Статья:

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Буцукина О.А. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(74). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(74).pdf (дата обращения: 16.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Буцукина Олеся Андреевна
студент, ФГБОУ ВО Сибирский государственный индустриальный университет, РФ, г. Новокузнецк

 

Аннотация. Статья направлена на определение особенностей трудовой занятости несовершеннолетних. Охарактеризованы принципы работы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Выявлены основные причины ранней трудовой деятельности. Установлены плюсы и минусы работы в возрасте до 18 лет.

 

Ключевые слова: трудовая занятость, несовершеннолетние, Трудовой кодекс Российской Федерации, трудоустройство.

 

Трудовая занятость – это одна из составляющих жизни большинства граждан страны. Многие, прежде чем преступить к трудовой деятельности, сначала получают профессиональное образование для овладения знаниями и навыками необходимых для выполнения основных обязанностей. Однако, некоторые начинают работать еще до достижения 18 лет. Наличие определенных социально-экономических проблем в семьях и увеличение потребностей с возрастом побуждают их к раннему трудоустройству. Впоследствии, это не всегда положительно сказывается на детях. Поэтому важно выявить особенности труда несовершеннолетних, причины, в связи с которыми они начинают работать в данном возрасте, а также плюсы и минусы подобного явления.

В настоящее время основным законом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (далее ТК РФ). Согласно статье 63 «Возраст, с которого допускается заключение трудового договора» ТК РФ заключить трудовой договор по общему правилу могут лица, достигшие 16 лет. Если же подросток в возрасте 15 лет получил основное общее образование или оставил общеобразовательную организацию до получения данного образования, то он может выполнять легкий труд, который не будет причинять вред его здоровью. При трудоустройстве в 14 лет требуется согласие одного из родителей (попечителя, органа опеки и попечительства). В то же время работа не должна нарушать образовательный процесс. Можно работать и до достижения 14 лет в кинематографических, театральных и концертных организациях, но также с согласия законных представителей [3, с. 45].

Для выявления дополнительных характерных черт труда несовершеннолетних следует обратиться к главе 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» ТК РФ. Согласно ей перед трудоустройством и в дальнейшем ежегодно до достижения 18 лет требуется обязательный медицинский осмотр. Это позволяет оценить пригодность к работе и выявить заболевания на ранних стадиях. Ко второй черте относится ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в любое время. Например, так как большая часть несовершеннолетних совмещает работу и учебу, то отпуск, в удобное для них время, может быть необходим для подготовки к экзаменам. Последняя рассматриваемая специфика – это запрет на направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни [3, с. 159]. Такие факты могут негативно отражаться на физическом и эмоциональном состоянии, потому как тело, психика ребенка еще полностью не сформированы.

После анализа установленных законодательством особенностей труда несовершеннолетних, следует перейти к статистическим показателям. На основе результатов опроса, проводимого в 2021 году исследовательским центром портала Superjob.ru (сервис по поиску работы и подбору сотрудников), около 44% россиян впервые начали работать до достижения совершеннолетия. Из них 82% начали работать в возрасте от 14 до 17 лет. Примерно 14% участников исследования утверждают о том, что они трудоустроились в 10–13 лет. Меньше всего респондентов (4%) получили свой первый опыт работы до 9 лет [4, с. 1]. Таким образом, большое число граждан было задействовано в трудовой деятельности до 18 лет.

В настоящее время сложился ряд причин ранней трудовой деятельности. Во-первых, финансовые трудности. По данным Росстата (Федеральная служба государственной статистики) в 2023 году 12,4 млн. человек в России имели денежные доходы ниже величины прожиточного минимума [1, с. 3]. Почти каждый десятый житель страны имеет серьезные денежные проблемы. Поэтому дети из бедных семей с большей вероятностью пойдут работать, чтобы помочь семье, нуждающейся в дополнительном доходе.

Во-вторых, платное обучение. В большинстве случаев это относится к тем, кто обучается на коммерческой основе по образовательным программам среднего профессионального образования (далее СПО), так как там значительная часть обучающихся является несовершеннолетними. В целом по стране за 2021/2022 учебный год расходы на оплату обучения в системе СПО составили 64,8 млрд. рублей. Ежегодно семьи вынуждены платить в среднем 74 тыс. рублей [2, с. 17]. Многие не имеют возможности оплачивать обучение из-за отсутствия денежных средств. В связи с этим студенты вынуждены работать, чтобы накопить необходимую сумму денег.

