Статья:

Роль студенчества в жизни молодежи

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Григорьев А.С. Роль студенчества в жизни молодежи // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(11).pdf (дата обращения: 22.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль студенчества в жизни молодежи

Григорьев Андрей Сергеевич
студент Российского государственного социального университета, РФ, г. Москва
Танатова Дина Кабдулиновна
научный руководитель, д-р социол. наук, проф., Российского государственного социального университета, РФ, г. Москва

 

Исследование студенчества интересно в том, что оно является переходным этапом в жизни молодого человека. Студенчество характеризуется социализации в рамках образовательных учреждений, где происходит нравственное и профессиональное становление личности, в том числе через культуру Вуза, посредством приобщения к социокультурному пространству [4, с. 200]. Студенчество можно рассматривать как вид студенческой субкультуры. Студенчество представляют собой группу дифференцирующею в соответствии с типом учебного заведения, формой обучения с особенностями приобретаемой профессии, а также с социально-демографическими признаками [7, с. 509].

Молодежь является актуальным объектом исследования, поскольку она социализируется, то есть становиться готовой к взрослой жизни в обществе. Приобретает знания, навыки, умения, чтобы работать на работе, а также нормы и ценности современного общества. Она приобретает их благодаря социальным институтам (семья, школа, университет, группы сверстников). В результате быстрой смены технологий трансформировалась трансляция опыта, знаний от поколения к поколению. Согласно модели, М. Мид кроме традиционной модели передачи опыта, где он передается от старшего поколения к младшему появилась передача опыта поколениями с одинаковым возрастом, и даже передача опыта от младшего поколения к старшему [3, c. 3].

Молодежные субкультуры интересны тем, что они являются дополнительными агентами трансляции ценностей, опыта, знаний. Чьи практики и ценности отличались от устоявшихся общественных практик и порой даже конфликтовали с базовой культурой. Такие конфликты приводят порой к появлению протестных движений, групп с антисоциальным настроением, деградации практик самих молодежных сообществ. Что может являться проблемой, как для субкультуры, так и для базовой культуры. Молодежные субкультуры появляются благодаря потребностям молодежи в общении со сверстниками, единомышленниками, а также желании выделяться среди всех. Однако в связи с развитием интернет появилась тенденция к появлению новых различных субкультур, завязанных на общении в виртуальной реальности и как следствие гедонизации и деградации практик субкультур.

Существует множество типологий субкультур, отличающихся разными основаниями деления субкультур. А. Верной выделил по основаниям [5]: связи со спортом, компьютерными технологиями, враждебным или антисоциальным настроением, религиозные объединения, группы современных искусств, антикварные, субкультуры масс, социально активные. А. В. Толстых разделяет субкультуры[5] на: политизированные, эколого-этнические, нетрадиционно религиозные, радикальные, образа жизни, по интересам и выделяет субкультуру «золотой молодежи». Можно выделить следующие типы субкультур в зависимости от отличительных признаков: музыкальные, по увлечениям, по имиджу, мировоззренческие, основанные на художественных произведениях

Студенчество можно отнести к субкультуре основанием, которой является образ жизни. Это образ жизни предполагает получение новых знаний и навыков. Наиболее интересной лингвистической особенностью студентов является студенческий сленг. Студенчество как субкультура отличаются от других субкультур в том, что она не противоречит и не настроена против культурных ценностей общества и даже напротив, отлично соотносится с ними. Подобное взаимодействие обогащает обе культуры, создавая новые взгляды, увеличивая количество культурных ценностей так и делая культуру разносторонней. Множество книг, некоторые телевизионные передачи и т.д. родились благодаря субкультуре студентов. Таким образом, любой студент часть субкультуры. Однако, студенчество - это - время протеста, когда юношеский максимализм играет в ведущую роль в жизни молодежи и, кажется, как будто возможно изменить целый мир. На этот раз восстать и выступить. Поэтому многие студенты примыкают к металлистам, панкам, рокерам, эмо, готом и т.д. Однако мятежный дух медленно угасает и появляется все больше субкультур на основе мультфильмов, фильмов, фантастических романов, таким образом, появился отаку или как их называют в России, анемишники. Они не выделяются из толпы с помощью внешнего вида. Не трудно предположить, что анемишники любят все японское и, главное аниме.

