ПРОБЛЕМЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
Конференция: CLXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
CLXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМЫ ВОСТРЕБОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы связанные с особенностями развития и существующими проблемами на данный момент в сфере социальных услуг. Также анализируется нормативно-регламентируемая деятельность государственных органов социальной защиты и некоммерческих организаций. Изучена эффективность нормативно-правовых документов и качество их исполнения.
Ключевые слова: социальные услуги, социальное обслуживание, органы социальной защиты, некоммерческие организации, социальные проблемы.
В последние годы чаще появляются дискуссии о реформировании такой сферы, как предоставление социальных услуг населению. Многие предложения касаются необходимости оказания адресной социальной поддержки и повышения качества социальных услуг при большом разнообразии конкретных предложений.
Принятие к исполнению Федерального закона от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ позволил сформировать качественно новый подход к организации социального обслуживания граждан. В данном законе одним из субъектов социальной поддержки населения были выделены некоммерческие организации, вместе с социально ориентированными, которые предоставляют различные социальные услуги населению. Поэтому непринятие негосударственного сектора часто приводит к потере потенциальными получателями услуг широкого спектра услуг, которые не в силах предоставить социальные учреждения. Развитие экономики и социальной сферы стран мира, в частности и России, позволяют говорить о росте значения общественных благ и услуг, потребность в которых существует у разных членов общества. Также, возрастает потребность общества в решении социальных задач и проблем. И можно сказать, что в решении данных запросов заинтересовано как государство, так и бизнес, что позволяет обеспечить лояльность работников, повысить мотивацию к труду и социальную стабильность общества, в следствии предоставляет возможности для привлечения инвестиций в развитие производства. Социальные проблемы общества могут решаться общими усилиями государства, бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). При этом и сами предприниматели предлагают пути решения общественно-значимых задач, которые позволили бы минимизировать расходы общества и обеспечивать самоокупаемость [1].
Несмотря на совершенствование законодательства, анализ практики развития учреждений социального обслуживания населения в Российской Федерации, позволил выявить следующие группы противоречий и недостатков. Первая группа связана с противоречиями, в области содержания и применения федеральных законов, которые регламентируют социальное обслуживание. Часть норм, установленные федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», противоречат друг другу, приводящие к различным их толкованиям. Также, в законах наблюдаются повторяющиеся нормы. Еще одной проблемой является острая нехватка норм, которые бы регламентировали предоставление социальных услуг лицам без определенного места жительства и другим категориям населения, нуждающихся в социальном обслуживании. В Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ были внесены изменения, которые способствовали разграничению полномочий федеральных и региональных органов власти в вопросах правовых, экономических и организационных основ создания, функционирования и финансирования деятельности учреждений по оказанию социальных услуг. Эти изменения способствовали отнесению социального обслуживания к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно и реализуемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и способствовали освобождению органов местного самоуправления от этой деятельности и обязательств по ее финансированию [2]. Следствием этого, явилось то, что деятельность по установлению государственных стандартов социального обслуживания стала относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Часть из упомянутых федеральных законов, которые регламентируют предоставление социальных услуг, были просто опровергнуты. Сложившееся противоречивое положение в действующем законодательстве предполагает существенное обновление законодательных основ социального обслуживания. Также, имеются противоречия и в законодательстве субъектов Российской Федерации. Становится очевидным, что существующая законодательная база нуждается в решении выявленных противоречий и устранении проблем в формулировках положений, регламентирующих процесс предоставления социальных услуг, реализации задач в области социальной адаптации и реабилитации клиентов социальных служб.
