ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА АБРАХАМА МАСЛОУ
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА АБРАХАМА МАСЛОУ
В двадцать первом веке в экономике высокое положение занимает сфера услуг. Это требует особого внимания к мотивации персонала, которая является ключевым аспектом в успешном управлении людьми в организации.
Более того, она оказывает положительное влияние на продуктивность деятельности сотрудников и эффективность их труда, включающую высокий уровень обслуживания, удовлетворённость клиентов и конкурентоспособность компании.
В настоящее время мотивация трактуется по-разному.
Так, в одном из учебных пособий под общей редакцией С.Ю. Трапицына автор приводит значение понятия по мнению Стивена П. Роббинза, – это готовность (желание) человека выполнять какую-то определенную работу, обусловленная тем, что это удовлетворяет ту или иную его потребность.
Существует лишь два подхода к изучению теорий мотивации: процессуальный и содержательный. Для более глубокого понимания темы рассмотрим одну из них, в основе которой лежит теория потребностей - пирамиду известного американского психолога и психиатра, одного из основателей гуманистической психологии, Абрахама Маслоу. В ней психолог выделяет пять категорий потребностей, расположенных по мере убывания важности: физиологические, безопасность и уверенность в завтрашнем дне, социальные, самоуважение и самоактуализацию. Физиологические потребности включают в себя продукты питания и питьё, одежду и место жительства. Вторым уровнем можно считать потребность в безопасности. Так, безопасные условия труда, стабильность, уверенность в будущем, а также сохранение собственного здоровья очень сильно влияют на социальное, психическое и даже физическое состояние индивида.
Третий уровень представляет собой необходимость взаимодействия с другими людьми, причастность к группе или коллективу. На четвёртой ступени находится потребность в самоуважении. По мнению Абрахама Маслоу, люди должны стремиться к развитию, достижениям и признанию. Заключительным уровнем в пирамиде потребностей является самоактуализация, то есть стремление к наиболее полному развитию своих личностных способностей. В своей книге "Мотивация и личность" Абрахам Маслоу приходит к выводу, что при удовлетворении потребностей, которые находятся на более низком уровне, со временем появляются новые, находящиеся выше, потребности.
Данную теорию мотивации персонала можно применить и на практике, например, компания может обеспечить достойную заработную плату для удовлетворения физиологических потребностей. Помимо этого, организации необходимо обеспечить комфортные условия труда сотрудникам для того, чтобы они чувствовали себя в безопасности и работали качественно. Руководителю важно создать атмосферу доверия в коллективе, поощрять командную работу и развивать отношения между коллегами, предоставлять возможности для карьерного роста, профессионального и творческого развития каждому отдельному работнику.
Таким образом, становится ясно, что чёткое понимание и применение пирамиды Абрахама Маслоу в управлении персоналом помогает организациям создавать условия для удовлетворения потребностей сотрудников, повышая тем самым их мотивацию для работы, что в свою очередь способствует успешности бизнеса.