Особенности и проблемы развития профориентационной работы в образовательных учреждениях
Секция: Социология
III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Особенности и проблемы развития профориентационной работы в образовательных учреждениях
Проблема дефицита квалифицированных кадров является ключевой как для дальнейшего развития экономики в целом, так и для выживания каждого конкретного предприятия.
Несмотря на разницу в подходах к проблеме, эксперты сходятся в одном: для решения проблемы в масштабах страны необходимы скоординированные действия всех профильных организаций и структур, объединённые единой политикой государства.
По экспертным оценкам, к 2020 году дефицит кадров в России может достичь порога в 22 млн человек, а уже сегодня жалуются на нехватку кадров более половины российских работодателей.[1]
Однако проблема усугубляется тем, что российской экономике нужны не просто кадры: стране нужны кадры, принципиально отличающиеся от существующих.
По мнению директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Р.Шарифова, «Стране нужны патриотически настроенные и всесторонне развитые квалифицированные инженеры с широким кругозором, готовые не только к решению сложных и многоплановых профессиональных задач, но и желающие работать на благо Родины, понимающие политический и экономический контекст, способные чувствовать, какие именно разработки станут прорывными в средне- и долгосрочной перспективе».[2]
России нужны рабочие нового типа, готовые к комплексным работам и обладающие научной базой, нужны инженеры нового типа – креативные, владеющие современным инструментарием, клиентоориентированные и умеющие работать в команде, нужны управленцы нового типа, способные своевременно реагировать на меняющиеся требования реальной экономики.
Актуальность качественного развития профориентационной работы обусловлена современными потребностями экономики в человеческих ресурсах, региональными особенностями кадровой политики и социально-экономической деятельности в целом, а также целевыми установками Федерального государственного образовательного стандарта на становление личностных характеристик выпускника школы, подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества.
Проблемная ситуация в профессиональной ориентации школьников города Томска заключается в том, что положения и требования ФГОС в части обеспечения успешной социализации и профессионального самоопределения обучающихся пока еще не в полной мере реализуются как на уровне отдельных образовательных организаций, так и на общесистемном уровне в целом.[3]
Профориентационная работа в школе – неотъемлемая составная часть основной деятельности образовательного учреждения в целях эффективного обеспечения процессов социализации и удовлетворения потребностей в профессиональном самоопределении обучающихся.
Профориентационная работа с обучающимися организуется на всех уровнях образования, как в урочное, так и во внеурочное время.
Однако анализируя используемые школой инструменты профориентационной работы, можно сделать вывод, что они не в полной мере дают возможность выбора обучающимися образовательного маршрута, в том числе и маршрута получения профессии с учетом будущей профессиональной карьеры.
Специфика этой проблемной ситуации в организации профориентационной работы характеризуется следующими признаками:
- недостаточно внедряется практика психолого-педагогического сопровождения индивидуального выбора предметно-научного направления образования;
- отсутствует практика профориентационного тестирования и консультирования специалистами в области профориентации.
- на недостаточном уровне организуется работа с родителями в части разрешения конфликтных ситуаций, возникающих по причине несовпадения профессиональных интересов и соответствующих образовательных предпочтений детей с установками профессионального выбора, предлагаемыми родителями;
- не установлены общие принципы и наиболее предпочтительные формы взаимодействия образовательной организации с учреждениями высшего образования. Реальная практика взаимодействия с учреждениями высшего образования носит ситуативный характер.
В связи с этим обучающиеся не могут в полной мере увидеть потенциал университета, что не позволяет им твёрдо определиться с профессиональным выбором.
Вышеуказанные и иные особенности образовательной деятельности позволяют выделить две первоочередные проблемы усовершенствования организационных основ профориентационной работы в образовательных организациях города Томска:
- приведение практики организационно-педагогического обеспечения социального и профессионального самоопределения обучающихся в каждой образовательной организации в соответствие с положениями и требованиями действующего законодательства в сфере образования, требованиями и положениями ФГОС;
- формирование и развитие муниципальной инфраструктуры профессиональной ориентации школьников, обеспечивающей устойчивую координацию совместной деятельности образовательных организаций с учреждениями системы профессионального образования, объединениями работодателей и других заинтересованных субъектов социально-экономической деятельности.
Практическая реализация этих приоритетов будет способствовать устранению проявляющихся в сфере образования противоречий между преимущественно академической логикой построения общего образования и потребностями экономики, ориентирующими образование на прагматический тип успешной самореализации личности в профессиональной деятельности.