Статья:

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ИГРОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА

Конференция: CCLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Овчинникова Е.И. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ИГРОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(251). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(251).pdf (дата обращения: 16.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК ИГРОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА

Овчинникова Екатерина Игоревна
студент, Краснодарского государственного института культуры, РФ, г. Краснодар
Павлова Ольга Александровна
научный руководитель, д-р филол. наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Краснодарского государственного института культуры, РФ, г. Краснодар

 

THEATER PERFORMANCES AS A GAME FORM OF ORGANIZING CHILDREN'S LEISURE TIME

 

Ovchinnikova Ekaterina Igorevna

Student of the Krasnodar State Institute of Culture, Russia, Krasnodar

Olga Pavlova

Scientific supervisor, Doctor of Philology, Associate Professor of the Department of Social and Cultural Activities of the Krasnodar State Institute of Culture, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются театрализованные представления как игровая форма организации детского досуга. Описываются различные особенности и методы вовлечения детей в действие. Подчеркивается значимость содержания представлений для воспитания детей и формирования их характера.  

Abstract. this article examines theatrical performances as a game form of organizing children's leisure time. Various features and methods of involving children in action are described. The importance of the content of ideas for the upbringing of children and the formation of their character is emphasized.

 

Ключевые слова: театрализованные представления, игра, игровые форма, детский досуг, взаимодействие с аудиторией

Keywords: theatrical performances, game, game form, children's leisure, interaction with the audience.

 

Театрализованное представление – это сценическое действие, организованное в виде спектакля, который объединяет различные жанры и направления.  Такие представления могут быть посвящены различным темам, историческим событиям, жизни и творчеству известных личностей и другому. В зависимости от целей и задач автора в спектакле могут использоваться различные художественные приемы и виды искусства.

Основные признаки театрализованного представления включают зрелищность, комплексность, экспрессивность, цельное художественное выражение. Чечетин А.И. отмечает разнообразие театрализованных представлений, такие как тематический театрализованный концерт, агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, массовое театрализованное празднество [9, с. 213].

Одной из ключевых особенностей массового представления является живое взаимодействие с аудиторией, их вовлеченность в происходящее. Это  достигается как непосредственным контактом, так и различными косвенными методами. Среди интерактивов можно выделить разнообразные игры с публикой, совместное исполнение известных песен, проведение лотерей и конкурсов и многое другое. Церемонии поднятия флага, исполнение гимнов, произнесение клятв или минуты молчания – всё это церемониальные и ритуальные действа. Даже если нет прямого взаимодействия между исполнителями и зрителями, последние по-прежнему погружены в  атмосферу торжественности, испытывают широкий спектр эмоций и чувствуют себя важной частью происходящего. Это делает зрителя не просто пассивным наблюдателем, а активным участником событий, что является одной из ключевых черт театрализованных представлений.

Для этого режиссер должен создать уникальную атмосферу, в которой каждый зритель будет чувствовать себя включенным и участвующим в происходящем. Это может быть достигнуто через интерактивные элементы, вовлечение зрителей в действие и диалог, а также поддержку и поощрение их эмоциональной реакции на представление.

Важно также учитывать разнообразие аудитории и предоставить каждому зрителю возможность найти что-то свое в представлении. Режиссер должен уметь обращаться к разным возрастным группам и предпочтениям, чтобы создать общее чувство радости и удовлетворения от процесса восприятия спектакля.

Провокация аудитории – это одно из эффективных средств привлечения внимания детей. Полякова Н.А. подчеркивает: «Основные методы включают непосредственное общение со зрителями, создание интересных игровых сценариев и использование популярных музыкально-хореографических номеров» [8, с. 257]. Применение этих приемов в работе с ребятами позволяет им почувствовать себя частью спектакля, стать активными участниками событий. Общение, просьбы о помощи, обмен впечатлениями – все это способствует активной вовлеченности детей в театральный процесс.

Современный детский театр отличается от других форм использования игрового театрального искусства, особенно в образовательных целях. Эта особенность присуща, в основном, детским театрам-любителям, где режиссеры и драматурги ближе к зрителям, лучше их понимают и учитывают их потребности. Они имеют большую свободу в творчестве, не ограничены рамками профессионального театра.

Театрализованные игры – это один из самых популярных видов развлечений в современных детских театрах. Они отличаются динамичными и зрелищными действиями, привлекая внимание зрителей своим красочным исполнением. Обычно нет прямого контакта между участниками и зрителями, они остаются на своих местах, не нарушая художественной целостности произведения. Тем не менее, в некоторых случаях режиссеры могут активно вовлекать аудиторию в действие с помощью различных форм игровых представлений:

Театральная пьеса – это спектакль, который включает элементы игры или игровые сцены со зрителями. Чаще всего такие представления основаны на сказочных сюжетах, что делает их близкими и понятными детям. В результате младшее поколение легко погружается в события и развитие сюжета.

