Статья:

Особенности и проблемы развития профориентационной работы в образовательных учреждениях

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Новак А.В. Особенности и проблемы развития профориентационной работы в образовательных учреждениях // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 29.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности и проблемы развития профориентационной работы в образовательных учреждениях

Новак Антон Владимирович
магистрант, ТУСУР, РФ, г. Томск
Санникова Татьяна Дмитриевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, ТУСУР, РФ, г. Томск

 

Проблема дефицита квалифицированных кадров является ключевой как для дальнейшего развития экономики в целом, так и для выживания каждого конкретного предприятия.

Несмотря на разницу в подходах к проблеме, эксперты сходятся в одном: для решения проблемы в масштабах страны необходимы скоординированные действия всех профильных организаций и структур, объединённые единой политикой государства.

По экспертным оценкам, к 2020 году дефицит кадров в России может достичь порога в 22 млн человек, а уже сегодня жалуются на нехватку кадров более половины российских работодателей.[1]

Однако проблема усугубляется тем, что российской экономике нужны не просто кадры: стране нужны кадры, принципиально отличающиеся от существующих.

По мнению директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Р.Шарифова, «Стране нужны патриотически настроенные и всесторонне развитые квалифицированные инженеры с широким кругозором, готовые не только к решению сложных и многоплановых профессиональных задач, но и желающие работать на благо Родины, понимающие политический и экономический контекст, способные чувствовать, какие именно разработки станут прорывными в средне- и долгосрочной перспективе».[2]

России нужны рабочие нового типа, готовые к комплексным работам и обладающие научной базой, нужны инженеры нового типа – креативные, владеющие современным инструментарием, клиентоориентированные и умеющие работать в команде, нужны управленцы нового типа, способные своевременно реагировать на меняющиеся требования реальной экономики.

Актуальность качественного развития профориентационной работы обусловлена современными потребностями экономики в человеческих ресурсах, региональными особенностями кадровой политики и социально-экономической деятельности в целом, а также целевыми установками Федерального государственного образовательного стандарта на становление личностных характеристик выпускника школы, подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества.

Проблемная ситуация в профессиональной ориентации школьников города Томска заключается в том, что положения и требования ФГОС в части обеспечения успешной социализации и профессионального самоопределения обучающихся пока еще не в полной мере реализуются как на уровне отдельных образовательных организаций, так и на общесистемном уровне в целом.[3]

Профориентационная работа в школе – неотъемлемая составная часть основной деятельности образовательного учреждения в целях эффективного обеспечения процессов социализации и удовлетворения потребностей в профессиональном самоопределении обучающихся.

Профориентационная работа с обучающимися организуется на всех уровнях образования, как в урочное, так и во внеурочное время.

Однако анализируя используемые школой инструменты профориентационной работы, можно сделать вывод, что они не в полной мере дают возможность выбора обучающимися образовательного маршрута, в том числе и маршрута получения профессии с учетом будущей профессиональной карьеры.

Специфика этой проблемной ситуации в организации профориентационной работы характеризуется следующими признаками:

- недостаточно внедряется практика психолого-педагогического сопровождения индивидуального выбора  предметно-научного направления образования;

- отсутствует практика профориентационного тестирования и консультирования специалистами в области профориентации.

- на недостаточном уровне организуется работа с родителями в части  разрешения конфликтных ситуаций, возникающих по причине несовпадения профессиональных интересов и соответствующих образовательных предпочтений детей с установками профессионального выбора,  предлагаемыми родителями;

- не установлены общие  принципы и наиболее предпочтительные формы взаимодействия образовательной организации с учреждениями высшего образования. Реальная практика взаимодействия с учреждениями высшего образования носит ситуативный характер.

В связи с этим обучающиеся не могут в полной мере увидеть потенциал университета, что не позволяет им твёрдо определиться с профессиональным выбором.

Вышеуказанные и иные особенности образовательной деятельности позволяют выделить две  первоочередные  проблемы усовершенствования организационных основ профориентационной работы в образовательных организациях города Томска:

- приведение практики организационно-педагогического обеспечения социального и профессионального самоопределения обучающихся в каждой образовательной организации в соответствие с положениями и требованиями действующего законодательства в сфере образования, требованиями и положениями ФГОС;

- формирование и развитие муниципальной инфраструктуры профессиональной ориентации школьников, обеспечивающей устойчивую координацию совместной деятельности образовательных организаций с учреждениями системы профессионального образования, объединениями работодателей и других заинтересованных субъектов социально-экономической деятельности.

Практическая реализация этих приоритетов будет способствовать устранению проявляющихся в сфере образования противоречий между преимущественно академической логикой построения общего образования и потребностями экономики, ориентирующими образование на прагматический тип успешной самореализации личности в профессиональной деятельности.

 

Список литературы:
1. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В.Кислякова, А.В.Щербакова.– Челябинск : ЧИППКРО, 2014. –416с.
2. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2008.Россия перед лицом демографических вызовов.
3. Центр экономического развития и сертификации - ЦЭРС ИНЭС Электронный ресурс, URL: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3243&sphrase_id=6297 дата обращения 14.03.2018