Реализация государственной семейной политики в современной России
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Реализация государственной семейной политики в современной России
Успешность нынешней семьи невозможна без осуществления государственной семейной политики. Семейная политика ориентирована не только на отдельные семьи, но и на социальный институт семьи. В соответствии с эффективностью семейной политики решением являются такие задачи, как обеспечение безопасности, улучшение демографии, создание людского капитала, экономическая конкуренция и, в конечном счете, история. Достижение высокого уровня и качества жизни граждан России невозможно без учета благосостояния семьи, как основы общества [1, с. 28].
Сегодня наша страна занимается воспроизводством населения, эффективной социализацией детей, улучшением здоровья населения, улучшением качества человеческих ресурсов. В этой связи создание наиболее благоприятных условий для создания семьи и воспитания — детей-это вопрос, который волнует людей, которые вместе с семьей несут ответственность за будущее семьи.
Следует отметить, что государственная политика в отношении семьи представляет собой трудоемкий процесс, эффективность которого обусловлена универсальностью семейной политики как социального института. Сегодня любой национальный план, включающий в себя теорию, концепцию, стратегию, четко определяет окончательный перечень показателей деятельности, реализация которых отражает экономические и/или социальные последствия мер [1, с. 29].
Одной из наиболее актуальны социальных проблем в России выступает поддержка семьи, материнства и детства. Можно сказать, что данная сфера находится в кризисном состоянии, что обусловлено несколькими причинами: уменьшение числа лиц, желающих вступить в брак, увеличение количества разводов, снижение рождаемости.
Современная наука пытается найти объяснение текущей ситуации в сфере семейных отношений. И зачастую роль государственных институтов учеными недооценивается. Защита семьи, материнства и детства всегда занимает приоритетную позицию в политике социального государства. Для России развитие системы поддержки граждан воспитывающих детей является одной из наиболее важных.
Современная политика государства направлена на укрепление института семьи. Государство, вмешиваясь в дела семьи, выражая публичный интерес, старается создать такие условия, которые смогут обеспечивать как интересы отдельных членов семьи, так и семьи в целом. Экономическая составляющая является одним из важных элементов благополучия семьи. Имея достаточное имущественное обеспечение, эта ячейка общества сможет должным образом реализовывать свои социальные функции, а именно заботиться о детях и воспитывать их [6, с. 86].
Сегодня наша страна занимается воспроизводством населения, эффективной социализацией детей, улучшением здоровья населения, улучшением качества человеческих ресурсов. В этой связи создание наиболее благоприятных условий для создания семьи и воспитания — детей-это вопрос, который волнует людей, которые вместе с семьей несут ответственность за будущее семьи.
Важным шагом в развитии государственной семейной политики стало принятие Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации в августе 2014 года до 2025 года[1, с. 29].
Концепция является программным документом, устанавливающим новые направления реализации государством системы мер по защите семьи, материнства, отцовства и детства. Концепция провозглашает, что государственная семейная политика есть не что иное как целостная система принципов, первоочерёдных и повседневных задач, приоритетных и текущих мер. Предусмотренные меры направлены прежде всего на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундамента российского социума, воспроизводство и сохранение традиционных семейных ценностей, повышение значения и усиление роли семьи в жизни каждого человека и общества в целом [4, с. 55].
Основной целью семейной политики современной России является поддержка материнства и детства, что должно обеспечить стимулирование роста рождаемости.
Для реализации данной цели государственной семейной политики в России предусмотрены следующие меры: выплата «вознаграждений» семьям при рождении ребенка; выплата различных пособий семьям с детьми; отпуск по уходу за ребенком для одного из членов семьи; налоговые льготы для семей с детьми; меры социальной поддержки многодетных семей; обеспечение условий для сочетания родительских и профессиональных обязанностей, повышения экономической активности лиц с семейными обязанностями; меры пенсионного обеспечения родительского труда и др. Приведенный перечень мер показывает, что государство стремится стимулировать рост рождаемости, широко используя, прежде всего, экономические стимулы[6, с. 88].
В Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ 2020 года Владимир Владимирович Путин заявил, что судьба России, её историческая перспектива зависит от того, сколько нас будет, зависит от того, сколько детей родится в российских семьях через год, через пять, десять лет. Сейчас семьи создают малочисленные поколения девяностых годов, число рождений вновь падает. Вот в чём напряжённость демографического периода, через который проходит сегодня Россия. Суммарный коэффициент рождаемости в России в 2019 году составил 1,5 и это катастрофически мало для естественного воспроизводства населения. В связи с чем были предложены новые меры финансовой поддержки семей с детьми, ключевым из которых стало продление выплат материнского (семейного) капитала до 31 декабря 2026 года и распространение этих выплат на первого ребенка в семье [5].
На основании выполненного исследования статистических данных о размере материнского (семейного) капитала можно сделать выводы о том, что первоначально размер субсидии составлял 250 000 рублей и на протяжении тринадцати лет действия программы он увеличился на 86%, составив в 2020 году 466 617 рублей. Размер данных изменений преимущественно связан с растущий инфляцией, влияние которой сглаживается индексацией материнского (семейного) капитала. Но при этом стоит констатировать, что экспоненциально стабильное увеличение размера материнского (семейного) капитала означает заинтересованность государства в поддержке рождаемости среди категории преимущественно молодых семей[2, с. 64].
Родители-одиночки с 1 июля 2021 года смогут получать на детей по 5 650 рублей. Об этом в последнем обращении сообщил президент РФ Владимир Путин.Владимир Путин в рамках послания призвал не допустить бедности российских семьях, в которых есть дети. Родителю-одиночке гораздо труднее воспитывать ребенка. Именно поэтому было принято решение о ежемесячных выплатах на детей от 8 до 16 лет, растущих в неполных семьях. Предполагается, что родителей-одиночек поддержат суммой в размере 5 650 рублей.
Была предложена еще одна единовременная выплата семьям, где растут дети школьного возраста, а именно: по 10 тысяч рублей на всех школьников. И более того, распространить эту меру на будущих первоклашек, на ребят, которые в этом году только пойдут учиться», — предложил Президент. Выплату планируется сделать в середине августа, чтобы у родителей было время собрать ребенка в школу.
Президент РФ предложил изменить размер оплаты больничного по уходу за ребенком.Размер оплаты зависит от трудового стажа. Это приводило к тому, что для молодых женщин эти выплаты существенно ниже, чем для других.
«Все законодательные решения здесь нужно принять в ближайшее время, чтобы уже с этого года больничный по уходу за ребенком в возрасте до семи лет включительно оплачивался в размере 100 % от заработка», — заявил Президент [5].
Таким образом, что эффективно реализуемая на всех уровнях государственной власти, позволяет поддерживать социальный и правовой статус семьи как совокупности гарантий, прав и интересов всех ее членов. Важно отметить, что учитываться должна не только материальная нужда, но предоставление квалифицированных юридических услуг, медицинских, в том числе по оказанию психологической помощи.
Семейная политика чрезвычайно важна в современном мире, т.к. в данный момент институт семьи переживает кризис, который, возможно, не сможет преодолеть самостоятельно[3, с. 38].
Для проведения объективной оценки эффективности семейной политики необходимо шире использовать возможности статистической отчетности и выборочных обследований. Для ликвидации разночтений и дублирований индикаторов, оценивающих результативность конкретных мер, необходимо разработать сводную статистическую оценку эффективности государственного управления институтом семьи, что на современном этапе представляет серьезную научно-практическую проблему, не имеющую единственного и всеми признанного решения [7, с. 63].