«Влияние Т.Г.Масарика на социологическую мысль в стране»
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
«Влияние Т.Г.Масарика на социологическую мысль в стране»
Т.Г. Масарик – один из первых чешских социологов. «Наша задача не только решить национальный и языковой вопрос, но и экономический и социальный, повторяю, решить вопрос по настоящему мировой. Поэтому мы все должны как следует постараться, и этим мы сделаем большое дело для Европы и человечество» [1]. Т.Г. Масарик вырастал в бедном окружении, и его первый социальный опыт касался подчинения работников своим господам, недостойному статусу преподавателей, и неисправимый след в его мышлении оставило самоубийство слуги в конюшне Чейковицкого замка. Сам он это подтверждает потом в «Разговорах» Чапека (1890–1938): «Мне казалось чем-то страшным и непонятным, как может кто-то может покончить с жизнью. Только представьте себе на самом деле, покончить с жизнью! Это что такое неестественное, такое извращенное» [2]. Теме самоубийства Масарик освятил свою профессорскую работу. «Мое произведение о самоубийстве является ответом тем детским, а последующим опытом». Свою изначальную профессорскую работу он передал 6 декабря 1877 года комиссии Венского университета под заголовком «О принципах социологии» – шла речь о методологическом предисловии к изучению самоубийств; однако эта работа была отвергнута, так как не отвечала университетским требованиям. За заголовком скрывалась вся работа, посвященная самоубийствам как социальной проблеме, которой Масарик посвятил целые годы. В Венском университете просто не посчитали эту тему достаточно философской. Но уже в мае 1878 года, поддерживаемый профессором Брентаном (1834–1917) Масарик стал свое произведение переписывать. И именно это произведение под новым названием «Самоубийство как групповое и общественное» преподносит комиссии 14 ноября 1878 году и 7 марта 1879 году она была принята – Масарик стал доцентом. Феномен самоубийства интересовал Масарика уже давно, практически с молодости, как было написано выше. Покончить жизнь самоубийством было для него чем-то неестественным и даже извращенным. В своем произведении он старался рассуждать о философском истоке самоубийства, и привел в ней статистику самоубийств в Европе. Масарик в своей публикации «Социальный вопрос» изданной в 1896 году пытается разобрать учение Карла Маркса (1818–1883) и его последователей с которыми он был знаком. И даже не смотря на то что он признает их упор на материальные моменты в социальной жизни, их диалектический материализм в своем роде он категорически отрицал. Социальный вопрос не является согласно Масарику вопросом только рабочего класса, это не вопрос только одного класса или касты, а вопрос касающийся всех. Этот вопрос должен быть решен целым и позитивно. Это значит осветлить головы и сердца всех, значит жать душе власть над материей, значит подавить эгоизм самовлюбленности. Социальный вопрос является вопрос нравственности – безнравственности, вопросом насилия и эффективной гуманности.
Масарик, как платоник, был очень заинтересован теорией классификации наук Конта. «Социология Конта в своей первой фазе, согласно Курсу позитивной философии (1830–1842), основывается на теории трех возрастов: Каждое общество и каждый индивид в своем социальном и интеллектуальном развитии проходит три стадии: – сначала стадия теологическая и военная. Это возраст фетишизма, политеизма и наконец монотеизма. Это стадия проявляется глобальной, имагинативной и сверхъестественной интерпретации явлений; – затем стадия метафизическая или же критическая. Это стадия прогрессивнее и проявляется тем что мир объясняется абстрактными силами, а не сверхъестественными действиями; – и наконец стадия позитивна и индустриальная. Люди перестают искать трансцендентальные причины вещей. Им достаточно наличие законов, по которым они живут, исследовать наблюдением и мышлением. Эти социологические теории имели большой успех в 19-ом столетии, потому что казалось, что они объединяют все человеческие попытки, направленные на один результат: рациональный прогресс, основанный на науке.
В этом и заключалась «оптимистическая» или же «позитивная» идея, от чего и произошло название позитивизма.»
Масарик заинтересовался этой социологией и классификацией науки. В своей книге «основные конкретные логики (классификация и система)» изданной в 1885 году, где классификацию Конта он принимает, но с тремя оговорками. 1). Конт забыл индивида – Масарик предлагает ввести в ряды наук также психологию. 2). Конт пропускает некоторые области: лингвистику, эстетику, и логику, которые Масарик считает за равноценные науки. 3). Конт не берет во внимание на различие теории и ее применение (то есть разница между теорией и практикой) и не разделяет науки на абстрактные и конкретные (например, разница между биологией и физиологией – обе науки теоретические, первач абстрактная, а вторая конкретная).
