Статья:

ФЕЙК В МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ЭПОХУ ПОСТПРАВДЫ

Конференция: CLXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Ерепова А.С. ФЕЙК В МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ЭПОХУ ПОСТПРАВДЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(162). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(162).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФЕЙК В МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ЭПОХУ ПОСТПРАВДЫ

Ерепова Анастасия Сергеевна
студент, Казанский Федеральный Университет, РФ, г. Казань
Файзуллина Ольга Робертовна
научный руководитель, доцент, Казанский Федеральный Университет, РФ, г. Казань

 

В развитии современного прогрессивного общества медиакоммуникация играет одну из ключевых ролей. Медиакоммуникация подразумевает распространение между различными группами и отдельными индивидуумами специально подготовленных сообщений, представляющих социальную и личную значимость. В последние годы массмедиа становится популярнее и охватывает все больший круг пользователей. Из этого следует и более частое появление ложной информации в медиапространстве. Социологами фейковые новости определяются как информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения групп людей в заблуждение. В этой связи все более очевидным становится размывание границ между правдой и ложью, в результате чего в поле медиа все чаще возникают фейковые новости. Особенно в эпоху постправды данная проблема имеет свою актуальность. Современные массмедиа все сильнее влияют на формирование общественного мнения. Фейковая информация часто юмористического или сатирического характера, создается либо с развлекательной целью, либо для того, чтобы привлечь внимание к важным общественным проблемам или высмеять некоторые неприемлемые явления, распространенные в определенной общности, или, в конце концов, для того, чтобы дезинформировать и спровоцировать общественность.

Цель нашего исследования - выявление лингвистических механизмов, позволяющих определить ложные новости в массмедиа.

В соответствии с целью было предложено решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие «фейк», проявляющееся в средствах массовой информации, и дать определение понятию «постправда».
  2. Проследить возникновение и развитие фейковых новостей.
  3. Проанализировать англоязычные информационные источники на наличие фейковой информации.
  4. Установить механизмы проявления фейка в медиакоммуникации.

В данной научной работе будут использованы теоретические методы исследования: абстрагирование основного понятия, изучение и анализ англоязычных новостных источников и научных источников по теме исследования.

С целью решить поставленные задачи были выбраны и проанализированы статьи из иностранных медиа источников, таких как The New York Times, The Guardian, Daily Mail, The Washington Post и другие. Выбор данных американских и британских газет обусловлен стремлением продемонстрировать, что даже авторитетные и респектабельные издания иногда используют в своих статьях непроверенные источники, ложные факты и яркие заголовки для привлечения внимания.

По результатам исследования были выявлены следующие причины появления фейковых новостей:

  1. Напряженные политический отношения между двумя государствами порождают ложные новости с целью подорвать авторитет оппонента на мировой арене.
  2. Цель создать резонанс в обществе и привлечь внимание к событию.
  3. Некомпетентность авторов статей, содержащих ложные факты.

С точки зрения медиалингвистики, можно сделать следующие выводы об особенностях фейковых новостей. Во-первых, фейковые новости тесно связаны с «эпохой постправды» и теориями заговора, образуя синонимический ряд с такими лексемами, как hoax, post-truth и conspiracy. Во-вторых, фейковые новости отличаются стилистически маркированной лексикой и богатой метафоризацией, поэтому план выражения в данном случае играет гораздо более важную роль, чем план содержания. В-третьих, фейковые новости в целом и в англоязычной прессе в частности, прежде всего, касаются таких глобальных политических событий, как, например, выборы президента США, что показывает их значимость в ведении информационной войны как явления медиадискурса XXI века.

Также существуют специальные ресурсы по распознаванию фейков, некоторые из нижеперечисленных мы используем в практической части данной исследовательской работы:  Snopes , FactCheck.org , PolitiFact , FullFact , Correctiv.

Базируясь на данных интернет-площадках были определены механизмы распознавания фейковых новостей:

  1. СМИ распространяют изначально ложную информацию, не имея намерения вводить в заблуждение, но при этом не проверяя факты, а подобные интернет-платформы проверяют все обстоятельства, анализируя независимые источники и уже затем делают соответствующие выводы.
  2. Некоторые платформы проводят дополнительный анализ статистических данных, представленных в фейковых статьях, авторы статей сайта дают оценку истинности или ложности того или иного высказывания и анализируют все факты.

Лингвистические механизмы, позволяющие выявить фейковый материал:

1)Наличие грамматических или орфографических ошибок (в следующем заголовке к фейковой новости автор целенаправленно допускает ошибку Ccam с целью привлечения внимания читателя: Facebook Class Action Illinois Ccam – Facebook Class Action Illinois Ccam Read Reasons1 (Мошенничество с акциями Facebook класса Иллинойс – Читайте о причинах мошенничества с акциями Facebook класса Иллинойс) (Facebook – социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим. ред.).

2)Также в заголовках к фейковым новостям часто используются вопросительные предложения, которые призваны выполнять аттрактивную функцию («How did QAnon take off in the UK?» («Как QAnon взлетел в Великобритании?»)).

3)В заголовках к некоторым статьям употребляются единицы ‘rigged’ (нечестный), ‘false’ (ошибочный), ‘misleading’ (вводящий в заблуждение), ‘baseless’ (беспочвенный), ‘fake’ (фальшивый), ‘rumours’ (слухи), которые указывают на недостоверность информации: ‘US election 2020: 'Rigged' votes, body doubles and other false claims’ (Выборы в США – 2020: «сфальсифицированные» голоса, двойники и другие ложные заявления).

Исходя из данного анализа некоторых новостных заголовков можно сделать вывод, что широко используются такие лингвистические приемы, как искажение информации, упрощение, а также использование орфографических и грамматических ошибок, эмоционально окрашенной лексики.

Таким образом, существует множество механизмов выявлений фейк новостей в различных медиапространствах.  Проанализировав англоязычные информационные и научные источники, мы пришли к выводу, что зачастую трудно выявить ложность той или иной информации, для этого необходимо провести синтаксический, грамматический и лексический анализ проверяемого текста. 

 

Список литературы:
1. Морозова С. Как распознавать фейк: пособие для журналистов и пользователей соцсетей / C. Морозова // - [Электронный ресурс] — Режим доступа. - URL: https://adindex.ru/news/ adyummy/2015/10/8/128695.phtml.
2. Суходолов А. П. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия / А. П. Суходолов, А. М. Бычкова // Вопросы теории и практики журналистики. – 2017. – Т. 6, № 2. – С. 143–169. – DOI 10.17150/2308-6203.2017.6(2).143-169.
3. Понятие «фейк» и его виды в СМИ / И. Мудрая // Теле- и радиожурналистика. — 2016. — Вып. 15. — С. 184–188.