В игровых театральных постановках используется богатый художественный язык и широко применяется игра, которая помогает зрителям принимать решения, развивать свои навыки и вступать в действие. Она также способствует созданию сложных интриг, обогащению сюжета и усилению конфликта, делая спектакль увлекательным для зрителей.

Импровизационно-игровая театрализация - это формат представления, в котором зрители самостоятельно формируют сюжет, действуя в рамках определенной тематики. Для таких театрализаций используется особая методика, которая предполагает, что спектакль развивается благодаря непосредственному участию зрителей, а ведущие лишь задают общий вектор развития событий. Этот процесс требует тщательной организационной и методической подготовки. В таких представлениях важную роль играют ведущие, их навыки, интеллект и харизма. Тем не менее, наличие сценария, учитывающего все организационно-творческие аспекты, является обязательным условием. Создание таких мероприятий осуществляется самими зрителями, которые импровизируют в рамках заданной темы или сюжета. Именно это в своей работе подчеркивает Андреева Ж.В. «Такие театрализации формируются по специальной методике, суть которой заключается в том, что представление создается как будто бы прямо сейчас самими зрителями, а ведущие лишь обозначают общие контуры сюжета» [10]. В подобных представлениях многое зависит от ведущих, их умений, обаяния, интеллекта. Однако, несмотря на кажущуюся спонтанность, такие мероприятия требуют тщательного планирования, поскольку без предварительной работы не может быть и речи об импровизации.

Дети всегда с огромным удовольствием участвуют в театрализованных представлениях. Театрализованные игры пользуются неизменной популярностью среди детей. Они оказывают разностороннее воздействие на развитие личности ребёнка и могут использоваться в качестве эффективного, но ненавязчивого образовательного инструмента. Во время игры дети ощущают себя свободно и естественно, что способствует развитию навыков самостоятельных действий. Они учатся создавать сюжеты без посторонней помощи, находить способы выразительного воплощения своих идей, последовательно реализовывать задуманное, контролировать свои действия в театральных сценах и действовать в различных ситуациях.

Значимость содержания театрализованных представлений для детей не вызывает сомнений. Необходимо расширять сюжеты, вводить новые актуальные темы, которые были бы близки и понятны юным зрителям. То, что производит на них сильное впечатление, хорошо и быстро запоминается. Образы и действия персонажей должны быть логично связаны с эмоциями ребёнка, способствуя формированию положительных черт характера: доброты, храбрости, смелости, желания помогать другим и т. д. Театрализованное представление для детей должно нести в себе воспитательные функции. Важно, чтобы сценарий затрагивал проблемы, которые могут сильно волновать ребёнка. Сама постановка не должна быть строго учебной, а должна представлять собой увлекательную интригу с разнообразными персонажами, через действия которых дети получают воспитательные уроки.

Театрализованные представления являются важным средством воспитания и образования детей. Они позволяют погрузиться в мир фантазии, развивают творческое мышление и способствуют формированию положительных черт характера. В процессе игры дети учатся самостоятельно принимать решения, действовать в различных ситуациях и контролировать свои действия. Кроме того, театрализованные представления помогают расширить кругозор ребенка, знакомят его с новыми темами и проблемами. Поэтому важно создавать представления с игровыми формами, ведь они будут интересны и понятны детям.

 

Список литературы:
1. Глушко С.И. Театрализованная деятельность как средство формирования творческой активности детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения: дис. д-р педаг. наук: 071800.68. - Москва, 2014. - 123 с.
2. Кудашов В.Ф. "Театрализация" как явление праздничной культуры. Эволюция понятия (историко-сравнительный анализ теоретических трудов XX-XXI веков) // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - №10-2(100). - С. 76-82.
3. Опарина Н.А., Левина И.Д., Кайтанджян М.Г., Бычкова Е.С., Мальцева О.В. Постановочные аспекты деятельности организатора театрализованного досуга детей и молодежи // Среднее профессиональное образование. - 2019. - №4. - С. 25-29.
4. Плюснин А.Д., Фисюк Т.Т. Творческий метод театрализации как феномен социально-культурной деятельности: психолого-педагогический аспект // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №4 (71). - С. 99-102.
5. Полякова Н.А. Музыкальные театрализованные представления как форма организации детского досуга // Молодой ученный. - 2023. - №6 (453). - С. 252-258.
6. Чечётин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: Учебник / А.И. Чечётин. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2017. — 284с. 
7. Игровые театрализованные формы и особенности их использования в работе с детьми // Nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/05/15/igrovye-teatralizovannye-formy-i-osobennosti-ih (дата обращения: 20/03/2024).