Статья:

Политика народосбережения В. В. Путина в контексте социальной политики

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Рудакова К.К., Шейдина У.С. Политика народосбережения В. В. Путина в контексте социальной политики // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(11).pdf (дата обращения: 19.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 131 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Политика народосбережения В. В. Путина в контексте социальной политики

Рудакова Ксения Константиновна
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Шейдина Ульяна Сергеевна
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

На сегодняшний день нет четкого определения, что же такое социальная политика. Данное понятие достаточно многогранно и сложно. Разные исследователи в этой области по-своему определяют этот термин.

Отечественные социологические исследования в области социальной политики в сравнении с зарубежным начали разрабатываться относительно недавно. Тем не менее, можно выделить ряд исследователей, а именно В.В. Колкова, И.Г. Зайнышева, И.А. Григорьеву, И.М. Лаврененко, затрагивающих в своих работах данную проблему. Наиболее полное, на наш взгляд, определение И.Г. Зайнышева, по которому социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения [1, с. 57].

Несмотря на такое огромное количество интерпретаций, можно выделить и общие тенденции к определению социальной политики. Бесспорно, большинство исследователей сходятся в том, что социальная политика – это, прежде всего, система определенных действий как со стороны государства, так и общества, целью которых является обеспечение благосостояния всего общества.

Социальная политика государства включает в себя огромное множество направлений, начиная от политики в области развития рынка труда и заканчивая развитием культуры и СМИ. В данной статье мы будем ориентироваться на классификацию направлений социальной политики, выделенную отечественным исследователем В.М. Капицыным в работе «Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости». Владимир Михайлович выделил 7 таких направлений:

1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование;

2) поддержка семьи, детства, материнства и отцовства;

3) жилищная политика, коммунальное, бытовое обслуживание населения;

4) поддержка престарелых и инвалидов;

5) социальное обслуживание населения;

6) охрана окружающей природной среды;

7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев [18, с. 45].

Также к числу основных направлений социальной политики можно отнести политику в области образования, рынка труда и демографическую политику.

Выяснив содержание и базовые элементы социальной политики, мы, наконец, подошли к главным вопросам нашего исследования: какие задачи в области социальной политики ставит перед собой наше государство? Каким образом данная политика реализуется на местах? И, что немаловажно, каковы её результаты по оценкамсовременного российского общества?

Социальная политика современной России опирается на так называемую идею народосбережения. Её истоки восходят к публицистическому эссе А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию», изданному ещё в июле 1990 года. Одну из главнейших задач государства Александр Исаевич видел в «сбережении народа», которое проявляется не только в плане увеличения его численности, но и в его физическом и нравственном совершенствовании [10].

Эти идеи перенял В.В. Путин. В своей пятой программной статье от 2012 года под названием "Строительство справедливости. Социальная политика для России" Владимир Владимирович призвал реализовать стратегию "народосбережения" и увеличить население России до 154 млн человек [8].

Как нам кажется, смысл идеологии «народосбережения», высказанной В. В. Путиным, в том, чтобы улучшить качество жизни населения России, увеличение продолжительности жизни и повышение уровня рождаемости. И, наконец, вывести страну из той демографической ямы, в которую она «провалилась» в 1990-ых годах. Кроме того, в своей статье Владимир Владимирович обещал улучшить качество жизни россиян, в частности довести зарплаты врачей, медперсонала и учителей до 200% от средней зарплаты по региону, что тоже является выражением смысла, высказанной им идеологии.

С того момента, как была опубликована статья В.В. Путина прошло 6 лет. Рассмотрим, какие действия для решения этой идеологии принимало Правительство РФ:

1. В майских указах от 7 мая 2012 года есть № 598, где говорится о сокращении смертности от самых распространенных болезней [11, с. 24-25]. Этот указ был успешно реализован и продолжает реализовываться по сей день. Об этом можно судить на основании статистики: за 2016 год смертность от болезней системы кровообращения составила 614,1 на 100 тысяч населения (цель по указу — 649,4 на 100 тысяч), от новообразований — 201,6 случая на 100 тысяч населения (цель — 192,8), от туберкулеза — 7,5 на 100 тысяч (цель — 11,8), от ДТП — 10,8 случая на 100 тысяч населения (цель — 10,6). Младенческая смертность в 2016 году составила 6 случаев на 1000 новорожденных, цель была — 7,5 случая[2, с. 4].

2. Другой указ №597, который гласит о том, что необходимо увеличить к 2018 году размер реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза. Особое внимание уделяется зарплатам педагогических работников образовательных учреждений разных уровней, научных и социальных работников и врачей. Также говорится о создании специальных рабочих мест для инвалидов (до 14,2 тыс. в период с 2013 по 2015 год) [11, с. 19-23].

