ФЕЙК В МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ЭПОХУ ПОСТПРАВДЫ
Конференция: CLXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CLXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФЕЙК В МЕДИАКОММУНИКАЦИИ В ЭПОХУ ПОСТПРАВДЫ
В развитии современного прогрессивного общества медиакоммуникация играет одну из ключевых ролей. Медиакоммуникация подразумевает распространение между различными группами и отдельными индивидуумами специально подготовленных сообщений, представляющих социальную и личную значимость. В последние годы массмедиа становится популярнее и охватывает все больший круг пользователей. Из этого следует и более частое появление ложной информации в медиапространстве. Социологами фейковые новости определяются как информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения групп людей в заблуждение. В этой связи все более очевидным становится размывание границ между правдой и ложью, в результате чего в поле медиа все чаще возникают фейковые новости. Особенно в эпоху постправды данная проблема имеет свою актуальность. Современные массмедиа все сильнее влияют на формирование общественного мнения. Фейковая информация часто юмористического или сатирического характера, создается либо с развлекательной целью, либо для того, чтобы привлечь внимание к важным общественным проблемам или высмеять некоторые неприемлемые явления, распространенные в определенной общности, или, в конце концов, для того, чтобы дезинформировать и спровоцировать общественность.
Цель нашего исследования - выявление лингвистических механизмов, позволяющих определить ложные новости в массмедиа.
В соответствии с целью было предложено решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие «фейк», проявляющееся в средствах массовой информации, и дать определение понятию «постправда».
- Проследить возникновение и развитие фейковых новостей.
- Проанализировать англоязычные информационные источники на наличие фейковой информации.
- Установить механизмы проявления фейка в медиакоммуникации.
В данной научной работе будут использованы теоретические методы исследования: абстрагирование основного понятия, изучение и анализ англоязычных новостных источников и научных источников по теме исследования.
С целью решить поставленные задачи были выбраны и проанализированы статьи из иностранных медиа источников, таких как The New York Times, The Guardian, Daily Mail, The Washington Post и другие. Выбор данных американских и британских газет обусловлен стремлением продемонстрировать, что даже авторитетные и респектабельные издания иногда используют в своих статьях непроверенные источники, ложные факты и яркие заголовки для привлечения внимания.
По результатам исследования были выявлены следующие причины появления фейковых новостей:
- Напряженные политический отношения между двумя государствами порождают ложные новости с целью подорвать авторитет оппонента на мировой арене.
- Цель создать резонанс в обществе и привлечь внимание к событию.
- Некомпетентность авторов статей, содержащих ложные факты.
С точки зрения медиалингвистики, можно сделать следующие выводы об особенностях фейковых новостей. Во-первых, фейковые новости тесно связаны с «эпохой постправды» и теориями заговора, образуя синонимический ряд с такими лексемами, как hoax, post-truth и conspiracy. Во-вторых, фейковые новости отличаются стилистически маркированной лексикой и богатой метафоризацией, поэтому план выражения в данном случае играет гораздо более важную роль, чем план содержания. В-третьих, фейковые новости в целом и в англоязычной прессе в частности, прежде всего, касаются таких глобальных политических событий, как, например, выборы президента США, что показывает их значимость в ведении информационной войны как явления медиадискурса XXI века.
Также существуют специальные ресурсы по распознаванию фейков, некоторые из нижеперечисленных мы используем в практической части данной исследовательской работы: Snopes , FactCheck.org , PolitiFact , FullFact , Correctiv.
Базируясь на данных интернет-площадках были определены механизмы распознавания фейковых новостей:
- СМИ распространяют изначально ложную информацию, не имея намерения вводить в заблуждение, но при этом не проверяя факты, а подобные интернет-платформы проверяют все обстоятельства, анализируя независимые источники и уже затем делают соответствующие выводы.
- Некоторые платформы проводят дополнительный анализ статистических данных, представленных в фейковых статьях, авторы статей сайта дают оценку истинности или ложности того или иного высказывания и анализируют все факты.
Лингвистические механизмы, позволяющие выявить фейковый материал:
1)Наличие грамматических или орфографических ошибок (в следующем заголовке к фейковой новости автор целенаправленно допускает ошибку Ccam с целью привлечения внимания читателя: Facebook Class Action Illinois Ccam – Facebook Class Action Illinois Ccam Read Reasons1 (Мошенничество с акциями Facebook класса Иллинойс – Читайте о причинах мошенничества с акциями Facebook класса Иллинойс) (Facebook – социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим. ред.).
2)Также в заголовках к фейковым новостям часто используются вопросительные предложения, которые призваны выполнять аттрактивную функцию («How did QAnon take off in the UK?» («Как QAnon взлетел в Великобритании?»)).
3)В заголовках к некоторым статьям употребляются единицы ‘rigged’ (нечестный), ‘false’ (ошибочный), ‘misleading’ (вводящий в заблуждение), ‘baseless’ (беспочвенный), ‘fake’ (фальшивый), ‘rumours’ (слухи), которые указывают на недостоверность информации: ‘US election 2020: 'Rigged' votes, body doubles and other false claims’ (Выборы в США – 2020: «сфальсифицированные» голоса, двойники и другие ложные заявления).
Исходя из данного анализа некоторых новостных заголовков можно сделать вывод, что широко используются такие лингвистические приемы, как искажение информации, упрощение, а также использование орфографических и грамматических ошибок, эмоционально окрашенной лексики.
Таким образом, существует множество механизмов выявлений фейк новостей в различных медиапространствах. Проанализировав англоязычные информационные и научные источники, мы пришли к выводу, что зачастую трудно выявить ложность той или иной информации, для этого необходимо провести синтаксический, грамматический и лексический анализ проверяемого текста.