В-третьих, желание стать независимым. Работа предоставляет возможность зарабатывать самостоятельно деньги и тем самым сокращать зависимость от родителей. Также наличие собственных средств придает уверенность и свободу в действиях. Ведь чаще всего с взрослением карманных денег перестает хватать на удовлетворение всех желаний и потребностей, потому как зачастую родители выдают средства только на незначительные расходы.

В современных реалиях работа также может приносить большое количество пользы, помимо заработной платы. Еще в школе дети должны определиться с направлением дальнейшего обучения в профессиональной образовательной организации. Если же обучающийся заранее попробует себя в каких-либо профессиях, то он сможет раскрыть свои интересы и способности и более подробно ознакомиться со специальностями. Тем самым в будущем уже легче будет сделать выбор в пользу того или иного направления подготовки.

Вторым преимуществом является формирование умений и навыков. Работа может помочь развить те навыки, которые важны в обществе. В процессе взаимодействия с коллегами и администрацией развиваются умения работы в команде и улаживания конфликтов, навыки ведения переговоров. При последующем трудоустройстве эти навыки может высоко оценить работодатель.

Также наличие самостоятельно заработанных денежных средств учит финансовой грамотности. Если с раннего возраста начать зарабатывать, копить, учиться пользоваться банковскими инструментами, то сформируется здоровая финансовая привычка. Приобретенные в детстве эти навыки, могут стать основой для достижение финансовых целей и принятия решений, которые позволят им стать финансово независимыми во взрослой жизни.

Ранее уже было сказано, что помимо преимуществ присутствует еще ряд недостатков работы до 18 лет. Первый из них связан с сокращением времени на учебу. Работа может занимать значительную часть времени после школы, колледжа и других учебных заведений, оставляя меньше возможностей для выполнения домашних заданий. Впоследствии это может негативно отразится на успеваемости.

Повышение уровня усталости и стресса. Эти явления являются достаточно распространенными ведь психика детей и подростков еще полностью не сформирована. Стресс развивается постепенно в результате регулярного воздействия таких факторов, как неудобный график работы, недостаток опыта, постоянная спешка, низкий уровень профессионализма. Постоянная тревога плохо сказывается на работоспособности и общем самочувствии.

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Однако, если подросток все свое время тратит на учебу и работу, то данный вид деятельности не осуществляется. Это ограничивает его социальную жизнь. Недостаток социальных взаимодействий приводит к чувству одиночества и изоляции.

Изучив особенности трудовой занятости несовершеннолетних, можно сделать вывод, что при возникновении желания трудоустроиться следует учитывать большое количество условий. Существует много ограничений для несовершеннолетних со стороны как законодательства, так и физических и психических способностей. Поэтому не все лица способны в этом возрасте осуществлять трудовые функции. Но некоторые вынуждены пойти работать в связи финансовыми сложностями в семье. Чтобы минимизировать негативное воздействие, требуется помощь и поддержка со стороны семьи и близких.

 

Список литературы:
1. Неравенство и бедность. – Текст: электронный // Росстат – Федеральная служба государственной статистики [сайт]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723 (дата обращения: 29.04.2024).
2. Расходы населения на образование детей и молодежи: анализ статистических и социологических данных : информационный бюллетень / Н. Б. Шугаль, Н. В. Бондаренко ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – Москва : ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. – 56 с. – URL: https://memo.hse.ru/news/854591232.html (дата обращения: 29.04.2024). – ISBN 978-5-7598-3005-4. – Текст : электронный.
3. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации : Федеральный закон № 197-ФЗ : Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года : Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года : ред. от 06.04.2024. – Москва, 2001. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс». – Текст: электронный.
4. Социологические опросы. – Текст: электронный // Superjob.ru : [сайт]. – URL: https://www.superjob.ru/research/articles/113093/ranshe-vseh-nachali-truditsya-rossiyane/ (дата обращения: 29.04.2024).