ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БИРОБИДЖАНА
Конференция: CXC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
CXC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА БИРОБИДЖАНА
RESEARCH OF THE MAIN DIFFICULTIES ARISING IN SUBSTITUTE FAMILIES IN THE TERRITORY OF THE CITY OF BIROBIDZHAN
Ekaterina Zarypova
Student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Amur State University named after Sholom Aleichem, Russia, Birobidzhan
Аннотация. В статье рассмотрены основные трудности, возникающие в замещающих семьях на территории города Биробиджана, выявленные в ходе опроса опекунов, попечителей, приемных родителей.
Abstract. The article discusses the main difficulties encountered in substitute families in the city of Birobidzhan, identified during a survey of guardians, trustees, foster parents.
Ключевые слова: замещающая семья, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, опекуны, попечители, приемные родители.
Keywords: substitute family, orphans, children left without parental care, guardians, carers, foster parents, difficulties.
Одним из наиболее актуальных социальных вопросов на протяжении длительного времени остается сиротство. Все больше детей остается без попечения родителей по разным причинам. Всестороннее рассмотрение данной темы составляет важное направление исследовательской деятельности социологов, педагогов и психологов. Проблемам социального сиротства посвящены работы таких авторов, как Е.Е. Чепурных, А. А. Реан, Ж. К. Дандарова, В. А. Прокофьева, И. В. Кузнецова, Г. О. Зайцев и др.
Анализ литературы по данной теме позволяет сделать вывод, о том, что при невозможности возврата ребенка в кровную семью, замещающая семья становится лучшей альтернативой для дальнейшего жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она дает возможность добиться более высокого уровня адаптации детей в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития личности.
Для успешного пребывания несовершеннолетних в замещающей семье и сохранения психологического здоровья всех ее членов, особое место должно занимать социальное и психолого-педагогическое сопровождение.
На территории города Биробиджана преобладают следующие формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- опека – семья, в которой семейная пара или отдельные граждане (опекуны, попечители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, на основании акта органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства);
- приемная семья – семья, в которой семейная пара или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, возмездно, по договору о приемной семье.
В настоящее время в замещающих семьях на территории города Биробиджана воспитывается 270 детей.
Ежегодно около 5 % детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возвращаются из замещающих семей в государственные учреждения, что имеет крайне нежелательные последствия для психического здоровья несовершеннолетних и их дальнейшей социализации.
Для выявления и анализа причин возвратов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведен опрос среди замещающих родителей на предмет возникающих трудностей в процессе воспитания детей данной категории.
Респондентам заданы следующие вопросы:
1) возникают ли трудности в процессе воспитания детей в Вашей семье?
2) с чем связаны возникающие трудности?
3) возникают ли у Вас мысли о возврате несовершеннолетнего из замещающей семьи в государственное учреждение при возникновении трудностей?
4) Знаете ли Вы, к кому можно обратиться при возникновении трудностей в семье?
При ответе на первый вопрос 87 % замещающих родителей дали положительный ответ. Из них на второй вопрос респонденты ответили следующим образом:
- трудности связаны с поведением детей, нежеланием их подчиняться правилам семьи – 59 %;
- трудности связаны с обучением детей, в том числе нежеланием учиться – 15 %;
- трудности связаны с влиянием кровных родственников на несовершеннолетнего – 8 %;
- трудности связаны с материальным положением семьи, в том числе несовпадением представлений несовершеннолетнего о финансовой составляющей семьи с реальным положением, невозможностью удовлетворить все запросы ребенка – 14 %;
- трудности связаны с незнанием в полной мере положенных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 4 %.
При ответе на третий вопрос 38 % замещающих родителей ответили, что, хотя бы один раз при возникновении трудностей, думали о возврате ребенка в государственное учреждение.
Большинство респондентов на четвертый вопрос ответили, что при возникновении трудностей, которые они не могут решить своими силами, обращаются за помощью к специалистам органа опеки и попечительства на территории города Биробиджан.
Анализируя ответы замещающих родителей, можно сделать вывод о том, трудности возникающие в процессе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, ожидаемы, так как более 60 % замещающих родителей не проходили подготовку в школе приемных родителей, в связи с тем, что являются близкими родственниками несовершеннолетних (бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры). Согласно действующему законодательству подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проходят граждане за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, в целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовки.
Таким образом, анализ представленного в литературе опыта и результаты опроса замещающих родителей позволяют сделать вывод о том, что помещение несовершеннолетнего в замещающую семью является серьезным испытанием для всех её членов. Это подтверждает о необходимости использования особой модели помощи и поддержки замещающей семьи, которую принято рассматривать как сопровождение. В рамках процесса сопровождения семьи специалистами служб (психолог, социальный педагог, юрист, методист) должна осуществляться просветительская, диагностическая, консультативная и коррекционная деятельность.