Основные причины сопротивления изменениям в организации
Секция: Социология
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Основные причины сопротивления изменениям в организации
Изменения в организации являются ключевым фактором ее развития и поддержания конкурентоспособности. Организационное развитие представляет собой процесс позитивных качественных изменений в организации, затрагивающий способы, средства деятельности и взаимодействия людей и отражающийся в трансформации организационной структуры. Во многих случаях, при изменениях, на предприятиях возникает сопротивления им. Сопротивление изменениям является основной проблемой развития организаций [3].
Сопротивление изменениям – это неизбежное явление. Любое изменение традиционных методов вызывает сопротивление у всех, кого оно касается. Чтобы справиться с этой проблемой, менеджер должен понять, почему сотрудники не хотят перемен.
В теории существует несколько причин сопротивлений изменениям.
Первые из них – это экономические. Они обуславливаются потенциальным риском потери дохода или его источников. Сюда относятся такие причины как:
· Риск безработицы.
· Интенсификация труда.
· Сокращение рабочего времени.
· Потеря различных социальных выплат.
· Затрата средств на проведение изменений.
Вторая категория причин сопротивления – это организационные. Здесь основными опасениями работников является:
· Нарушение установленных взаимоотношений.
· Разрушение неформальной организации.
· Нарушения при делегировании полномочий.
Следующая группа причин – это личностные причины. Здесь основой сопротивления является страх к чему-либо новому, неизведанному. Для работников может быть большим стрессом изменение устоявшихся процессов, отсюда возникает страх некомпетентности, в освоении новой деятельности и прочего.
Последняя группа – это социально-политические причины. Недостаточная информированность сотрудников, вызывает у тех недоверие и неприемлемость к новым изменениям в организации. Коммерческая стабильность либо авторитарный стиль руководства также могут вызвать отторжение к новым преобразованиям [1].
Для выведения дальнейших путей решения такой проблемы как сопротивление, необходимо провести анализ организации, которая когда-либо сталкивалась с такой проблемой.
В нынешнее время ярким примером сопротивления изменениям могут являться внедрение международных стандартов финансовой отчётности в российские организации. Так, в кредитных организациях, таких как Сбербанк, Русский Стандарт работники столкнулись с рядом проблем. Первая – это законодательство. При переходе на МСФО наше российское законодательство не предусматривала ведение отчетности по новым стандартам, что оставляло ее вне закона. Далее – это проблема переоценка активов. При старой форме отчетности активы оценивались по первоначальной стоимости, а теперь при нынешней форме оценка производится по справедливой стоимости. И конечно же, самая основная проблема – это неквалифицированность кадров. Сложность текстов, перестройка привычного составления отчетности – затрудняет работников и плюс ко всему занимает много времени для разбора этих стандартов, что влечет дополнительные затраты на оплату труда.
На сегодняшний день для некоторых организаций данные стандарты являются обязательными к применению на законодательном уровне, но те, для которых это не является обязательным, не спешат переходить к ним. Это связано с несколькими причинами:
• недостаток информации (сложность текстов стандартов). Причем сложными для понимания являются как оригинальные тексты стандартов, так и переведенные, введенные для применения российскими компаниями Минфином;
• отсутствие обобщения и анализа положительной практики применения МСФО российскими компаниями, а также разъяснений и комментариев к стандартам Минфина и других компетентных органов;
• высокая стоимость обучения для получения международных сертификатов по МСФО;
• высокая стоимость услуг аудиторских и консалтинговых компаний;
• недостаток квалифицированных кадров, как с позиции работодателей, так и с позиции компаний-заказчиков услуг по МСФО [2].
Отсюда можно сделать вывод, что сопротивление обуславливается не одной причиной, а сразу несколькими, и абсолютно разного характера. Анализируя вышеперечисленные проблемы можно сказать, что первая и вторая – это социальные причины, так как недостаточная информированность работников вызывает недоверие к нововведениям. Вторая и третья причины – это экономические, а последняя – это организационная.
Как и для каждой проблемы необходимо найти самые оптимальные пути ее решения. В теории существует около десятка таких решений. В целом, не все приведенные в теории пути преодоления эффективны, либо зачастую могут не использоваться из-за редкости появления конкретной причины.
Проанализировав весь список примеров преодоления проблемы сопротивления, можно сделать вывод, что основным решением является достаточная информированность работников. Полное отсутствие информированности, либо даже дезинформированность, вызывает у работников чувство недоверия и нежелание принимать грядущие изменения, так как не видят в этом необходимости. Чтобы этого избежать, необходимо точно и четко поставить перед работниками проблему, огласить, как эта проблема возникла, и как следствие, проинформировать, какие действия желательны в дальнейшем для решения возникшей проблемы. Таким образом, вовлеченность работников в общее дело и постановка цели для всей организации в целом, вызывает доверие и чувство сплоченности, что ведет к положительным результатам. Еще одним решением является постоянное повышение квалификации сотрудников, в следствии чего это позволит в дальнейшем избегать затруднений с новой документацией и нормами.
Важно отметить, что взаимоотношения внутри неформальной группы организации выполняют чуть ли не основную роль в работе организации. Если неформальные группы в организации отсутствуют, и людей лишь связывает трудовой процесс, то можно сказать, что в дальнейшем такой организации будет трудно добиваться поставленных целей, так как каждый сотрудник будет заинтересован только в своих собственных. Еще один вариант решения проблемы сопротивления кроется в удовлетворении социальных потребностей работников, и в итоге становление неформальной группы в организации.
Проблема сопротивления изменениям очень остро стоит во многих организациях. Люди, привыкшие к определенному укладу, вряд ли захотят менять уже сложившиеся отношения и организационные процессы. Но в некоторых случаях, стоит серьезная необходимость в каких-либо реформах, вследствие чего, возникает проблема убеждения сотрудников в такой необходимости. Таким образом, руководство должно «прислушиваться» к своей организации, чтобы избегать подобных проблем.