и трудоустриваемость выпускников вузов России: прошлое и настоящее / И.С. Болотин, С.И. Басалай, А.А. Михайлов // Социология образования. — 2016. — № 2. — С. 16-29.
4. Гарипова Р.Р. Выпускники вузов на рынке труда: ожидания и стратегии поведения / Р.Р. Гарипова, А.В. Арзина // Дыльновские чтения «Российская идентичность: состояние и перспективы» : материалы научно-практической конференции, Саратов, 12–15 февраля 2015 г. — 2015. — С. 251-253.
5. Грибенщиков К.В. Стратегии адаптационного поведения студентов-выпускников на рынке труда // Актуальные проблемы социальных и психологических наук: теория, методология, практика : материалы симпозиума XV (XLVII) Международной научно-практической конференции, Кемерово, 01–30 апреля 2020 года / науч. ред. А.В. Серый. — 2020. — С. 100-103.
6. Кох И.А. Проблемы трудоустройства и безработицы молодых специалистов // Человек. Культура. Управление : сборник научных статей XVI научной конференции. — 2016. — С. 63-76.