Студенческие сообщества стали реакцией на различные явления, возникающие в коммуникативной ситуации и межличностных отношениях в созданных референтных группах. Референтная я группа играет огромную роль в формировании индивидуальности личности и ее поведения в группе и т.д. Самую большую роль в формировании индивидуальности и личности в малой группе проявляют функции референтной группы. По словам Г. Келли их две: сравнительная и нормативная функция. Сущность первой из них состоит, что стандарты поведения, принятого в группе, установки, и т.д. представляют интересы человека как определенные образцы, системы отчета, на которые он полагается в решениях и оценках. Эта функция представляет собой элемент социального воздействия, оказывающая влияние на знания и притязания человека. Нормативная функция позволяет узнать, какая мера поведения человека соответствует нормам группы. Эта функция довольно важна в регулировании поведения группы, когда действия отдельных участников отклоняются от принятых стандартов в группе. Она позволяет узнавать, в том, какая мера поведение человека соответствует нормам группы. Роль этой функции довольно важна относительно регулирования поведения группы, в особенности, когда действия отдельных участников отклоняются от принятых групповых стандартов.

Молодежь, приходя в учебное заведение, создаёт новые социальные группы, внутри которых могут образоваться неформальные сообщества со своими ценностями. Обучение в вузе является одним из самых важных этапов в жизни молодого человека, где он приобретает знания и навыки.
Одной из ключевых характеристик студенческих сообществ является речевые способы коммуникации. Студенты как определенная общность имеет свои круг интересов, круг общения. Пространство, в котором приняты свои стереотипы речевого поведения. Использование кодовых слов, которых можно обозначить как студенческий сленг [2, c. 184]. Сленг имеет 2 основные функции — это репрезентативная и коммуникативная функция. Первая функция обеспечивает интеграцию в данную микро группу, а также определяет роль индивидуума, а вторая передачу и понимание информации.

Спектр лексики представленных в данных исследователями достаточно широк это жаргонизм, а также слова, заимствованные в других языках. Студенческий сленг связан с восприятием студенческой среды, в которой происходят самые разные коммуникативные ситуации в созданных референтных группах. Создание своего лексикона студентам помогает для создания, определенного шаблонов речевого поведения среди единомышленников, характерного для определенной студенческой среды и конкретной референтной группы.

Изучение наличия студенческого сленга как элемента субкультуры было произведено в работе [2, c. 184], студенческого фольклора [6, c. 45], типичные характеристики студенчества как социокультурного феномена [8, c. 65]. По крайней мере, о студенчестве можно судить как о субкультуре с точки зрения лингвистики. Об образовании молодежи как о процессе взросления можно судить на примере курсантов, где молодые люди протестуют против тотального контроля, но система тотального контроля все равно заставляет подчиниться, на старших курсах курсанты маскируют под демонстративным выполнением норм конструировать свои бытовые практики [1, c. 69].

Наиболее интересно сейчас исследования, которые позволят судить о критериях студенческой субкультуры, а также существования явления студенческой субкультуры как такового.

 

Список литературы:
1. Агранат. Д. Л. Курсантская казарма как сфера военного быта: опыт социологического анализа // Молодежные субкультуры Москвы / сост. Д.В. Громов, отв. ред. М.Ю. Мартынова. — М.: ИЭА РАН, 2009. — 544с.
2. Библиева О. В. Особенности речевой субкультуры студентов вуза // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. No 1 (34). С. 181-185
3. Брешин, А. А.Субкультура современной российской молодежи: социологический анализ: Автореферат дис. Кандидата социологических наук: - Москва, 2010. - 22 с.
4. Масилова М. Г., Логинова О.Г., Устимко Я.О. Студенческая субкультура как грань организационной культуры вуза // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2017. Т. 9. No 2(37). С. 198-206
5. Михайлова К.А., Кузьменко И.В. Поддержка социальной активности молодежи через сотрудничество с молодежными субкультурами // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] URL: www.scienceforum.ru/2014/507/1784(дата обращения: 19.05.2018)
6. Райкова И. Н. Традиции и фольклор московских Студентов //Молодежные субкультуры Москвы. / Сост. Д.В. Громов, отв. ред. М.Ю. Мартынова. — М.: ИЭА РАН, 2009. — 544с.
7. Осипов Г. В., Москвичев Л. Н. Социологический словарь —М.: Норма: Инфра-М, 2014. -608 с.
8. Скобова А. С. Студенческая субкультура как социокультурный феномен // В сборнике: Молодёжные забайкальские социологические чтения IV Научно-практическая конференция. 2017. С. 54-66