Анализ отечественного и зарубежного законодательств позволяет сделать вывод, что процессы, связанные со стандартизацией в России ориентированы на международные нормы, хоть и, концептуальные подходы в формировании стандартов социальных услуг отличаются. Менее всего отечественные стандарты адаптированы под особые нужды безнадзорных и бездомных детей, инвалидов и лиц без определенного места жительства. Все эти перечисленные проблемы препятствуют становлению качественной и своевременной реализации государственных социальных обязательств в области социального обслуживания населения, их эффективному планированию и распределению бюджетных средств на эти цели, как следствие, соблюдению прав граждан Российской Федерации в сфере государственной защиты и поддержки, которые закреплены действующей Конституцией. Для решения вышеперечисленных проблем призвано помочь формирование национальной системы стандартизации в области социального обслуживания призвано. В этой связи кажется явным необходимость в создании системы целого комплекса национальных стандартов, касающихся вопросов предоставления услуг по социальному обслуживанию граждан, а также их количественные и качественные признаки предоставления. Необходимо включение этих стандартов в единую систему стандартизации, а именно регуляторы количественных сторон обеспечения деятельности по оказанию услуг учреждениями и службами социального обслуживания, которые используются при составлении бюджетов регионов Российской Федерации [3].
Несмотря на то, что наблюдается относительной высокий рост развития сети учреждений социального обслуживания, этого количество все же недостаточно, существует несбалансированность и отсутствует целостность. Наблюдающаяся, высокая потребность населения в социальных услугах не может быть удовлетворена в полной мере органами управления, так как принимаемые ими меры кажутся явно неэффективными и однозначными с точки зрения потребителей услуг. Объем социальных услуг (и их качество) довольно низок. Такие целевые группы как, граждане пожилого возраста, лица с ограниченными возможностями и без определенного места жительства, остро нуждаются в социальной поддержке. Громкие заявления чиновников и различных политических деятелей о доступности социальных услуг для пожилых групп населения не совпадают с реальными данными. По статистике ежегодно 18–20 тыс. граждан пожилого возраста не имеют возможности или не могут получить социальные услуги в стационарных учреждениях, хотя такая необходимость наблюдается. В ближайшие годы в социальных услугах будут испытывать потребность около 5 млн лиц старшего возраста, в том числе 1,5 млн человек в постоянной социальной помощи и услугах, а также примерно 4 млн дезадаптированных детей и подростков .
Данные Минздравсоцразвития России, показывают, что степень удовлетворенности количеством учреждений социального обслуживания в Российской Федерации достигает 71,9%. Однако качество предоставляемых услуг снижается так как на одного социального работника приходится 28 обслуживаемых человек вместо положенных 10 (в городе) и 4-6 (в сельской местности) по нормативным расчетам. Большая нагрузка на специалистов социальной работы и всего остального персонала социальных учреждений, немеханизированный труд, низкие зарплаты работников и слабое ресурсное обеспечение, а также большая текучка кадров приводят к снижению качества предоставляемых услуг [4, c. 285].
Рассмотрим стратегию и практическую деятельность системы социального обслуживания города Санкт-Петербург. Современный этап развития государственных учреждений социального обслуживания предполагает наличие двухуровневой системы социального обслуживания в городах и трех уровней в районах, которая состоит из учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста (комплексные центры социального обслуживания населения); учреждений социальной реабилитации инвалидов, а также учреждений социального обслуживания семьи и детей. Следует отметить, что перспектива развития системы учреждений социального обслуживания населения, которая представлена в Концепции, совпадает с теми задачами, которые представлены в Генеральном плане развития Санкт-Петербурга до 2025 г. и соответствует представленным отраслевым стандартам системы социальной защиты населения.
Таким образом, задача, поставленная Президентом, а именно обеспечение доступности и качества социальных услуг, которые включают в себя услуги по социальному обслуживанию, что является актуальным для большого числа граждан и для которых возможность воспользоваться данными услугами является жизненной необходимостью. Из анализа проблемы, мы видим, что при обеспечении доступности услуг в сфере социального обслуживания, препятствующими основными факторами являются: довольно слабая инфраструктура учреждений социального обслуживания; неравномерность в распределении сети учреждений по регионам; заявительный принцип предоставления названных услуг взрослой части населения; отсутствие исчерпывающей информации о гражданах, нуждающихся в услугах социальных учреждений; довольно низкая информированность граждан о социальных услугах и возможностях их получения.