Статья:

Реализация государственной семейной политики в современной России

Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Муратова Д.Г. Реализация государственной семейной политики в современной России // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(39).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Реализация государственной семейной политики в современной России

Муратова Джамиля Гаязовна
студент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза
Мурзина Ирина Александровна
научный руководитель, канд. соц. наук, доцент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза

 

Успешность нынешней семьи невозможна без осуществления государственной семейной политики. Семейная политика ориентирована не только на отдельные семьи, но и на социальный институт семьи. В соответствии с эффективностью семейной политики решением являются такие задачи, как обеспечение безопасности, улучшение демографии, создание людского капитала, экономическая конкуренция и, в конечном счете, история. Достижение высокого уровня и качества жизни граждан России невозможно без учета благосостояния семьи, как основы общества [1, с. 28].

Сегодня наша страна занимается воспроизводством населения, эффективной социализацией детей, улучшением здоровья населения, улучшением качества человеческих ресурсов. В этой связи создание наиболее благоприятных условий для создания семьи и воспитания — детей-это вопрос, который волнует людей, которые вместе с семьей несут ответственность за будущее семьи.

Следует отметить, что государственная политика в отношении семьи представляет собой трудоемкий процесс, эффективность которого обусловлена универсальностью семейной политики как социального института. Сегодня любой национальный план, включающий в себя теорию, концепцию, стратегию, четко определяет окончательный перечень показателей деятельности, реализация которых отражает экономические и/или социальные последствия мер [1, с. 29].

Одной из наиболее актуальны социальных проблем в России выступает поддержка семьи, материнства и детства. Можно сказать, что данная сфера находится в кризисном состоянии, что обусловлено несколькими причинами: уменьшение числа лиц, желающих вступить в брак, увеличение количества разводов, снижение рождаемости.

Современная наука пытается найти объяснение текущей ситуации в сфере семейных отношений. И зачастую роль государственных институтов учеными недооценивается. Защита семьи, материнства и детства всегда занимает приоритетную позицию в политике социального государства. Для России развитие системы поддержки граждан воспитывающих детей является одной из наиболее важных.

Современная политика государства направлена на укрепление института семьи. Государство, вмешиваясь в дела семьи, выражая публичный интерес, старается создать такие условия, которые смогут обеспечивать как интересы отдельных членов семьи, так и семьи в целом. Экономическая составляющая является одним из важных элементов благополучия семьи. Имея достаточное имущественное обеспечение, эта ячейка общества сможет должным образом реализовывать свои социальные функции, а именно заботиться о детях и воспитывать их [6, с. 86].

Сегодня наша страна занимается воспроизводством населения, эффективной социализацией детей, улучшением здоровья населения, улучшением качества человеческих ресурсов. В этой связи создание наиболее благоприятных условий для создания семьи и воспитания — детей-это вопрос, который волнует людей, которые вместе с семьей несут ответственность за будущее семьи.

Важным шагом в развитии государственной семейной политики стало принятие Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации в августе 2014 года до 2025 года[1, с. 29].

Концепция является программным документом, устанавливающим новые направления реализации государством системы мер по защите семьи, материнства, отцовства и детства. Концепция провозглашает, что государственная семейная политика есть не что иное как целостная система принципов, первоочерёдных и повседневных задач, приоритетных и текущих мер. Предусмотренные меры направлены прежде всего на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундамента российского социума, воспроизводство и сохранение традиционных семейных ценностей, повышение значения и усиление роли семьи в жизни каждого человека и общества в целом [4, с. 55].

Основной целью семейной политики современной России является поддержка материнства и детства, что должно обеспечить стимулирование роста рождаемости.

Для реализации данной цели государственной семейной политики в России предусмотрены следующие меры: выплата «вознаграждений» семьям при рождении ребенка; выплата различных пособий семьям с детьми; отпуск по уходу за ребенком для одного из членов семьи; налоговые льготы для семей с детьми; меры социальной поддержки многодетных семей; обеспечение условий для сочетания родительских и профессиональных обязанностей, повышения экономической активности лиц с семейными обязанностями; меры пенсионного обеспечения родительского труда и др. Приведенный перечень мер показывает, что государство стремится стимулировать рост рождаемости, широко используя, прежде всего, экономические стимулы[6, с. 88].

В Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ 2020 года Владимир Владимирович Путин заявил, что судьба России, её историческая перспектива зависит от того, сколько нас будет, зависит от того, сколько детей родится в российских семьях через год, через пять, десять лет. Сейчас семьи создают малочисленные поколения девяностых годов, число рождений вновь падает. Вот в чём напряжённость демографического периода, через который проходит сегодня Россия. Суммарный коэффициент рождаемости в России в 2019 году составил 1,5 и это катастрофически мало для естественного воспроизводства населения. В связи с чем были предложены новые меры финансовой поддержки семей с детьми, ключевым из которых стало продление выплат материнского (семейного) капитала до 31 декабря 2026 года и распространение этих выплат на первого ребенка в семье [5].

