К определению величины налога на недвижимость физических лиц в Рязанской области
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
К определению величины налога на недвижимость физических лиц в Рязанской области
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы определения величины налога на недвижимость собственников физических лиц в Рязанской области, а также порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Дается оценка степени влияния принимаемых представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов на фактическую налоговую нагрузку на налогоплательщиков.
Ключевые слова: Недвижимость, величина налога, регион, собственники, объекты налогообложения, кадастровая стоимость, правовой акт.
Одним из основных налогов, который платят граждане России, является налог на недвижимость. В 2017 году в алгоритм расчета этого налога внесены коррективы: отныне для расчета используется не инвентаризационная стоимость объекта, как было ранее, а исключительно кадастровая стоимость.
Величина налог на имущество граждан регламентирована главами 31 и 32 «Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000
N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016) далее – НК РФ, где указаны субъекты и объекты, период и ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты. Субъектами являются собственники имущества, признаваемого объектом обложения. [1]
Объектами налогового обложения являются здания, сооружения, жилые дома, квартиры, гаражи, машино-места, объекты, по которым строительство не завершено. Налогооблагаемая база по данным объектам определяется исходя из их кадастровой либо инвентаризационной стоимости. Выбор кадастровой либо инвентаризационной стоимости зависит от законодательного решения субъекта РФ. Вместе с тем – согласно законодательству России все субъекты РФ обязаны перейти на использование кадастровой стоимости не позже 01.01.2020 г.
Правила установления облагаемой базы по кадастровой стоимости, следующие – базой считается кадастровая стоимость в государственном регистре недвижимости (ЕГРН) на 1 января года, за который производится подсчет налога. Однако каждый налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу (кадастровую стоимость имущества) на величину налогового вычета, согласно ст. 403 НК РФ.
Граждане России платят налог на недвижимость, как на землю, так и на имущество. Налог на землю исчисляется с 2006 года от кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Налог на имущество установлен Федеральным законом №2003-1 от 09.12.1991 года «О налогах на имущество физических лиц». Причем налог на строения, помещения и сооружения рассчитывается на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, которую рассчитывают органы БТИ.
По мнению депутатов более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества должно осуществляться через кадастровую стоимость.
4 октября 2014 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК РФ и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц".
Согласно данному закону каждый субъект РФ вправе установить единую дату начала применения порядка применения определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Такая единая дата Законом Рязанской области от 30.10.2014 N 65-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Рязанской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", была установлена – 1 января 2015 года. [2]
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В городе Рязани решением Рязанской городской думы от 27 ноября 2014 года №401-II (в ред. от 21.02.2018 N 78-II), установлены следующие размеры налоговых ставок, соответственно:
0,2 процента в отношении квартир, комнат, кадастровая стоимость каждой из которых не превышает 1,5 миллиона рублей;
0,25 процента в отношении квартир, комнат, кадастровая стоимость каждой из которых более 1,5 миллиона рублей, но не превышает 4 миллионов рублей;
0,3 процента в отношении:
жилых домов;
квартир, комнат, кадастровая стоимость каждой из которых более 4 миллионов рублей;
объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
гаражей и машино-мест;
Для хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства установлены следующие ставки:
0,5 процента в 2016 году, 0,75 процента в 2017 году, 1 процент в 2018 году, 1,25 процента в 2019 году, 1,5 процента в 2020 году и последующие годы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ;
2 процента в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Наряду с налоговыми льготами, предусмотренными статьей 407 НК РФ, право на налоговую льготу по налогу имеют следующие категории налогоплательщиков:
– члены семей, в составе которых имеются трое и более детей в возрасте до 18 лет, а также учащиеся дневной формы обучения, аспиранты, ординаторы, студенты, курсанты в возрасте до 24 лет, если доход на каждого члена семьи составляет ниже прожиточного минимума;
– граждане, признанные в установленном порядке пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации, в отношении подвергшихся воздействию чрезвычайной ситуации объектов собственности, за налоговый период, в котором произошла чрезвычайная ситуация. [3]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что фактическая налоговая нагрузка на налогоплательщиков устанавливается не только по результатам кадастровой стоимости объектов недвижимости, а в значительной степени на основании принимаемых представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов о налоговых ставках и льготах.