ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ «ГЛУБОКИХ» ИНТЕРВЬЮ ПО С.А. БЕЛАНОВСКОМУ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СКРЫТЫХ МОТИВАЦИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ
Конференция: CCLXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
CCLXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ «ГЛУБОКИХ» ИНТЕРВЬЮ ПО С.А. БЕЛАНОВСКОМУ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ СКРЫТЫХ МОТИВАЦИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ
APPLICATION OF S.A. BELANOVSKY'S "IN-DEPTH" INTERVIEW METHODOLOGY TO IDENTIFY HIDDEN MOTIVATIONS OF MEDICAL PROFESSIONALS IN EDUCATIONAL PROGRAMS
Konstantin Abdullaev
Student of I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Russia, Moscow
Аннотация. Методика «глубоких» интервью, разработанная С.А. Белановским, позволяет выявлять неочевидные факторы, влияющие на выбор, мотивацию и восприятие образовательных программ медицинскими работниками. В условиях системы непрерывного медицинского образования (НМО) и растущего интереса к биологически активным добавкам (БАД), актуально изучить скрытые мотивации и барьеры, определяющие вовлеченность врачей в эти программы. Цель статьи — описать применение методики «глубоких» интервью для выявления барьеров и мотивов врачей при участии в онлайн-обучении в системе НМО на примере курсов по БАД. Анализ полученных данных может способствовать совершенствованию образовательных продуктов для медицинских работников.
Abstract. The "in-depth" interview methodology developed by S.A. Belanovsky allows for the identification of non-obvious factors influencing the selection, motivation, and perception of educational programs by medical professionals. In the context of the continuous medical education (CME) system and the growing interest in biologically active supplements (BAS), it is relevant to study the hidden motivations and barriers determining physicians' engagement in these programs. The aim of this article is to describe the application of the "in-depth" interview methodology to identify barriers and motivations of physicians participating in online training within the CME system, using BAS courses as an example. The analysis of the obtained data can contribute to the improvement of educational products for medical professionals.
Ключевые слова: глубокое интервью; С.А. Белановский; скрытые мотивации; медицинские работники; образовательные программы; биологически активные добавки; непрерывное медицинское образование.
Keywords: in-depth interview; S.A. Belanovsky; hidden motivations; medical professionals; educational programs; biologically active supplements; continuous medical education.
Введение
Методика «глубоких» интервью, разработанная С.А. Белановским, широко применяется в социологических исследованиях для получения детальной и глубокой информации о мотивациях и установках респондентов. В условиях системы непрерывного медицинского образования (НМО) важно понимать, какие скрытые мотивы и барьеры влияют на участие медицинских работников в образовательных программах, особенно в контексте курсов, связанных с биологически активными добавками (БАД).
Цель настоящей статьи — продемонстрировать применение методики «глубоких» интервью для выявления этих факторов и предложить рекомендации по улучшению образовательных программ.
1. Теоретическое обоснование
С.А. Белановский в своей работе «Глубокое интервью и фокус-группы» описывает «глубокое» интервью как метод, позволяющий получить от респондента развернутую информацию о его мнениях, мотивациях и ценностях. Этот метод особенно эффективен при изучении сложных социальных явлений, где количественные методы могут быть недостаточно информативными. В контексте медицинского образования применение «глубоких» интервью помогает выявить не только явные, но и скрытые мотивы, влияющие на решение врачей участвовать в тех или иных образовательных программах.
2. Методология исследования
2.1. Организация и инструментарий
В исследовании использовалась методика «глубоких» интервью по С.А. Белановскому.
Интервью проводились в формате полуструктурированных бесед, что позволило гибко адаптировать вопросы в зависимости от хода разговора и получать более детальную информацию.
Для проведения интервью был разработан гайд, включающий как основные, так и уточняющие вопросы, направленные на выявление мотиваций и барьеров участия в образовательных программах по теме БАДов, перед интервью респонденты заполняли анкету с паспортичкой, вопросами о специальности, опыте работы и отношению к БАДам.