На основании статистики: реальная заработная плата в целом по Российской Федерации в 2016 году составила 100,7% по отношению к 2015 году. Рост реальной заработной платы к 2011 году составил: в 2012 году – 1,08 раза, в 2013 году – 1,14 раза, в 2014 году – 1,15 раза, в 2015 году – 1,05 раза, в 2016 году – 1,05 раза. А средняя зарплата педагогических работников в 2016 году по сравнению с 2015 годом в среднем увеличилась на 2,1%, научных сотрудников – на 4,1%, медицинских работников – на 4,3%-9,6% (в зависимости от занимаемой должности), социальных работников – на 9,3%, работников культуры – на 6,3% [7].

Следует отметить и задачи, поставленные президентом, в области увеличения МРОТ. Если на период 2012 года МРОТ составлял в среднем по стране 4611 руб., то к 2016 году ФЗ № 164-ФЗ от 02.06.2016 г. МРОТ установлен в размере 7500 рублей в месяц [13]. А с 1 мая 2018 года ФЗ № 41-ФЗ от 07.03.2018 минимальный размер оплаты труда был увеличен до 11163 рублей в месяц, что соответствует требованиям Трудового кодекса РФ [14].

3. Майские указы 2012 года коснулись и жилищной политики. Так, была поставлена задача сделать жилье более доступным, а именно: например, снизить уровень процентной ставки по ипотечному кредиту, а также увеличить количество выдаваемых кредитов до 815 тысяч в год. До 2020 года необходимо предоставить комфортное и доступное жилье 60% российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия [11, с. 30-32]. На основании отчета Правительства за Указ Президента № 600 от 07.05.2012 года «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»:

- за 2016 год россияне взяли в банках более 856 тысяч ипотечных кредитов, что значительно превышает количество кредитов за предыдущие годы;

- за 2016 год в целях улучшения условий многодетных семей, им было выдано 92,3 земельных участков;

- по итогам 2016 года было ликвидировано 2,672 млн м2 ветхого и аварийного жилья и расселено свыше 169 тысяч человек, там проживающих [6].

4. Также была затронута и сфера науки и образования. Указ № 599 от 07.05.2012 года ставит такие задачи, как:

- увеличение объемов финансирования сферы науки и образования до 25 млрд рублей к 2018 году;

- достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет;

- увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет в сфере науки и образования до 37%;

- увеличить к 2020 году долю образовательных учреждений, здания которых приспособлены для обучения лиц с ОВЗ с 3 до 25% и т.д. [11, с. 26-29]

На основании статистики: создано 23269 мест для реализации программ дошкольного образования, что обеспечило стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте старше 3-х лет. На 2017 год доля образовательных учреждений, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья составила 33,3%, что превышает поставленную в плане цифру – 23% [5].

5. В отчете Правительства по майским указам есть отчет в области демографии. Здесь правительство отметило превышение плановых показателей: Путин поручил к 2018 году добиться суммарного коэффициента рождаемости до 1,753, а в отчете правительства указано, что «суммарный коэффициент рождаемости составил 1,76, что значительно выше желаемых результатов [4].

6. 28 ноября 2017 года Владимир Путин выступил в Кремле с предложением продлить программу материнского капитала (появилась в 2007)до 31 декабря 2021 года и расширить варианты его использования, предусмотрев сразу две новые возможности [9].

Теперь рассмотрим, как реализовывается эта политика на местном уровне -  на территории Воронежской области.

1. Федеральным законом «Об определении муниципальных образований Воронежской области и специальностей в целях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование для отдельных видов землепользования» от 2 февраля 2017 года было объявлено, что земельные участки некоторых муниципальных районов (список районов представлен в ФЗ)  Воронежской области предоставляются для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в безвозмездное пользование гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям  установленным настоящим законом Воронежской области на срок более чем шесть лет. Таким образом, по данному закону учителя средних общеобразовательных школ, воспитатели детских садов, а также врачи и медсестры получают участок земли по месту работы [16].

2. В 2008 году на территории Воронежской области был введен Закон № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области». По нему каждая воронежская мама получала единовременное пособие за рождение ребенка в размере 20 тысяч рублей. Однако в 2016 году данное пособие стали выплачивать только малоимущим семьям. А 20 декабря 2016 года на заседании областной думы депутаты проголосовали за изменения в законе «О социальной поддержке отдельных категорий граждан Воронежской области», которые предусматривают полную отмену этих выплат [15].

