Формирование здорового образа жизни в среде студенческой молодежи
Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Формирование здорового образа жизни в среде студенческой молодежи
Образ жизни человека существенно влияет на многие процессы, происходящие в социуме.
В настоящее время в Российской Федерации уделяют огромное внимание здоровому образу жизни людей, а в частности детей и молодежи, так как эта категория населения является с одной стороны самой активной, а с другой - самой незащищенной.
Здоровый образ жизни - это мировоззренческая и поведенческая система человека, обеспечивающая его физическое, психическое и духовное благополучие в соответствии с половозрастными и индивидуальными особенностями.
Г.А. Мысина рассматривает здоровый образ жизни как рациональное и нравственное поведения человека, а также его духовный статус, который позволяет ему сохранить или укрепить здоровье в процессе его самореализации как личности [1, с.110-111]
Здоровый образ жизни в современном мире становится необходимым условием существования индивида.
Относясь к своему здоровью попустительски, человек рискует не только оказаться недееспособным, но и своей жизнью. Неправильное питание, стрессы, отсутствие полноценного сна, гиподинамия, экология – это факторы, препятствующие нормальной жизнедеятельности человека, не говоря об употреблении алкогольных напитков, табака и психоактивных веществ.
Студенческая молодежь сильно подвержена многим рискам здоровья. Учебные нагрузки, неправильный режим дня, вредные привычки, неправильное питание – становятся постоянными для организма, и он не успевает отдыхать, что в следствие приводит не только к переутомлению, недомоганию, головным болям, но и к серьезным заболеваниям.
В молодежной среде распространено ложное убеждение, которое гласит о том, что все болезни приходят к старости.
Многие молодые люди, в основном это студенческая молодежь, живущие отдельно от родителей, в повседневной жизни заменили здоровый сон и питание на компьютерные игры и перекусы, объясняя это тем, что не хватает времени на полноценный отдых.
А.А. Попов придерживается следующих традиционных взглядов на здоровый образ жизни, это, прежде всего:
1. область человеческой культуры и способность воспроизводить себе подобных;
2. результат собственных достижений и способность увеличить длительность полноценной жизни;
3. способность к самосохранению и преумножению жизненных сил;
4. возможность приспособления к среде обитания и уровень адаптационных возможностей организма;
5. способность созидать адекватное самосознание, морально-этическое отношение к себе и окружающим[5, с.79]
Переходя от здоровья отдельно взятого человека к здоровью общности, социальной группы, можно заметить, как данное понятие приобретает социальные характеристики.
Т.Э. Петрова рассматривает здоровье, как социальное явление, которое становится:
- Интегральным показателем, который отражает социальные проблемы и процессы в обществе (социальное партнерство, конфликты, социальные нормы и отклонения в социальном поведении);
- Условием для поддержания жизнеспособности всего общества (общество жизнеспособно, если в нем происходят процессы биологического и социального воспроизводства, формируются возможности для нормальной социализации личности, где немалую роль играет физическое, психическое и нравственное здоровье)[4, с. 152-153].
Представления о здоровом образе жизни зародились еще в Индии в 6 веке до нашей эры. В ведах были сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни, и главным из них выступал принцип – достижение устойчивого равновесия психики.
В античной философии встречаются представления о здоровом образе жизни, данный феномен изучал Гиппократ и Демокрит.
Гиппократ рассматривает здоровый образ жизни, как некую гармонию, которую можно достичь через ряд профилактических мероприятий, Демокрит больший упор делает на духовное состояние человека, при котором душа испытывает чувство удовлетворенности и равновесия[4, с.155].
Современные представления о здоровом образе жизни выглядят иначе. Каждый человек выбирает для себя определенную жизненную установку. На данный момент многие организации для своих сотрудников арендуют целые помещения для создания спортивных залов, студентам предоставляется возможность помимо занятий физической культурой, посещать какие-либо секции в свободное время.
Таким образом, можно сказать, что популяризация спорта среди населения, является важным компонентом мотивации к здоровому образу жизни.
Э.Т. Петрова выделяет следующие составляющие здорового образа жизни для студенческой молодежи:
1. отказ от вредных привычек;
2. оптимальный двигательный режим;
3. закаливание;
4. рациональное питание;
5. личная гигиена;
6. положительные эмоции[4, с.154].
Помимо того, что студенческая молодежь может хорошо знать все, что связано со здоровым образом жизни, данная категория населения должна понимать, что это пригодится и в профессиональном становлении после окончания учебного заведения.
Данную проблему в своих работах рассматривает И.А. Дурова. Она считает, что помимо хорошей учебы, вчерашний студент должен был выполнять ряд требований, который способствуют подготовке к трудовой деятельности.
Необходимым фактором является физическая, психологическая и эмоциональная подготовка. Ведя здоровый образ жизни, поддерживая высокую работоспособность человек невольно вызывает уважение у окружающих и коллег, что является залогом хороших взаимоотношений в коллективе и благоприятного психологического климата на рабочем месте[2, с.38].
Формирование здорового образа жизни должно начинаться с семьи. Призывая детей к правильному режиму дня, личной гигиене, жизни без вредных привычек, занятиям спортом – мы прогнозируем молодому поколению успешное будущее.
Главным компонентом в данном процессе выступает личный пример. Физически и психически здоровая молодежь - залог успешного демографического и экономического роста государства.