Статья:

Взгляды молодых людей на распределение семейных ролей. (На материалах разведывательного исследования)

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Михеева А.С., Бурмистрова Т.С. Взгляды молодых людей на распределение семейных ролей. (На материалах разведывательного исследования) // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(16).pdf (дата обращения: 11.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Взгляды молодых людей на распределение семейных ролей. (На материалах разведывательного исследования)

Михеева Алина Сергеевна
студент ВГПУ, РФ, г. Воронеж
Бурмистрова Татьяна Сергеевна
студент ВГПУ, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент ВГПУ, РФ, г. Воронеж

 

В семье формируются первые представления ребенка о какой бы то ни было социальной роли: женщины, мужчины, отца, матери, подруги, соседа и т.д. «Серьезную часть будущих представлений ребенка о семейной жизни составляет информация, которая поступает от родителей и усваивается ребенком. У него складывается первоначальное представление о правах, об обязанностях и отношениях родителей между собой и к ребенку» [4, С. 175] В дальнейшем формирование представлений о семейных ролях дополняются наблюдениями за их исполнением не только родных и близких, но свою «лепту» вносят и книги, фильмы, окружение и СМИ, определяя таким образом, как кажется молодым людям, рациональный выбор.

Между тем, распределение труда супругами может не соответствовать идеалу разумного выбора, поскольку «работают» внеэкономические факторы - такие как: «альтруизм» и «семейной лояльность», терпимость к бездельникам, неодинаковые позиции партнеров, формирование возможных «коалиций» и т. д. 

Эти и другие проблемы распределения семейных ролей в молодой семье мы считаем наиболее актуальными для её формирования. Поэтому мы провели разведывательное социологическое исследование, а получив результаты, попытались найти объяснения выявленным тенденциям в работах учёных. Были опрошены 121 человек мужчин и женщин трёх возрастных групп.

Мы считаем, что в современной общественной системе мужчины и женщины демонстрируют новые типы и модели отношений друг с другом, в соответствии с которыми принцип доминирования и главенства в супружеских отношениях сменяется ориентациями на партнерство. Так, вопрос «Согласны ли Вы брать на себя некоторые обязанности мужа/жены?» практически не вызвал разногласий среди опрошенных. 89% согласны в той или иной мере принять на себя обязанности второй половины. Голоса и мужчин, и женщин практически равнозначны. С возрастом готовность оказать помощь только повышается (от 75% в 20 лет до 83% в 30 лет).Такие отечественные социологи, как Е. Здравомыслова и А. Темкина, замечают, что «предписания обществом «мужского» и «женского» всё больше сливаются, гендерные роли взаимозаменяются, классический базовый гендерный контракт постепенно вытесняется контрактом «равного статуса», в соответствии с которым на смену иерархии патриархата приходит выравнивание положения прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной сфере (политика, образование, профессии, культура), так и в приватной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, решение бытовых вопросов и т. д.)» [6, с. 149].

Отвечая на вопрос «Кто в семье должен брать на себя больше обязанностей?»  респонденты определились следующим образом: 74% опрошенных выступают за равно распределение обязанностей. Причем женщины более активно стремятся к этому (76%). Анализируя возрастные предпочтения, мы наблюдаем интересную тенденцию: с годами (к 30 годам) ответственность мужа за распределение обязанностей падает. По мнению И.С. Кона, «...ломка традиционного гендерного порядка закономерна и необратима. Ее причиной является не феминизм, а новые технологии, которые делают природные половые различия менее значимыми, чем это было  раньше» [5, с. 38].

Исследования последних десятилетий ясно показываю, что новое положение и роль мужчины в семейных отношениях изменяется. Новая модель поведения мужчины  имеет больше своеобразия и в ней больше вариаций и индивидуальности. И.С. Кон подчеркивает, что настоящий мужчина сегодня – не только «силовик», но и ученый, инженер, художник, прозаик, поэт-лирик и просто ласковый отец, а разные виды деятельности предполагают неодинаковые психологические свойства [7, с. 14].

Это положение доказывают ответы на вопрос «Какие роли Вы считаете важными для мужа?». Он вызвал большой интерес среди опрошенных. Они предлагали и свои варианты, и выбирали предложенное. Но в целом ответы распределились следующим образом: 1 место – «добыча денег» (28%), 2 место – «заботливый отец» (27%) и 3 место – «хозяйственник» (22%). Места распределены практически единогласно, независимо от семейного положения, возраста или пола. Немаловажной оказалась и роль хорошего друга (12%).