На основании выполненного исследования статистических данных о размере материнского (семейного) капитала можно сделать выводы о том, что первоначально размер субсидии составлял 250 000 рублей и на протяжении тринадцати лет действия программы он увеличился на 86%, составив в 2020 году 466 617 рублей. Размер данных изменений преимущественно связан с растущий инфляцией, влияние которой сглаживается индексацией материнского (семейного) капитала. Но при этом стоит констатировать, что экспоненциально стабильное увеличение размера материнского (семейного) капитала означает заинтересованность государства в поддержке рождаемости среди категории преимущественно молодых семей[2, с. 64].

Родители-одиночки с 1 июля 2021 года смогут получать на детей по 5 650 рублей. Об этом в последнем обращении сообщил президент РФ Владимир Путин.Владимир Путин в рамках послания призвал не допустить бедности российских семьях, в которых есть дети. Родителю-одиночке гораздо труднее воспитывать ребенка. Именно поэтому было принято решение о ежемесячных выплатах на детей от 8 до 16 лет, растущих в неполных семьях. Предполагается, что родителей-одиночек поддержат суммой в размере 5 650 рублей.

Была предложена еще одна единовременная выплата семьям, где растут дети школьного возраста, а именно: по 10 тысяч рублей на всех школьников. И более того, распространить эту меру на будущих первоклашек, на ребят, которые в этом году только пойдут учиться», — предложил Президент. Выплату планируется сделать в середине августа, чтобы у родителей было время собрать ребенка в школу.

Президент РФ предложил изменить размер оплаты больничного по уходу за ребенком.Размер оплаты зависит от трудового стажа.  Это приводило к тому, что для молодых женщин эти выплаты существенно ниже, чем для других.

«Все законодательные решения здесь нужно принять в ближайшее время, чтобы уже с этого года больничный по уходу за ребенком в возрасте до семи лет включительно оплачивался в размере 100 % от заработка», — заявил Президент [5].

Таким образом, что эффективно реализуемая на всех уровнях государственной власти, позволяет поддерживать социальный и правовой статус семьи как совокупности гарантий, прав и интересов всех ее членов. Важно отметить, что учитываться должна не только материальная нужда, но предоставление квалифицированных юридических услуг, медицинских, в том числе по оказанию психологической помощи.

Семейная политика чрезвычайно важна в современном мире, т.к. в данный момент институт семьи переживает кризис, который, возможно, не сможет преодолеть самостоятельно[3, с. 38].

Для проведения объективной оценки эффективности семейной политики необходимо шире использовать возможности статистической отчетности и выборочных обследований. Для ликвидации разночтений и дублирований индикаторов, оценивающих результативность конкретных мер, необходимо разработать сводную статистическую оценку эффективности государственного управления институтом семьи, что на современном этапе представляет серьезную научно-практическую проблему, не имеющую единственного и всеми признанного решения [7, с. 63].

 

Список литературы:
1. Гаврилова А.А., Рыжкова Е.А. Участие государства в семейной политике // Скиф. – 2019. – №4 (32). – [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-gosudarstva-v-semeynoy-politike (дата обращения: 09.04.2021).
2. Гавриляк С. В. Материнский (семейный) капитал как инструмент государственной семейной политики: теория и практика // Форум молодёжной науки. – 2020. – №2. – [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/materinskiy-semeynyy-kapital-kak-instrument-gosudarstvennoy-semeynoy-politiki-teoriya-i-praktika (дата обращения: 09.04.2021).
3. Жабоева С.К. Правовое обеспечение семейной политики в современной России // Скиф. – 2020. – №6 (46). – [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obespechenie-semeynoy-politiki-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 09.04.2021).
4. Ильина О. Ю. Конституционно-правовые основы социального вектора современной государственной семейной политики // Вестник МГОУ. Юриспруденция. – 2019. – № 2. – С. 29-31. – [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovye-osnovy-sotsialnogo-vektora-sovremennoy-gosudarstvennoy-semeynoy-politiki (дата обращения: 14.10.2019). 
5. Какие меры поддержки семей с детьми предложил Президент в Послании // Официальный сайт Государственной Думы РФ // http://duma.gov.ru/news/51331/ (дата обращения: 28.04.2021).
6. Кириченко Р.Р. Поддержка материнства и детства в семейной политике России // StudNet. – 2020. – №10. – [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-materinstva-i-detstva-v-semeynoy-politike-rossii (дата обращения: 09.04.2021).
7. Кучмаева О. В. Оценка эффективности реализации Концепции семейной политики в России // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2017. – №2. – [Электронный ресурс]. –  https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-realizatsii-kontseptsii-semeynoy-politiki-v-rossii (дата обращения: 28.04.2021).