Статья:

Трудовая занятость молодежи: снижение остроты проблем путем муниципального программирования

Конференция: XCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Новопашина Т.В. Трудовая занятость молодежи: снижение остроты проблем путем муниципального программирования // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 29(98). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/29(98).pdf (дата обращения: 28.11.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Трудовая занятость молодежи: снижение остроты проблем путем муниципального программирования

Новопашина Татьяна Владиславовна
магистрант, Уральский Федеральный университет им. первого Президента Б.Н. Ельцина, РФ, г. Екатеринбург

 

Youth employment: reducing the severity of problems through municipal programming

 

Novopashina Tatyana

master student, Ural Federal University named after the first President of B.N. Eltsyn, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. Организация трудовой занятости молодежи является острой проблемой. Начать решать ее необходимо с инструментов для молодых людей-школьников, у которых только формируется представление о труде и призвании. В следующей статье предлагаются элементы эффективного программирования для специалистов по работе с молодежью, организующих трудоустройство молодых людей 14-17 лет.

Abstract. The organization of youth employment is an acute problem. It is necessary to start solving it with tools for young schoolchildren who are just forming an idea of work and vocation. The following article proposes elements of effective programming for youth workers organizing the employment of young people aged 14-17.

 

Ключевые слова: труд; молодежь; трудовые навыки; временная занятость.

Keywords: work; youth; work skills; temporary employment.

 

Трудовая занятость молодежи в России сегодня по-прежнему не является эффективно организованным направлением поддержки молодых людей со стороны государства. Нормативно-правовые документы, созданные для организации и регулирования трудовой занятости молодежи, не раскрывают всех ее аспектов. Так, актуальны следующие проблемы в сфере трудовой занятости молодежи:

  • несоответствие конкретных жизненных установок, а также моделей и ценностей поведения молодых людей потребностям государства;
  • отсутствие комплексной системы выявления и продвижения талантливых и инициативных граждан;
  • отсутствие у молодых людей интереса к участию в общественной, политической жизни;
  • отсутствие возможностей для вовлечения и полноценной социализации молодежи в трудовой деятельности;
  • несоответствие состава кадров и материально-технической базы работающих с молодежью организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей.

Современная Стратегия развития молодежи Российской Федерации, разработанная до 2025 года, рассматривает молодежь как «активного субъекта преобразования общества, драйвера развития и лидерства страны, так и объекта социализации, ценнейший кадровый ресурс экономического роста и обеспечения благосостояния поколений» [1].Соответственно, развитие личности и компетенций молодых людей является главным приоритетом.

Стратегия гласит: «для обеспечения развития инновационной экономики молодежь должна стать основным объектов для инвестиций в человеческий капитал. Молодым людям необходимо создать условия и возможности для позитивного развития, предоставив дополнительные возможности для профессиональной и творческой самореализации, обеспечив территориальную, включая образовательную, мобильность, настроив работу «социальных лифтов». В числе приоритетных направлений деятельности – трудоустройство молодежи. Эффективное трудоустройство молодежи, сокращение молодежной безработицы позволяют увеличить человеческий капитал молодежи на 10-15% к 2025 г:

  • развитие трудовой, проектной и предпринимательской активности молодежи путем совмещения учебной и трудовой деятельности при помощи практик дуального образования и труда, в том числе, путем развития профильных студенческих отрядов;
  • создание системы трудоустройства молодежи в соответствии с интересами, полученным образованием, возможностями самореализации;
  • стимулирование трудовой мобильности молодежи, миграции молодежи из трудоизбыточных или депрессивных регионов в трудонедостаточные регионы;
  • создание в регионах России систем информирования молодежи о возможностях трудоустройства в других субъектах Российской Федерации и программах поддержки открытия собственного бизнеса;
  • создание молодежных юридических клиник по вопросам трудоустройства;
  • организация занятости молодежи 14-16 лет в каникулярный период;
  • организация занятости учащейся молодежи 17-25 лет;
  • обеспечение гибкой смены трудовых траекторий в зависимости от потребностей экономики и социальной сферы, а также личных интересов молодого работника; организация студенческих строительных отрядов; поддержка молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности» [1].

По мнению И. Н. Тащиян, российский рынок труда все еще находится в деформированном состоянии, «в состоянии рассогласованности между спросом и предложением рабочей силы по всем направлениям его функционирования (объему, структуре и качеству рабочей силы). Одним из главных путей решения этой проблемы является разработка и осуществление комплекса организационных, нормативно-правовых и экономических мер регулирования молодежной занятости. С этих позиций следовало бы обеспечить подготовку на федеральном уровне нормативной правовой базы по следующим вопросам:

  • создание условий для пробы сил молодыми людьми в разных видах трудовой деятельности, в т. ч. посредством временной занятости и развития малого бизнеса;
  • расширение сферы профконсультационных услуг для выявления профессиональных предпочтений, личностных свойств и возможностей в плане выбора профессии, возможных вариантов обучения, переобучения и трудоустройства;
  • указатель служб города, оказывающих психологические, медицинские, социальные, правовые, профориентационные услуги;
  • расширение спектра психологических услуг, включающих тренинги по самопрезентации, приемам психологической защиты, самостоятельному активному поиску работы, модели поведения в условиях безработицы;
  • повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда (обретение компьютерной грамотности, обучение иностранным языкам и т.д.)…» [2].

Так, уже сегодня предоставляется возможным внедрение на местах программы обучения подростков, устраивающихся на работу в молодежную биржу труда. На данный момент молодые люди 14-17 лет получают только трудовой опыт и работают, в большей степени, ради денежного вознаграждения.

В рамках таких программ будет организовано информирование молодых людей о трудовом законодательстве, технике безопасности в труде, налаживании коммуникации в трудовом коллективе, развитии способностей и профессиональных качеств. Для этого необходимо привлечь специалистов по работе с молодежью и использовать в работе с молодыми людьми такие инструменты, как конференции, беседы, лекции, презентации, тестирования, мастер-классы и игровые формы работы. По итогам действия программы подростки будут знать трудовое законодательство в отношении несовершеннолетних, технику безопасности для осуществления трудовой деятельности, собственные профессионально важные качества, ресурсы, возможности и способности, а также основы коммуникации в трудовом коллективе. Также программа сможет простимулировать к выработке следующих умений:

  • применять полученные в ходе программы знания на практике;
  • анализировать свои интересы, способности, возможности, свой личный и профессиональный опыт;
  • определить профессиональный тип личности, профессиональные ориентиры;
  • устанавливать коммуникацию, решать конфликты со сверстниками и взрослыми носителями необходимой информации и эффективных способов осуществления трудовой деятельности;
  • использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания.

Таким образом, на выходе трудоустроенные молодые люди будут понимать, как работать в коллективе, а также соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами. У подростков появится активная личностная позиция в отношении собственных способностей, профессиональных качеств, навыки поведения на рынке труда и постановки целей, выбора пути ее достижения. Но для этого необходима не только программа как документ, но и грамотные специалисты, которые будут вести работу с молодыми людьми и по итогам работы придут к запланированным или лучшим результатам.

 

Список литературы:
1. Стратегия развития молодежи Российской Федерации до 2025 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - URL: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf
2. Тащиян Ирина Николаевна. Проблемы правового регулирования молодежной политики в области занятости // Концепт. 2013. №5 (21). [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-molodezhnoy-politiki-v-oblasti-zanyatosti (дата обращения: 08.09.2020).