В 1900–1901 годах вышел в различных выпусках журнала «Наше время» публикация Масарика «Справочник социологии», в которой автор разрабатывает свое мнение о классификации наук, и прежде всего социологии, ее предмет и задачи из «Конкретной логики», которые Масарик переработал и дополнил новыми познаниями из этой области. В введении Масарик пишет: «Справочник социологии хотя бы попытается критически обозреть социологическую науку; во время самого исследования лучше всего проявиться, почему современное состояние социологии согласно толкованию самой дисциплины, нуждается во внимании касаемо методологических вопросов.»
В самой публикации Масарик классифицирует социологическую дисциплину, и по сравнению с «Конкретной логикой» обзор расширяет прикладными социологические дисциплины.
Классификация социологической дисциплины Масарика в «Справочнике»: Социологическая дисциплина
Теоретическая Практическая
Абстрактная Конкретная
Социология месология Политика в широком смысле
(Антропо-география) (политика общества)
Популиционистика Политика в узком смысле
Этнология (политика государственная)
Экономика Законотворчество
Наука о интеллектуальной, Экономическая политика
художественной и Военная политика
нравственной организации общества История
Масарик показывает и объясняет законность социологии как науки в ряду с другими науками в полном смысле слова, со своим предметом и методами как наука, которая в своих теоретико-практических функциях безошибочна с другими дисциплинами. Будущее подтвердит то, что мнение Масарика было верным. Классификация Масарика одна из краеугольных камней классификации и методологического развития чешской социологии.
Т.Г. Масарик о воспитании
Воспитанию, семейному или школьному, Масарик придавал большое значение. В «Разговорах», о семейном воспитании он замечает: «Я сделал бы такой вывод: для ребенка первая и главная школа – это семья; а семья, само собой, меньше воспитает и научит ребенка тем, что приказывает ему или запрещает – у нас везде, и в семье, слишком много проповедей, чем тем, что ребенок видит дома. То есть какие родители, мать и отец, как они относятся друг к другу и к окружающим, это и имеет большее влияние на ребенка» [3].
Упор делает Масарик и на отношение детей между друг другом, на влияние старших на младших. Как уже было упомянуто, положение деревенского учителя во времена Масарика было нелегким, как он утверждает, «деревенский учитель во время моей молодости был бедняком.» Также он упоминает что главным воспитательным методом тогдашнего «порабощенного» учителя было «наказывать и наказывать». По этой причине, не только во время своего мандата в совете империи, но и позже в должности президента, он способствовал продвижению реформы всего образования. О положении учителя Масарик говорил: «Реформа образования – это так же реформа учителя: это значит повышать их социальный уровень и образование.» (и до сих пор этот вопрос остаётся актуальным)
«Главное в том, чтобы любить детей, уметь понять их и почувствовать их духовную жизнь, которая скорее конкретная и картинная, чем абстрактно научная; учить ясно, привязывая учение к тому, что дети конкретно видят в своем окружении; и как можно больше индивидуализировать обучение. Вообще о образовании и обучение нужно было бы больше думать … и давать больше возможностей чем до этого. Развитие школы, это развитие демократии.» «Учитель должен в школе прививать детям республиканство, демократическую свободу и равенство; должен стать ребенку другом. Его авторитет должен основываться на разнице в возрасте, на его превосходстве во всех вопросах знаний, практики и характере».
О влиянии школы Масарик далее утверждает: «влияние школы не только дидактические, но и нравственное. Ребенок распознает своего учителя, грубый ли он, несправедливый, неосторожный; видит, как он относиться к своему начальству, например, инспектору во время инспекции, к господину старосте, к господину декану – это все имеет влияние на природу и нравственное представление ребенка. Так же здесь уместно влияние одноклассников и одноклассниц, что касается семейных и социальных моментов!» «Не слепой авторитет родителей, не пассивное послушание ребенка, достигнутое постоянными криками и ворчаниями, а воспитание примером.» приводит дальше Масарик в «Разговорах» с Карлом Чапком.
Масарик также замечает недостаток учебников и учебных материалов, критикует большую часть современных детских учебников литературы, как безвкусно морализированных: «Писатели и писательницы вынуждаются в так называемую популяризацию своего рода болтовни, но не имеют достаточно той психологии, чтобы понять детскую душу, ее искренность и понимание при всей наивности, ее интересы и горизонты» Масарик также не забывает и о социальных проблемах в воспитании и образовании: «Посмотрите на воспитание с точки зрения медицины, воспитание детей не здоровых или менее способных, воспитание детей одиноких; говорят, что хорошая школа сэкономит деньги на криминале, больнице и богадельне. Хорошее воспитание и хорошее обучение должно быть, как можно более индивидуальным; сейчас мы делаем множество попыток чтобы это воплотить, но я бы их делал гораздо больше, но как раз именно индивидуализация школы требует большие суммы!»
