Роль работы информационных агентств в современном мире
Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Роль работы информационных агентств в современном мире
В современном мире информация играет важную роль в жизни человечества. Ежедневно мы сталкиваемся с большими потоками информации, которые обрабатываются, сегментируются специализированными организациями – информационными агентствами.
Информационное агентство (ИА) – организация, целью которой является сбор, обработка новостной информации для передачи в средства массовой информации. Они обеспечивают печатные издания, телерадиокомпании, государственные и коммерческие новостные структуры.
Так, создателем первого информационного агентства в 1835 году был Шарль Луи Гавас, штаб-квартира которого находилась в Париже.
Первое информационное агентство в Российской Империи появилось при Александре 2 в 1866 году. Первоначально Российское телеграфное агентство (РТА) получало информацию из-за границы и несколько раз в сутки отправляло их своим подписчикам по телеграфу[1].
Принцип работы информагентства достаточно простой – нужно лишь первыми узнать о новости и первыми разместить их. К услугам ИА прибегают СМИ, которые освещают события в местах, где не имеют своих корреспондентов. Информационные агентства применяют массу способов получения сообщения и вот главные из них:
· репортеры;
· специальные, иностранные и внештатные корреспонденты;
· авторы статей;
· агентства новостей и другие информагентства;
· синдицирование;
· PR-источники.
(Синдицирование – это приобретение разных информационных материалов у частных лиц с целью последующей перепродажи в различные средства массовой информации.)
Все агентства выполняют одну и ту же функцию, но их разделяют трем основным признакам:
· Целевое назначение;
· Тип собственности;
· Масштаб распространения.
По целевому назначению информагентства делят на универсальные и специализированные. К универсальным относятся все крупные ИА, на лентах которых проходит информация по всем темам – от политики, экономики и финансов до спорта и культуры. Специализированные агентства действуют только в одной отрасли и подробно ее разрабатывают, обычно такие ИА являются составляющими крупных универсальных агентств. В качестве образца можно привести агентство военных, политических, деловых, финансовых новостей, действующее в рамках ИА Интерфакс.
В каждой стране существует свое национальное информагентство, но ведущих мировых ИА всего несколько, к ним относятся: Reuters, Associated Press, Agence France-Presse. К числу крупнейших российских информационных агентств относятся ТАСС, РИА Новости, Интерфакс.
Итак, рассмтрим более подробно несколько крупных агентств.
Reuters – британское информационное агентство, созданное в 1851 году П. Ю. Рейтером. Фактически Reuters является официальным информагентством Великобритании, основная специализация которого распространение иностранной информации. С этим агентством сотрудничают более 15 000 газет, информационных агентств, теле-и радиокомпаний в Великобритании и еще 150 странах мира.
Agence France-Presse – старейшее информагентство в мире основанное в 1835 году Ш.Л. Гавасом. Агентство было закрыто правительством Виши и восстановлено с нынешним названием в 1944 году. Среди подписчиков агентства более 12 000 СМИ во Франции и мире.
Associated Press – крупнейшее американское информационное агентство. Оно было создано в 1846 году в Нью-Йорке.
В Associated Press работает около 4 100 сотрудников, а 243 представительства компании работают в 97 странах мира.
Крупнейшее российское частное информационное агентство Интерфакс было создано в 1989 году. Кроме этого, региональные агентства представляющие различные регионы России, а также национальные представительства Интерфакс-Украина, Интерфакс-Запад (Белоруссия), Интерфакс-Казахстан.
ТАСС – одно из двух государственных информационных агентств России. Образовано на базе Российского телеграфного агентства. Сейчас ТАСС имеет 68 заграничных представительств в 63 государствах мира, а также 70 региональных представительств в Российской Федерации. Помимо русского, трансляция ведется на английском языке.
РИА Новости – второе государственное информагентство в РФ. Считается, что это агентство является проправительственным, так как имеет среди своих постоянных клиентов Администрацию Президента и Правительство РФ, Совет Федерации и Государственную Думу России. Представительства агентства находятся в 40 странах мира, а в России РИА Новости имеет бюро более чем в 50 городах.
9 декабря 2013 года агентство РИА Новости было ликвидировано указом президента России, а на его базе создано ИА «Россия сегодня». Но во многих СМИ еще можно увидеть ссылки на РИА Новости, также продолжает функционировать сайт с одноименным названием [2,3,4].
Главным качественным показателем труда информагентства является цитируемость в различных СМИ. Данный рейтинг включает в себя общее количество цитат трех ведущих российских информационных агентств: ТАСС, РИА Новости и Интерфакс за 2014 год. Исследования проводились в трех разрезах: цитируемость в зарубежных информагентствах, зарубежных СМИ и отечественных СМИ.
Таким образом, информагентства внесли значительный вклад в развитие информационных процессов во всем мире. Общими тенденциями развития информационных агентств являются выход в веб-пространство, конвергентность, пакетное предоставление информации, индивидуализированный подход.
Также, учитывая переход человечества к информационному обществу, можно прогнозировать, что информагентства будут усиливать свои позиции и укрепляться на медиарынке с помощью новейших коммуникативных технологий. Вместе с этим будет расти исследовательский интерес к деятельности данных информационных агентств как к важному субъекту информационного пространства.