Статья:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Конференция: CCXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Ермакова С.Н. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(211). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(211).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ермакова Софья Николаевна
студент, Белгородский государственный университет, РФ, г. Белгород
Чернышева Елена Анатольевна
научный руководитель, доцент, Белгородский государственный университет, РФ, г. Белгород

 

В настоящее время существует много ученых, которые заинтересованы в изучении и предоставлении теоретических аспектов, таких как: происхождение, определения и структуры, формы выражения, функциональная роль экологической культуры по отношению к развитию, на основе предоставления некоторых основных решения по развитию экологической культуры. Некоторые авторы в своих работах по экологии, экологической культуре и культуре уточняют роль экосистемы, роль человека в экосистеме, а также обрисовывают взаимоотношения человека и природы в практической деятельности.

Задача экологической культуры состоит в повышении уровня оценка отношений между природой и людьми, внесение знаний об этих отношениях в систему культурных ценностей». Экологическая культура – выражение отношения человека и природы, что подчеркивает задачу экологической культуры, заключается в том, чтобы поднять оценку этого отношения в практической деятельности до уровня ценностей, норм, регулирующих отношения человека и природы. 

Система человека и природы представляет собой единую кинетическую систему, которая должна быть в определенной степени сбалансирована; все компоненты в системе затронуты и взаимодействуют друг с другом. Эта система работает по принципу обратных отношений, а не только односторонних отношений, то есть не только люди воздействуют на природу и преобразуют ее, но и природа сильно реагирует с людьми. Примечательно, что этот противоположный эффект непредсказуем и может разрушить все первоначальные результаты, достигнутые людьми. 

Знание диалектических отношений между людьми, природой и обществом помогает повысить осознание людьми важной роли экологической среды в развитии, помогает людям активно «осведомляться о законах природы» и тем самым «точно пользоваться этими законами» в ходе практической деятельности общества. «Мы не можем полностью господствовать над природным миром как агрессор, господствующий над другим народом, как человек, живущий вне природы, напротив, мы сами, своей плотью, кровью и разумом принадлежим природе, мы находимся внутри природного мир и все наше господство над природой состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, осознаем законы природного мира и умеем правильно пользоваться этими правилами». 

Стратегическая цель экологического образования и воспитания в интересах устойчивого и безопасного развития заключается прежде всего в формировании новой системы ценностей, экологического менталитета и культуры поведения каждого гражданина третьего тысячелетия, мирового сообщества в целом. Новая система ценностей должна быть ориентирована на утверждение в общественном сознании и способах поведения морально-этических норм, исключающих возникновение конфликтных ситуаций, способствующих миру и взаимопониманию стран (народов) (этнокультурный аспект). Это путь к новому типу биосферного мышления, основанного на экологическом и нравственном императивах, гармонизации взаимоотношений человека и природы по принципу «Не вреди!».

В настоящее время, при все более сильном развитии науки и техники, умножаются силы человека в покорении природы, удовлетворяя все более высокие потребности людей. Тем не менее, люди должны осваивать науку и технологии в практической деятельности, соединять науку и технологии с экологической культурой, восстанавливать природные ресурсы, экономить природные ресурсы... использовать экологически чистое, дружественное и сбалансированное производство для окружающей среды. Например, Швеция, первая страна в мире, способная перерабатывать до 99% отходов, при этом в окружающую среду выбрасывается всего 1% бытовых отходов. Технологии настолько развиты, что эта страна вынуждена импортировать мусор из других стран, чтобы обеспечивать заводы материалами для работы. Лодка, перевозящая мусор, по-прежнему еженедельно прибывает в порт Мальмё. Мусор поступает из Англии и других стран.

В рамках проведения исследования был определен текущий уровень экологической культуры молодежи и ее стремление к совершенствованию знаний в этой области.

Большинство молодых людей считают, что их уровень экологической культуры – средний (73%). При этом природа для преобладающей части опрошенных (47%) тоже имеет среднюю ценность. Можно наблюдать зависимости отношения к природе и уровня экологической грамотности. Лишь 12% считают, что обладают достаточными знаниями и транслируют соответствующее поведение, чтоб назвать свой уровень высоким.

Среди показателей, которые определяют экологическую культуру большинство респондентов выделяют осознание ответственности за дальнейшую судьбу биосферы. То есть молодежь волнуют глобальные проблемы будущего. Также, особенно выделили стремление сохранить многообразие природы, что тоже свидетельствует о стратегических планах молодых людей, ориентации на будущее.

75% опрошенных считают, что в целом молодое поколение стремится совершенствоваться в экологических знаниях, развивают экологическую культуру. Действительно, сейчас можно наблюдать огромное количество мероприятий экологической направленности, волонтерскую деятельность в этой области, где основные участники – молодые люди, студенчество.

Экологическая культура человека должна определяться по:

  • уважительному отношению к природе (39%);
  • уровню экологических знаний (24%);
  • желанию человека свести ущерб об своей деятельности к минимуму (23%);
  • неравнодушному отношению к чистоте своего населенного пункта (14%).

Таблица 1.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Нужно ли вам углубить свои экологические знания?»