3. Законом Воронежской области от 2008 года «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» была, в частности, предусмотрена безвозмездная субсидия на приобретение жилья тем семьям, где родились тройни (и большее количество детей) или три и более ребёнка взяты на усыновление. До последнего времени эта льгота распространялась на все семьи, отвечающие этим условиям, независимо от их материального положения. Теперь эта глава закона признана утратившей силу, а улучшение жилищных условий таким семьям «будет рассматриваться в индивидуальном порядке с учётом критериев нуждаемости» — так говорится в пояснительной записке к законопроекту [15].

4. С сентября 2003 года по Федеральному закону «О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области» от 11. 06. 2003 года, в Воронеже действовал уникальный, на тот момент, для России законопроект, носящий название – «Народный маршрут». По данному проекту, по Воронежу курсировали бесплатные автобусы для пенсионеров, студентов и льготных категорий граждан. Однако, 18 ноября 2016 года данный проект был закрыт властями, не смотря на призыв В. В. Путина реализовывать социальную политику. На данный момент, бесплатные автобусы в Воронеже отсутствуют [17].

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что политика народосбережения России, высказанная В.В. Путиным в 2012 году, получила реализацию на практике. Однако есть проблемы, которые снижают качество жизни отдельных категорий граждан. Это видно на примере законодательства Воронежской области. Для более детального рассмотрения политики «народосбережения» необходимо провести разведывательное социологическое исследование, для выяснения того, как реализуется эта политика «на местах», с позиции воронежцев. Это задача нашей последующей публикации.

 

Список литературы:
1. Балюшина Ю.Л. Социальная политика: понятие и сущность / Ю.Л. Балюшина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – Архангельск, 2009. - №6. – С. 56-59.
2. Взаимодействие Росстата и Минздрава России в области формирования официальной статистической информации – [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. –URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/konferenz/kakorina_prez.pdf (Дата обращения 01.12.2018).
3. Об основных результатах выполнения майских указов 2012 года и связанных с ними поручений и указаний Президента Российской Федерации (По состоянию на 30 апреля 2017 года.) [Электронный ресурс] // Правительство России. –URL: http://government.ru/orders/selection/406/27541/(Дата обращения 01.12.2018).
4. О повышении к 2018 году в России суммарного коэффициента рождаемости до 1,753 и ожидаемой продолжительности жизни до 74 лет [Электронный ресурс] // Правительство России. –URL: http://government.ru/orders/selection/406/15382/ (Дата обращения 01.12.2018).
5. О показателях доступности дошкольного образования [Электронный ресурс] // Правительство России. –URL: http://government.ru/orders/selection/406/30533/ (Дата обращения 01.12.2018).
6. О ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». – [Электронный ресурс] –Режим доступа. –URL: http://government.ru/orders/selection/406/27534/ (Дата обращения 01.12.2018).
7. О ходе выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://government.ru/orders/selection/406/27530/(Дата обращения 01.12.2018).
8. Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. - URL: https://www.vrn.kp.ru/daily/3759/2807793/ (дата обращения: 01.12.2018).
9. Путин предложил продлить программу маткапитала до 2022 года [Электронный ресурс] // РИА Новости. - URL: https://ria.ru/society/20171128/1509751808.html (Дата обращения 01.12.2018).
10. Солженицын А. И. Как нам обустроить Россию? / А. И. Солженицын // Комсомольская правда (спец выпуск). – 1990 (18 сент.). 
11. Указы Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 597, 598, 599, 600, 606 [Электронный ресурс] // Российский союз ректоров. - URL: http://www.rsr-online.ru/doc/2012_06_25/6.pdf (Дата обращения 01.12.2018).
12. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ: сайт. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/191961/paragraph/1:0 (Дата обращения 01.12.2018).
13. ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона о минимальном размере оплаты труда» от 02.06.2016 № 164-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198850/ (Дата обращения 01.12.2018).
14. ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона о минимальном размере оплаты труда» от 07.03.2018 № 41-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: сайт. -  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292509/ (Дата обращения 01.12.2018).
15. ФЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» от 14.11. 2008 № 103-ОЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ: сайт. - URL: http://base.garant.ru/18125215/ (Дата обращения 01.12.2018).
16. ФЗ «Об определении муниципальных образований Воронежской области и специальностей в целях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование для отдельных видов землепользования» от 02. 03.2017 № 7-03. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://217.25.235.148/vi_soz/zakon/007z17.pdf (Дата обращения 01.12.2018).
17. ФЗ «О предоставлении налоговых льгот по уплате транспортного налога на территории Воронежской области» от 11. 06. 2003 № 28-ОЗ (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://docs.cntd.ru/document/802007687 (Дата обращения 01.12.2018).
18. Хамидуллин Н.Р. К вопросу о понятиях «социальная политика» и «социальная защита населения» / Н.Р. Хамидуллин // Вестник ОГУ. – Оренбург, 2014. - №7. – С. 45-49.