Статья:

ТВ Дождь как новаторское телевидение

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Шакирова О.В. ТВ Дождь как новаторское телевидение // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/8(9).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТВ Дождь как новаторское телевидение

Шакирова Оксана Викторовна
студент, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, РФ, г. Елабуга

 

Актуальность. Современное общество активно вступило в расширяющееся информационно-коммуникативное пространство. Посредником между социумом и непосредственными источниками информации служат СМИ (средства массовой информации). Сами СМИ источниками информации с точки зрения функциональности не являются, они лишь соединяют социум с такими источниками. СМИ и социум функционируют и сосуществуют на едином информационно-коммуникативном поле, в медиа-среде. Изначально функционируя как способы трансляции, фиксации, тиражирования, консервации информации, СМИ постепенно превратились в мощное орудие воздействия на массовое сознание. Их роль в формировании образа реальной действительности велика, СМИ оказывают огромное влияние на взгляды и мнения представителей всех слоев общества.

Создаваемые СМИ информационные связи обеспечивают коммуникацию в дифференцированном и интегрированном социальном процессе. Масс-медиа становится общественным институтом, который, с одной стороны, артикулирует коллективные интересы и представления о нормативном, с другой – производит и транслирует новые значения и ценности.

Особая роль на медиа пространстве отведена телевидению. Телевизионные СМИ сегодня – это мощный механизм, связывающий общественность с реалиями. Кроме того, даже в век развития альтернативных СМИ, например, интернета, телевидение остается лидером на медиа пространстве любого государства. Именно поэтому телевизионные СМИ в первую очередь подвержены монополизации со стороны властных структур, наделяющих телевидение пропагандистскими функциями. Тележурналистика характе­ризуется большей зависимостью от властей, чем все другие СМИ.

На современном этапе развития России телевизионный сегмент ее медиа пространства снова монополизирован государством. Несмотря на заверение властей в том, что цензура отсутствует, в том числе и на телевидении, центральные каналы передают исключительно выгодную власти информацию. Часть информации отсеивается, проходя через негласный государственный фильтр, а потому оп полноценном и независимом развитии тележурналистики в России сейчас говорить не приходится. Однако в 2010 г. начал вещание телеканал «Дождь». На данный момент это – единственный относительно независимый телеканал, вещающий не только в России. В 2014 г. власти предприняли попытку закрыть телеканал, но после многочисленных дискуссий и заявлений он продолжил свою работу. Кроме того, в поддержку телеканала высказался В.В. Путин.

На текущий момент актуализируется проблема интерпретации ТВ «Дождь» как оппозиционных власти СМИ. Наряду с радиостанцией «Эхо Москвы», телеканал широко представлен в интернет-среде, у него имеется собственный веб-сайт. Но для того чтобы оценить масштабы позиционирования телеканала как оппозиционных СМИ, необходимо провести комплексный анализ его контента.

Объект исследования – ТВ «Дождь» в системе телевизионных СМИ. Предмет – контент ТВ «Дождь».

Цель настоящего исследования – анализ ТВ «Дождь» как инновационного телевизионного проекта.

Задачи:

1) проанализировать процесс развития тележурналистики как мирового масс медиа явления,

2) выявить особенности развития отечественной тележурналистики,

3) рассмотреть систему новаторских телеканалов на современном этапе развития отечественной тележурналистики,

4) провести комплексный анализ ТВ «Дождь» как инновационного телевизионного проекта.

Методы исследования:

·     индукция,

·     метод проработки документальной информации,

·     анализ,

·     наблюдение.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Мировое развитие тележурналистики

Телевидение начало осваивать медиапространство в 1952 г., когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной кампании в США. В 70-80-х гг. ХХ в. телевидение становится ведущими СМИ. В индустриально развитых странах в наши дни телевидение обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и манипулирования в интересах тех или иных групп людей.

Главное преимущество телевидения, как отмечает Л.Ю. Реснянская, состоит в самой его природе: это наличие «картинки», демонстрация движущегося видеоряда. Именно это уникальное свойство придает телевизионному воздействию ни с чем несравнимую эмоциональную силу. Сочетая зрительные и слуховые образы, показывая события или явления в динамике, движении, телевидение оказывается наиболее заразительным средством во всей системе современной массовой коммуникации.

Процесс проникновения через государственные и культурные границы, глобальная унификация телевещания неизбежно будет происходить и дальше, какие бы барьеры – политические, юридические, технические – ни возникали на его пути. Однако не следует этого бояться, ибо именно такой процесс стимулировал развитие регионального вещания по всей Европе, в том числе и создание чисто национальных программ. Сложность юридической регламен­тации связана с рядом причин. Главная из них в противоречивости сочетания принципов свободы информации и невмешательства во внутренние дела государств. Возникает проблема юридической квалификации так называемого «перелива вещания», то есть непреднамеренного распространения спутни­кового сигнала за пределами того государства, на территории которого разрешено вещание.

Противоречивый вопрос политического аспекта – определение сути понятия «пропаганда», которое так и не получило приемлемой международной квалификации (трудно однозначно ответить на вопрос, что такое «вредная пропаганда», «противоправная пропаганда», тем более что возможны различные трактовки этих понятий в зависимости от

идеологических установок государства). В экономическом плане наиболее сложен вопрос о «рекламной пропаганде», хотя бы уже потому, что реклама может создавать потребность в товарах, которыми это государство не располагает. Естественно, что перед лицом глобальных преобразований информационного рынка с новой силой возникает проблема правового регулирования. Единого мнения по этому вопросу в Европе нет. Одни считают, что конвергенция будет стирать существенные различия между отдельными видами услуг, и все сети в будущем будут предоставлять каждой технологической платформе любые услуги. Значит, рынок приобретет глобальный характер по образцу Интернет и его будет очень сложно регулировать.

 

Список литературы:
1. Закон о СМИ / Принят 27 декабря 1991 г. (в ред. от 24 ноября 2014 г.) // № 2124-I. 01.01.2015. Собрание законодательства РФ.
2. Федеральный закон «О персональных данных» / Принят 27 июля 2006 г. (в ред. от 4 июня 2014 г.) // № 152-ФЗ. 01.01.2015. Собрание законодательства РФ.
3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» / Принят 27 июля 2006 г. (в ред. от 4 июня 2014 г.) // № 149-ФЗ. 01.01.2015. Собрание законодательства РФ.
4. Кодекс профессиональной этики российского журналиста / Принят Конгрессом журналистов России в 1994 г. (в ред. от 1 июля 2000 г.) // № 15-МЖ. 01.01.2011. Журналистика. Правовые основы.
5. Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью / Принят 26 сентября 2001 г. (в ред. от 4 июня 2014 г.) // № 25. 01.01.2016. Собрание законодательства РФ. 
6. Акопов Г.Л. Информационное право / Г.Л. Акопов. – М.: Феникс, 2016. – 336 с.
7. Алекберова А. А. Понятие и система телевизионных жанров / А.А. Алекберова // Современная филология: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). – Уфа: Лето, 2011. – С. 230-234.
8. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова. – М., 1991.
9. Бурдье П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2012. – 160 с.