Характеризуя представление женщин, мы не можем не отметить, что к многочисленным «традиционно женским» заботам - ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей — в настоящее время прибавились еще и проблемы материального обеспечения семьи, и взаимодействия с школой и детскими садами. Так, интересен взгляд молодых людей на вопрос «Кто, по-вашему мнению, должен готовить?». Лидирует традиционное представление о том, что женщина играет главную роль на кухне, но это отмечают лишь 38% респондентов. Причем, в этом солидарны респонденты обоего пола. С небольшой разницей (34%) был выбран вариант приготовления пищи по очереди. Третье место у демократичного ответа «все вместе» (19%). Вместе с тем, наблюдается возрастная динамика – молодые люди 20 лет еще готовы делить обязанности с женой, в то время как тридцатилетние респонденты энтузиазм утрачивают, полностью отдавая жене полномочия по кухне.

Другой вопрос «За кем в семье должно оставаться решение финансовых вопросов?» только подтверждает данное положение В оветах наблюдается определенная закономерность – с годами увеличивается процент тех, кто принимают совместные решения (с 50% в 20 лет до 61% в 30).  Второй по популярности ответ - «муж» (27%), но, опять же, с годами этот вариант теряет популярность и всего 37% мужчин выбирают его.

Интересные данные нами были получены при анализе ответов на вопрос «Какие роли Вы считаете важными для жены?» Они распределились следующим образом: 1 место – «заботливая жена» (30%), 2 место – «любящая мать» (28%) и 3 место – «хозяйка дома» (21%). Места распределены практически единогласно, независимо от семейного положения, возраста или пола.

Вместе с тем, мужское доминирование и главенство в семье уступает место эгалитарным тенденциям в поведении. Из ответов на вопрос «За кем должно оставаться последнее слово в решении важных вопросов?» следует, что 63% опрошенных выступают за совместное принятие решений. В то же время 26% респондентов поддерживают главенство мужа в семье, из которых мужчин 36%, женщин 15%. Интересна тенденция постепенного повышения (от 20 лет к 27 годам), а затем снижения ответственности мужчин (к 30 годам).

Особенно ярко это проявляется в сфере детско-родительских отношений  -  современный мужчина становится более близким к детям. Это доказывают результаты ответов на вопрос «На чьи плечи должно ложиться воспитание детей?». Опрошенные придерживаются единого мнения. 81% голосов отдан варианту «воспитанием должны заниматься оба родителя». Незначительный процент считает, что лучше с этим справится жена (9%) или бабушка и дедушка (8%), но, скорее всего, это связано с индивидуальной ситуацией респондентов: их занятостью на работе, личным опытом и т.п.  Всё большее число мужчин вовлекаются в процесс ведения домашнего хозяйства, ориентируясь на равенство в распределении семейных обязанностей. Одним из факторов данного процесса является частичный, а иногда и полный выход женщины из семьи и построение своей собственной профессиональной карьеры, проявляется стремление к самореализации вне семьи.

Заключительный вопрос нашего исследования не ставит точку в споре:  «Что у нас в семьях - патриархат или матриархат?». Так, при ответе на вопрос «Кто, по-вашему мнению, должен быть главой семейства?» голоса разделились практически поровну: 49% голосов за уравнение прав в семье, а 50% опрошенных отдали предпочтение главенству мужа в семье. Раскрывая гендерный аспект, мы констатируем, что мужчины предпочитают быть главой семьи (62%), а женщины уступают им первенство в этом вопросе. И только 43% женщин считают, что в семье должно быть равноправие.

Таким образом, наше исследование показало устойчивую тенденцию формирования эгалитарных молодых семей, с некоторой флюктуацией представлений мужчин старшей возрастной группы (28-30 лет) к элементам традиционной патриархальной семьи.

 

Список литературы:
1. Артамонова А. В. Феминистский проект семьи: тренды и реальность / А. В. Артамонова // Вестник Костромского государственного университета. – 2014. – №2. – С. 103 – 106.
2. Гурко Т. А. Представления об институте семьи в различных течениях феминизма / Т. А. Гурко // Теория и методология гендерных исследований / под общ. ред. О. А. Ворониной. – М.: МЦГИ – МВШСЭН, 2001. – 416 с.
3. Кон И. С. Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не) здоровья / И. С. Кон // Социология: теория, методы, маркетинг. Научно-теоретический журнал. - 2008. -№ 4. С. 5–16.
4. Линдхоф Л. Феминизм и психоанализ / Л. Линдхоф // Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования / под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. – М.: РГГУ, 2003. – Вып. 3. – С. 17–33.
5. Рамих В. А. Материнство и культура (философско - культурологический анализ) / В. А. Рамих // Донской гос. техн. университет, 1997. –  143с.