Межпоколенная мобильность в современной России
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов


участников



XXXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Межпоколенная мобильность в современной России
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: межпоколенная мобильность показывает уровень открытости общества, а также данный вид мобильности помогает определить степень развития социальной стратификации государства.
Под социальной мобильностью понимается перемещение индивида или группы вверх, вниз или по горизонтали. Социальная мобильность характеризуется направлением, разновидностью и дистанцией социальных перемещений людей в обществе (индивидуально и группами).
Социальная мобильность делится на интрагенерационную (внутрипоколенную) и интергенерационную (межпоколенную).
Интрагенерационная мобильность происходит в рамках одного поколения. Она подразумевает под собой сравнение положения, достигнутого индивидом в различные моменты на протяжении жизни.
Интергенерационная мобильность рассматривается между двумя поколениями. Она сравнивает положения индивидов с положениями их родителей.
Образование и профессия - базовые (и поддающиеся количественной интерпретации) каналы межпоколенной мобильности [2, с. 1]. Ее масштабы свидетельствует росте общественного неравенства. Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глубокие корни, что говорит о невозможности смены социальных статусов индивидами. [4, c. 3].
Проблематика межпоколенной мобильности в современной России, открывает широкие перспективы для социологии. Однако оно требует решения целого ряда методологических и технических проблем [1]. В современных российских исследованиях межпоколенной мобильности часто проводится сравнение современного статуса родителей и детей. Но более корректное исследование межпоколенной мобильности возможно только при сравнении одного периода жизненного цикла двух поколений.
На данный момент Россия переживает изменение демографической ситуации в связи с изменением ценностей у нового поколения и, как следствие, усиление межпоколенных взаимодействий. Рост преступности среди подростков в современном российском обществе является результатом деятельности средств массовой информации, пропагандирующих насилие, жестокость и агрессию. Социальный статус семьи и окружение как фактор профессиональной мобильности выражается в том, что выходцы из нижнего слоя среднего класса, то есть «белых воротничков», и высшего слоя рабочего класса, то есть «синих воротничков», наиболее редко наследовали профессии отцов и были высокомобильными. Напротив, представители высшего класса и профессионалы чаще наследовали род занятий своих родителей. В России большое значение приобретает окружение и личные связи. Они могут создавать очень благоприятные условия для развития мобильности, но в основном являются достижением одного «хорошего» места работы. Одним из наиболее важных факторов профессиональной мобильности является уровень образования. Чем выше уровень образования, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице [3, с. 6].
Цель исследования заключается в том, чтобы выяснить как социальный статус родителей влияет на трудовую деятельность их детей.
Гипотеза исследования:
Наследование статуса родителей происходит на этапе выбора респондентом учебного заведения.
Образовательный статус родителя оказывает прямое влияние на уровень образования респондента.
Предмет исследования – мнения респондентов, касающиеся вопросов межпоколенной мобильности.
Объем выборочной совокупности: n=50.
В качестве объекта исследования выступили люди двух возрастных групп, являющиеся жителями Ярославской области.
Исследование будет проведено среди двух возрастных когорт г. Ярославля:
I когорта – респонденты, начавшие свою трудовую деятельность в условиях современной рыночной экономики
II когорта – респонденты, начавшие трудовую деятельность в конце 70-начале 80 гг. прошлого столетия
В исследовании приняли участие 51,9% женщин и 48,1% мужчин.
Средний возраст опрошенных составил 31,5 лет. Возрастные рамки участников опроса составили от 18 до 45 лет.
Большая часть участников опроса состоит в законном браке 48,3%.
Большая часть респондентов имеет детей – 57,6%. Как правило, это два ребенка. Средний месячный доход респондентов составляет 27, 599 рублей.
В результате проведенного опроса удалось установить, что большая часть респондентов являются работниками торговли, сферы обслуживания, ЖКХ – 38,6%.
Еще одним этапом нашей работы было вычисление субъективного числа прогрессивной мобильности. Как показал опрос, 41,6% респондентов считают, что их материальное положение превосходит показатель родительской семьи. Использование формул интенсивности мобильности позволяет нам оценить данный показатель.
Lвосх = Mвосх/N,
где: Мвосх – число сыновей (дочерей), получивших более высокий экономический статус по сравнению со статусом родителей. Таким образом, получается, что интенсивность восходящей мобильности 0,49.
Lнисх = Mнисх/N,
Мнисх – число сыновей (дочерей), имеющих более низкий экономический статус по сравнению с родительским. Данный показатель в нашем случае равен 0,18.
Lнул = Mнул/N,
где: Мнул – число сыновей (дочерей), получивших экономические статусы, аналогичные родительским. В проведенном исследовании показатель нулевой мобильности равен 0,33.
Нам удалось установить, что среди респондентов, чьим родом занятий является работа в промышленности, выше доля тех, чьи матери и отцы были представителями интеллигенции – 34,5 и 39,1% соответственно.
В ходе проведения исследования нами был проведен анализ первого рабочего опыта респондентов. Так нам удалось установить, что выше всего доля тех, кто в первый раз работал в сфере торговли, бытового обслуживании и ЖКХ – 22,9%. При этом ниже всего этот показатель у респондентов военнослужащих – 8,7%.
Самый высокий процент тех, кто оценивает свое материальное положение, как очень плохое зафиксирован у домохозяек – 18,8% (табл. 1). Максимальный показатель плохих оценок у работников промышленности – 18,4%. Средним свое материальное положение считают 49,5% респондентов. При этом как хорошее его оценивают 36,3% интеллигенции, а очень хороши – 32,6% военных.
Таблица 1.
Оценка материального положения респондентов
1 |
Уровень |
Промышленность |
Военный |
Торговля |
Интеллигенция |
Предприниматель |
Безработный |
Домохозяйка |
2 |
Очень плохое |
6,2 |
3,8 |
2,5 |
8,3 |
0,7 |
15,3 |
18,8 |
3 |
Плохое |
18,4 |
17,3 |
5,7 |
5,5 |
8,6 |
25,7 |
16,5 |
4 |
Среднее |
37,8 |
27,2 |
48,1 |
33,9 |
49,5 |
22,9 |
26,7 |
5 |
Хорошее |
19,7 |
19,1 |
23,5 |
36,3 |
31,6 |
21,4 |
23,4 |
6 |
Очень хорошее |
17,9 |
32,6 |
20,2 |
16,0 |
9,6 |
14,7 |
14,6 |
Самый высокий процент тех, кто оценивает свое материальное положение, как очень плохое зафиксирован у работников торговли – 2,3% (табл. 11). Максимальный показатель плохих оценок у представителей интеллигенции – 24,9%. Средним свое материальное положение считают 53,4% респондентов предпринимателей. При этом как хорошее его оценивают 24,9% предприниматели, а очень хорошим – 24,9% домохозяек.
Оценка уровня дохода семей выглядит следующим образом: доход от трудовой деятельности является основным у 56,7% респондентов. При этом у родительских семей этот показатель равен 51,4%.
