Статья:

Межпоколенная мобильность в современной России

Конференция: XXXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Киселева Е.С. Межпоколенная мобильность в современной России // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(37). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(37).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Межпоколенная мобильность в современной России

Киселева Екатерина Сергеевна
студент факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, РФ, г. Ярославль
Гаджигасанова Наиде Сефтеровна
научный руководитель, канд. социол. наук, старший преподаватель кафедры социологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, РФ, г. Ярославль

 

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: межпоколенная мобильность показывает уровень открытости общества, а также данный вид мобильности помогает определить степень развития социальной стратификации государства.

Под социальной мобильностью понимается перемещение индивида или группы вверх, вниз или по горизонтали. Социальная мобильность характеризуется направлением, разновидностью и дистанцией социальных перемещений людей в обществе (индивидуально и группами).

Социальная мобильность делится на интрагенерационную (внутрипоколенную) и интергенерационную (межпоколенную).

Интрагенерационная мобильность происходит в рамках одного поколения. Она подразумевает под собой сравнение положения, достигнутого индивидом в различные моменты на протяжении жизни.

Интергенерационная мобильность рассматривается между двумя поколениями. Она сравнивает положения индивидов с положениями их родителей.

Образование и профессия - базовые (и поддающиеся количественной интерпретации) каналы межпоколенной мобильности [2, с. 1]. Ее масштабы свидетельствует росте общественного неравенства. Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глубокие корни, что говорит о невозможности смены социальных статусов индивидами. [4, c. 3].

Проблематика межпоколенной мобильности в современной России, открывает широкие перспективы для социологии. Однако оно требует решения целого ряда методологических и технических проблем [1]. В современных российских исследованиях межпоколенной мобильности часто проводится сравнение современного статуса родителей и детей. Но более корректное исследование межпоколенной мобильности возможно только при сравнении одного периода жизненного цикла двух поколений.

На данный момент Россия переживает изменение демографической ситуации в связи с изменением ценностей у нового поколения и, как следствие, усиление межпоколенных взаимодействий. Рост преступности среди подростков в современном российском обществе является результатом деятельности средств массовой информации, пропагандирующих насилие, жестокость и агрессию. Социальный статус семьи и окружение как фактор профессиональной мобильности выражается в том, что выходцы из нижнего слоя среднего класса, то есть «белых воротничков», и высшего слоя рабочего класса, то есть «синих воротничков», наиболее редко наследовали профессии отцов и были высокомобильными. Напротив, представители высшего класса и профессионалы чаще наследовали род занятий своих родителей. В России большое значение приобретает окружение и личные связи. Они могут создавать очень благоприятные условия для развития мобильности, но в основном являются достижением одного «хорошего» места работы. Одним из наиболее важных факторов профессиональной мобильности является уровень образования. Чем выше уровень образования, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице [3, с. 6].

Цель исследования заключается в том, чтобы выяснить как социальный статус родителей влияет на трудовую деятельность их детей.

Гипотеза исследования:

Наследование статуса родителей происходит на этапе выбора респондентом учебного заведения.

Образовательный статус родителя оказывает прямое влияние на уровень образования респондента.

Предмет исследования – мнения респондентов, касающиеся вопросов межпоколенной мобильности.

Объем выборочной совокупности: n=50.

В качестве объекта исследования выступили люди двух возрастных групп, являющиеся жителями Ярославской области.

Исследование будет проведено среди двух возрастных когорт г. Ярославля:

I когорта – респонденты, начавшие свою трудовую деятельность в условиях современной рыночной экономики

II когорта – респонденты, начавшие трудовую деятельность в конце 70-начале 80 гг. прошлого столетия

В исследовании приняли участие 51,9% женщин и 48,1% мужчин.

Средний возраст опрошенных составил 31,5 лет. Возрастные рамки участников опроса составили от 18 до 45 лет.

Большая часть участников опроса состоит в законном браке 48,3%.

