Статья:

ВЛИЯНИЕ СТЕРЕОТИПНЫХ УСТАНОВОК НА ОТНОШЕНИЕ К ФИНАНСАМ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Конференция: CCXLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Ноздрачева А.С., Головина С.С. ВЛИЯНИЕ СТЕРЕОТИПНЫХ УСТАНОВОК НА ОТНОШЕНИЕ К ФИНАНСАМ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(248). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/16(248).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 22 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ СТЕРЕОТИПНЫХ УСТАНОВОК НА ОТНОШЕНИЕ К ФИНАНСАМ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Ноздрачева Алина Сергеевна
студент, Волгоградский государственный технический университет, РФ, г. Волгоград
Головина Софья Сергеевна
студент, Волгоградский государственный технический университет, РФ, г. Волгоград
Абраменко Елена Вячеславовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет, РФ, г. Волгоград

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что гендерные стереотипы оказывают значительное влияние на социальную жизнь человека, семью, выбор профессии, а также, в некотором смысле, препятствуют глобальному экономическому развитию и социальному прогрессу. Гендерные стереотипы касаются всех сфер жизни человека и транслируются с помощью СМИ (телевидение, пресса), интернет-платформ, общественных организаций и т.д. [2, 103].

Цель данной работы – сравнительный анализ стереотипных установок и финансового поведения мужчин и женщин.

Для изучения гендерных установок в отношении финансового поведения мужчин и женщин был проведен опрос (Google Forms) граждан Российской Федерации. Всего приняли участие 301 респондент в возрасте от 16 лет до 71 года (53% – женщины, 47% – мужчины), проживающих в городах России – Волгоград, Москва, Сочи, Кемерово, Ухта, Геленджик и Республика Дагестан, а также город Каменск-Уральский.

По определению Н.Ю. Ерофеевой, «гендерный стереотип – это сформировавшееся в обществе представление о выполнении той или иной социальной роли мужчины и женщины» [1, с. 50].

Гендерные стереотипы могут оказывать влияние на отношение к финансам как мужчин, так и женщин. Например, стереотип о том, что мужчины лучше справляются с управлением финансами, может привести к тому, что женщины чувствуют себя менее уверенно в финансовых вопросах и могут избегать принятия финансовых решений.

Также гендерные стереотипы могут влиять на карьеру и выбор профессии, что в свою очередь может повлиять на финансовое положение. Например, стереотип о том, что женщина – хранительница семейного очага, и ее предназначение – заниматься заботой о семье и детях, может привести к тому, что женщина выбирает менее оплачиваемые профессии или работает на неполную ставку. Мы выяснили, что 60% всех респондентов считает, что женщины отказываются от карьерных возможностей, чтобы не разрушать семью.

В таблицах 1, 2, 3 и 4 нашего исследования иллюстрируются различия в отношении к деньгам в зависимости от гендера респондента. Вопросы о деньгах в большей степени вызывают раздражение у женщин – 56%, чем у мужчин – 44% (табл. 1). Мужчины несущественно реже (5% различия), чем женщины, покупают ненужные вещи, чтобы произвести впечатление на других (табл.2). От траты денег в большей степени удовольствие получают респонденты женского пола (табл.3). Их показатель составил 66%, что значительно превышает показатель мужчин – 34%. Также можно утверждать, что женщины легче тратят деньги (57%), чем мужчины – 43% (табл.4).

Таблица 1.

Отношение к деньгам в зависимости от пола респондентов

Раздражают вопросы о деньгах

Мужчины

44,03%

Женщины

55,97%

 

 Таблица 2.

Часто покупают ненужные вещи, чтобы впечатлить других

Мужчины

47,46%

Женщины

52,54%

 

Таблица 3.

Получают удовольствие от траты денег

Мужчины

34,30%

Женщины

65,70%

 

Таблица 4.

Легко тратят деньги

Мужчины

43,07%

Женщины

56,93%

 

Таблицы 5, 6, 7 и 8 показывают отношение к деньгам в зависимости от склонности респондентов к гендерным стереотипам. В большей степени (табл.5) волнение из-за вопросов касательно финансов испытывают женщины с нестереотипными установками (65%) и мужчины со стереотипными установка (58%). Ненужные вещи для оказания влияния на других людей покупают обе группы, как со стереотипами, так и без (табл.6). Респонденты, чье мышление не подвержено стереотипизации получают удовольствие от траты денег значительно чаще. Из них 72% – женщины (табл.7). В таблице 8 видно, что легко тратят деньги женщины с нестереотипными установками (62,5%) и мужчины со стереопитизацией (53%).

Таблица 5.

Отношение к деньгам в зависимости от склонности респондентов к гендерным стереотипам

Раздражают вопросы о деньгах

Нестереотипные установки

Стереотипные установки

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

35%

65%

58,06%

41,94%

 

Таблица 6.

Часто покупают ненужные вещи, чтобы впечатлить других

Нестереотипные установки

Стереотипные установки

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

48,39%

51,61%

46,43%

53,57%

 

Таблица 7.

Получают удовольствие от траты денег

Нестереотипные установки

Стереотипные установки

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

28,45%

71,55%

46,43%

53,57%

 

Таблица 8.

Легко тратят деньги

Нестереотипные установки

Стереотипные установки

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

37,50%

62,50%

53,06%

46,94%

 

В заключение отметим, что гендерные стереотипы могут оказывать значительное влияние на финансовое поведение и решения людей, формируя их отношение к деньгам и инвестициям. Для преодоления гендерных стереотипов необходимо развивать политику равной оплаты труда, проводить образовательные программы по финансовой грамотности, создавать и поддерживать равные возможности для всех, независимо от пола.

 

Список литературы:
1. Ерофеева Н.Ю. Гендерная педагогика [Текст]: учебное пособие / Н. Ю. Ерофеева. - Ижевск : ERGO, 2010. - 311 с. : табл.; 24 см. - (Серия «Probatum est»).; ISBN 978-5-98904-066-7
2. Жань Итун. Гендерные стереотипы современного общества в экономике России и Китая / Жань Итун // Общество: социология, психология, педагоги-ка. – 2022. – № 12(104). – С. 102-106. – DOI 10.24158/spp.2022.12.16. – EDN DYRMGC.