Варианты ответов

%

Да, необходимо

89

Нет

11

 

Преобладающая часть студентов, а именно 89%, считают, что им необходимо углубить свои экологические знания. Это говорит об актуальности проводимой работы.

Реализовать повышение этих знаний большинство опрошенных хотели бы за счет посещения мероприятий экологической направленности по типу выставок и информационных часов (33%). Также молодых людей привлекли бы встречи со специалистами в этой сфере, лекции (19%).

Таким образом, экологическая культура представляет собой «новое мышление, признающее, что человек и общество не являются владыками природы, стоят в стороне, господствуют и контрастируют с биосферой, а являются лишь частью экологического круговорота природы. В процессе социальной модернизации на каждом этапе человеческой и общественной деятельности существуют строгие ограничения, накладываемые экологией. Человек, общество и цивилизация могут быть мобилизованы только в «экологическом коридоре», определенном в каждый исторический период.

Повышение уровня экологического сознания и экологической культуры населения, формирование бережного отношения к природе, рациональное использования ее богатств – важный фактор, повышающий качество жизни человека и окружающей среды. При этом надо отметить важную роль образовательных учреждений. Особое внимание уделять вопросам правового образования, эффективность которого позволит гражданам глубоко осознать ответственность каждого за будущее окружающей нас природы.

По результатам опроса молодые люди сами имеют желание повысить свой уровень экологических знаний, совершенствовать экологическую культуру. Необходимо провести работу, пока есть такое стремление. Молодые люди хотят участвовать в тематических мероприятиях, лекциях со специалистами, выставках. Нужно увеличивать масштабы такой деятельности. Помимо этого, некоторые молодые люди могут не знать о подобного рода мероприятиях или думают, что они предназначены для специалистов в этой области, сотрудников какой-то организации. Нужно популяризировать информацию в СМИ, социальных сетях и т.д. Доносить до пользователей, что мероприятия бесплатны, доступны всем.

Важность экологической культуры должна осознаваться всеми. Для этого необходимо формировать экологическое сознание и экологически ориентированное поведение различных категорий населения. От этого зависит наше будущее и будущее наших потомков.

Таким образом, в отношениях с природой люди должны прежде всего осознать, что люди также являются частью мира природы, а мир природы есть неорганическое тело человека. Человек знает природу и законы движения экологической среды, правильно их применяет и в практической деятельности руководствуется законами природы. Человек является субъектом, пользующимся преимуществами природы по принципу объективно присущих, но совершенно не могущих овладеть естественным и воспользоваться естественным игнорированием законов мотивационного движения экологической среды. 

 

Список литературы:
1. Ахтырский, А. А. Объективизация развития экологической культуры в России: социологический анализ / А. А. Ахтырский // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2022. – № 1. – С. 16-24. 
2. Балтовский, Л. В. Экологическое содержание человеческой культуры / Л. В. Балтовский // Двадцать третьи Петровские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 15–16 декабря 2021 года. – Санкт-Петербург: Русская христианская гуманитарная академия, 2022. – С. 149-154.
3. Володько, О. М. Формирование экологической культуры студентов технического вуза / О. М. Володько // Профессиональное образование. – 2022. – № 1(47). – С. 28-36.
4. Гиляров, Д. С. Способы повышения уровня экологической культуры студентов / Д. С. Гиляров, А. А. Купцов, Н. Д. Хохлова // Студенческий вестник. – 2022. – № 15-1(207). – С. 46-48.
5. Горбачева, И. К. Экологическая культура как инструмент совершенствования государственной экологической политики в регионе / И. К. Горбачева // Студенческий вестник. – 2022. – № 4-5(196). – С. 60-62.
6. Дзятковская, Е. Н. Особенности современной экологической культуры в содержании подготовки будущих педагогов / Е. Н. Дзятковская // Современное педагогическое образование. – 2022. – № 4. – С. 10-14. 
7. Журавлева, Л. А. Формирование экологической культуры студентов вузов / Л. А. Журавлева // Педагогический приоритет 2022: Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 31 октября 2022 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. – С. 377-381. 
8. Ильиных, И. А. Экологическая культура / И. А. Ильиных; Горно-Алтайский государственный университет. – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский государственный университет, 2022. – 191 с.
9. Каитова, С. Экологическая культура студентов российского университета дружбы народов / С. Каитова, М. Салихов, З. Каитова // Природные ресурсы Земли и охрана окружающей среды. – 2022. – Т. 3. – № 1. – С. 48-51.
10. Каримбаева, С. Основные черты формирования экологической культуры / С. Каримбаева, Б. Б. Исхаков // Экономика и социум. – 2022. – № 8(99). – С. 185-188. 
11. Кезин, В. Г. Экологические отношения как компонента экологической культуры / В. Г. Кезин // Научные исследования и современное образование: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 05 мая 2022 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2022. – С. 8-10.
12. Лизунова, Е. В. К вопросу о формировании экологической культуры в процессе обучения и воспитания студентов / Е. В. Лизунова, Е. В. Дудина // Среднее профессиональное образование. – 2022. – № 3(319). – С. 22-25.