«Социальный вопрос в особенности касается воспитания. Вопрос детского здоровья. Я не понимаю почему до сих пор мы не обращаем внимание на наличие детских площадок, бассейнов и парков для детей – чем беднее район, тем больше этого всего там должно быть, потому как детей там больше; на это все нужны конечно же деньги, то есть вклады денег в детей – а это самая лучшая инвестиция»
«И еще бы я добавил: не только родители и учителя воспитывают детей, но и родители и учителя воспитываются детьми – больше чем представляется. Наблюдать ребенка с любовью и интересом, из этого взрослый многому научиться; и если бы мы детям в школе привили свободные и демократические привычки – скажем в приветствии и контакте, то мы многому бы у них научились».
К научной деятельности касаемо воспитания и образования Масарик добавляет: «Уже ведётся много работы в области конкретной психологии и педагогики; у нас есть результаты исследований о способностях детей и молодежи, результаты тестов и психометрии, о детских отклонениях и преступности – хотя это все только в зачаточном состоянии, но это уже прогресс, так как об этом стали думать больше».
К выше представленным цитатам из рассуждений Масарика я думаю нечего добавить, кроме того, что эти идеи актуальны и по сегодняшний день, и многие законодатели, педагоги и родители могли бы взять пример с этого.
Т.Г.Масарик о рабочих
«Социализм из революции и утопии сам развивается к более конкретным целям, а вопрос рабочих только в последнее время становиться вопросом социальным. Герои труда! С одной стороны, склонность не работать, а с другой стороны: dura necessitas – работать. Этот социальный вопрос оказывает большое влияние на нас тем, что мы понимаем, что старая неработоспособность, врожденна лень должны быть покинуты, и что на работу мы начинаем смотреть по-новому» [4]. Масарик свое отношение к рабочим и к социализму кратко объяснил Карлу Чапку так: «Я всегда на стороне рабочих и людей работающих в целом, часто за социализм и изредка за марксизм» [5].
Поддержку Масарика рабочих можно частично объяснить его скромным социальным происхождением и частично его гуманистической философией; осторожную поддержку социализма сознанием тяжело оправданных социальных неравенств и практический отказ от марксизма, несовместимости основ диалектического материализма с Масариковым понятием гуманитарной этики, наполняющий определенный план предусмотрительности.
Масарик был одним из первых философов которые подробно читали произведение Маркса, еще до Ленина, и это привело его позже к написанию «Социального вопроса» (1898), в котором он объясняет свое негативное отношение к учению марксизма. Во время своей деятельности депутатом в имперском совете в Вене (в 1891–1983 и 1907–1914 годах) Масарик старался продвигать и совершенствовать свои планы развития образования для широких масс.
Он выразил намерение создать академии для рабочих, которые и перед первой мировой войной и после нее действительно возникали. Он и сам преподавал в этих академиях на вечерних курсах и в летних школах в Брне и Йичине. Пропагандировал свое мнение, что новый чешский университет должен был бы больше заботиться о образовании народном, и предлагал, чтобы было произведено расширение для более широких кругов. После возникновения новой республики, не смотря на политический хаос Масарик осуществлял поездки в места, где он смог бы обратиться к рабочим, головы которых были разгорячены революцией в России и предполагаемой моделью социализации для всех европейских стран. Масарик противопоставлял марксистскому философскому и социальному учению возможность постепенных реформ, постоянной мелкой работой и революцией голов и сердец. В этом духе он обращался к собранию рабочих.
Масарик делает акцент на умение зарабатывать деньги честным способом и благородным способом эти деньги использовать. Не забывает при этом о правильном использовании свободного времени. Люди, которые достигли какого-то успеха и могут не работать для того чтобы осуществлять свои потребности, имеют проблемы с правильным проведением своего свободного времени. Масарик утверждает: «Человек, который трудиться с утра до вечера на заводе, в скриптории, при книге – не опасный! Опасность начинается, когда работы нет, и начинается также у сытых. Это также социальная и нравственная проблема – безработных, в которой преобладает проблема экономического материализма, в котором содержится вся проблема и нашего народа».
Здесь Масарик касается прямо социальных вопросов, которые были и есть актуальной проблемой до сегодняшних дней. Во-первых, безработица в Чехии довольно высокая, и не получается ее никак решить, а во-вторых есть проблемы с использованием свободного времени в основном у молодежи, когда это часто заканчивается наркотиками и алкоголем.
«… Гораздо большего значения, чем прямым воздействием на рабочих, Масарик добыл себе в истории чешского рабочего движения тем, что в нерабочих кругах поднимал с бесспорным успехом, интерес к социальным вопросам и внес большой вклад в улучшение чешской интеллигенции и социализма …» [6].