2.2. Выбор респондентов и стратегия отбора
В исследовании приняли участие 6 врачей различных специальностей со стажем работы от 5 до 20 лет. Критериями отбора респондентов были:
- Опыт участия в онлайн-курсах системы НМО.
- Интерес к теме БАД или опыт применения их в практике.
Выборка формировалась методом «снежного кома», когда первоначально отобранные респонденты рекомендовали своих коллег для участия в исследовании.
2.3. Проведение и структура интервью
Интервью проводились в онлайн-формате с использованием видеосвязи. Каждое интервью длилось от 45 до 60 минут и состояло из следующих блоков:
- Введение: знакомство, объяснение целей исследования, получение согласия на запись беседы.
- Основная часть: обсуждение опыта участия в образовательных программах, отношения к онлайн-обучению, восприятия тематики БАД.
- Заключение: сбор предложений по улучшению образовательных программ, обсуждение возможных барьеров и мотиваторов.
2.4. Методы анализа данных
Записи интервью были транскрибированы и подвергнуты тематическому анализу с использованием метода кодирования. Выделенные темы группировались в категории, отражающие основные мотивы и барьеры участия врачей в образовательных программах по теме БАД.
3. Результаты исследования
Анализ данных, полученных в ходе «глубоких» интервью, позволил выявить следующие ключевые мотивы и барьеры, влияющие на участие медицинских работников в онлайн-курсах системы НМО по теме биологически активных добавок:
3.1. Мотивы участия
- Профессиональное развитие и личностный рост. Большинство респондентов отметили стремление к постоянному обновлению знаний и повышению квалификации как основной мотив участия в образовательных программах. Это соответствует данным исследований, указывающих на высокую значимость внутренней мотивации среди медицинских работников.
- Интерес к тематике БАД. Некоторые врачи выразили особый интерес к изучению БАДов, учитывая их растущую популярность среди пациентов и необходимость предоставления обоснованных рекомендаций.
3.2. Барьеры участия
- Недостаток времени. Многие респонденты указали на высокую загруженность и дефицит свободного времени, что затрудняет участие в длительных образовательных программах.
- Скептицизм к онлайн-обучению. Часть врачей выразила сомнения в эффективности онлайн-курсов, отмечая недостаток практической составляющей, живого общения с преподавателями и возможную комерцианализированность курсов.
- Финансовые ограничения. Некоторые участники отметили, что стоимость некоторых курсов может быть препятствием для участия, особенно при отсутствии поддержки со стороны работодателя.
3.3. Предложения по улучшению образовательных программ
Респонденты предложили следующие меры для повышения привлекательности и эффективности онлайн-курсов по теме БАДов:
- Гибкость расписания. Предоставление возможности обучения в удобное время и в индивидуальном темпе.
- Интерактивные элементы. Включение в программы вебинаров, дискуссий и практических кейсов для повышения вовлеченности.
- Сертификация. Предоставление официальных сертификатов по завершении курса, которые могут учитываться при аттестации и карьерном росте.
- Обсуждение
Полученные результаты подтверждают эффективность методики «глубоких» интервью для выявления скрытых мотивов и барьеров медицинских работников в контексте образовательных программ. Выявленные мотивы соответствуют данным предыдущих исследований, подчеркивающих значимость профессионального развития и личностного роста для медицинских специалистов.
Барьером, связанным с недостатком времени, также уделяется внимание в литературе, что свидетельствует о необходимости разработки более гибких форматов обучения.
Скептицизм к онлайн-обучению может быть преодолен путем повышения интерактивности курсов и включения практических компонентов. Финансовые ограничения подчеркивают важность разработки доступных образовательных продуктов и возможной поддержки со стороны медицинских учреждений.
- Заключение
Применение методики «глубоких» интервью по С.А. Белановскому позволило детально изучить скрытые мотивы и барьеры, влияющие на участие медицинских работников в онлайн-курсах системы НМО по теме БАД. Полученные данные могут быть использованы для совершенствования образовательных программ, повышения их привлекательности и эффективности, что, в свою очередь, способствует профессиональному развитию медицинских специалистов и улучшению качества медицинской помощи.