Статья:

Экскурсия в век технологий

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Ивлева М.И. Экскурсия в век технологий // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Экскурсия в век технологий

Ивлева Мария Игоревна
студент, Государственный Университет Управления, РФ, г. Москва
Чудновский Алексей Данилович
научный руководитель, д-р экон. наук, проф, Государственный Университет Управления, РФ, г. Москва

 

Экскурсия – это традиционная форма культурного образования населения всей планеты.

Но перед поездкой мы обязательно задаем себе главный вопрос: что выбрать – экскурсию или самостоятельный осмотр достопримечательностей?

Изначально музей позиционировал себя как «учитель жизни» в культурных взаимоотношениях с экскурсантами. Но сейчас современному человеку достаточно выйти в интернет, посмотреть кино или включить телевизор, чтобы получить нужную информацию. Поэтому большинство музеев меняет направленность в большей степени с образовательной на развлекательную. Чтобы проведение досуга стало не только познавательным, но и интересным.

Главная задача экскурсии – это выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Большую роль в данном процессе играют не только материал экскурсии, но и сама подача его экскурсоводом, "угол зрения" на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте.

Здесь возникает проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа, по сути – конечной инстанцией, без анализа полученного материала.

Время идет, технологии развиваются, появляются инновационные методы донесения информации до экскурсантов.

Теперь даже экскурсовод вовсе не обязателен. Самостоятельный осмотр музеев теперь стал более информативен: можно взять с собой электронный путеводитель – аудио-гид, который расскажет всю информацию об интересующих вас объектах.

Также появились мобильные сервисы и приложения, с помощью которых смартфон или планшет сможет рассказать вам о местах, в которых вы находитесь. Для этого вам нужно иметь доступ в интернет. История, национальная кухня, традиции, мифы, легенды и все, что вам интересно – не скроется от вас. Это возможно брагодаря мультимедийным меткам, которые выглядят как квадратные картинки с QR-кодом. Вам нужно лишь отсканировать их вашим гаджетом.

С помощью таких же кодов стало возможно читать книги в метро. Стены нескольких вагонов в метро покрыли плакатами с изображением книжных полок, с размещенными кодами на обложках книг. Также с их помощью можно скачать карту Москвы с нанесенными на ней достопримечательностями. И вот вы уже сам себе гид.

В самих музеях стали практиковаться инновационные методы: проведение исторических дней и праздников, викторин, с использованием компьютерных программ, проектный метод, ролевая игра, различные задания в онлайн-режиме, конкурсы на мультимедийных досках и многое другое.

Самые посещаемые инновации – это мастер-классы и квест-экскурсии, ведь это увлекательно и познавательно как для детей, так и для взрослых. Узнать новое, научиться делать что-то своими руками и унести безделушку с собой очень приятно.

Это новое направление, которое дает возможность совместить экскурсию и обучение, игру и экскурсию. Это экскурсии без традиционных гидов, в процессе прохождения которой увлекательные загадки и головоломки чередуются с необходимостью создания чего-то нового, и даже обучение не кажется муторным и скучным в процессе игры.

К сожалению, в наш век электронных коммуникаций и инноваций все чаще появляется иллюзия всезнайства. Нам кажется, что сейчас можно найти всю интересующую информацию в интернете. Также думает и всё нынешнее поколение. Появилось ощущение, что музеи стали излишним, вышедшим из моды. Достаточно иметь в руках гаджет и подключенный к нему интернет или путеводитель — и узнаем всё, что надо.

Однако, как показывает практика, в самостоятельных поездках очень часто мы пробегаем мимо самого интересного. А потом, рассматривая фотографии и читая отзывы, понимаем, что, как выясняется, прошли буквально в двух шагах от старинной церкви, или красивого дворца, или просто симпатичного места. Или пропустили внешне неприметный дом, но у которого очень интересная история. Трудно, еще не побывав на месте, самостоятельно составить полный маршрут, учесть все детали, составить полную картину.

Бывает и так, что экскурсовод рассказывает интересно и использует новые технологии так, что даже в музее вам не скучно. Именно экскурсовод задает основную линию – куда и как двигаться, в какой последовательности что рассматривать, а значит, мы получаем цельную картину, которую потом уже самостоятельно можно углубить.

Безусловно, введение инноваций в проведение экскурсий внутри и вне музеев очень важно, ведь время и люди не стоят на месте. Также важна общая продвинутость экскурсоводов, навыки владения гаджетами. Новые поколения вырастают среди развитых технологий, а значит, могут получить больше информации, не выходя из дома.

Изучение новых перспективных направлений в экскурсоведении является необходимым условием качественного предоставления экскурсионных услуг на туристском рынке. Важно искать новые, современные и интересные формы культурного образования населения, не забывая и о традиционных.

 

Список литературы:
1. Бриггс Сьюзан. Маркетинг в туризме. Пер с англ. Киев: Знання, 2005.
2. В помощь экскурсоводу. Сб. метод. и справ. материалов. – М., 1998 (Рос. Междунар. акад. туризма).
3. Изотова М, Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме, 2006. – М.: Научная книга, С.1-136.
4. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Р.Б. Ноздровой. – М.: ЮНИТТИ, 1998.
5. Новиков В.С. Инновации в туризме, 2007. – М.: ИЦ «Академия» – 208с
6. Холловей Дж. Кристофер, Тейлор Нейл. Туристический бизнес. Пер. с 7-го англ. изд. Киев: Знання, 2007.
7. Экскурсии в культуру: Методический сб. / Под ред. И.М. Гревса. М., 1925.
8. Экскурсии и культурное наследие. Русская экскурсионная школа / Науч. труды Гос. центрального музея соврем. истории России. Музейное дело. Вып. 26. – М., 2001.
9. Эстетическое воспитание в экскурсиях / Сост. З.С. Погуце. – М.: ЦРИБ «Турист», 1978.
10. http://www.2do2go.ru/msk/city/novosti/376/interaktivnaya-biblioteka-v-metro-moskvy.