Большая часть респондентов имеет детей – 57,6%. Как правило, это два ребенка. Средний месячный доход респондентов составляет 27, 599 рублей.

В результате проведенного опроса удалось установить, что большая часть респондентов являются работниками торговли, сферы обслуживания, ЖКХ – 38,6%.

Еще одним этапом нашей работы было вычисление субъективного числа прогрессивной мобильности. Как показал опрос, 41,6% респондентов считают, что их материальное положение превосходит показатель родительской семьи. Использование формул интенсивности мобильности позволяет нам оценить данный показатель.

Lвосх = Mвосх/N,

где: Мвосх – число сыновей (дочерей), получивших более высокий экономический статус по сравнению со статусом родителей. Таким образом, получается, что интенсивность восходящей мобильности 0,49.

Lнисх = Mнисх/N,

Мнисх – число сыновей (дочерей), имеющих более низкий экономический статус по сравнению с родительским. Данный показатель в нашем случае равен 0,18.

Lнул = Mнул/N,

где: Мнул – число сыновей (дочерей), получивших экономические статусы, аналогичные родительским. В проведенном исследовании показатель нулевой мобильности равен 0,33.

Нам удалось установить, что среди респондентов, чьим родом занятий является работа в промышленности, выше доля тех, чьи матери и отцы были представителями интеллигенции – 34,5 и 39,1% соответственно.

В ходе проведения исследования нами был проведен анализ первого рабочего опыта респондентов. Так нам удалось установить, что выше всего доля тех, кто в первый раз работал в сфере торговли, бытового обслуживании и ЖКХ – 22,9%. При этом ниже всего этот показатель у респондентов военнослужащих – 8,7%.

Самый высокий процент тех, кто оценивает свое материальное положение, как очень плохое зафиксирован у домохозяек – 18,8% (табл. 1). Максимальный показатель плохих оценок у работников промышленности – 18,4%. Средним свое материальное положение считают 49,5% респондентов. При этом как хорошее его оценивают 36,3% интеллигенции, а очень хороши – 32,6% военных.

Таблица 1.

Оценка материального положения респондентов

1

Уровень

Промышленность

Военный

Торговля

Интеллигенция

Предприниматель

Безработный

Домохозяйка

2

Очень плохое

6,2

3,8

2,5

8,3

0,7

15,3

18,8

3

Плохое

18,4

17,3

5,7

5,5

8,6

25,7

16,5

4

Среднее

37,8

27,2

48,1

33,9

49,5

22,9

26,7

5

Хорошее

19,7

19,1

23,5

36,3

31,6

21,4

23,4

6

Очень хорошее

17,9

32,6

20,2

16,0

9,6

14,7

14,6

 

Самый высокий процент тех, кто оценивает свое материальное положение, как очень плохое зафиксирован у работников торговли – 2,3% (табл. 11). Максимальный показатель плохих оценок у представителей интеллигенции – 24,9%. Средним свое материальное положение считают 53,4% респондентов предпринимателей. При этом как хорошее его оценивают 24,9% предприниматели, а очень хорошим – 24,9% домохозяек.

Оценка уровня дохода семей выглядит следующим образом: доход от трудовой деятельности является основным у 56,7% респондентов. При этом у родительских семей этот показатель равен 51,4%.

 

Список литературы:
1. Методологические проблемы социологическою исследования мобильности трудовых ресурсов / Отв.ред. Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина. – Новосибирск: Изд-во «Наука», 1974.
2. Реутова М.Н. Направления и интенсивность межпоколенной мобильности молодежи: профессиональный и образовательный аспекты // Социологические исследования. 2004. № 6.
3. Стратегия жизни в современных условиях: Образование, профессия, ка- рьера: учеб. пособ. для 10–11 классов школы / Под ред. И.П. Михайлова. – СПб: Cоюз, 2004. – 528 с.
4. Фильчикова Д.В. Динамика межпоколенной мобильности в современном обществе // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. № 10-1. С. 154–157.