Летняя молодежная биржа труда как инструмент трудового воспитания подростков (на примере городского округа Верхняя Пышма)
Конференция: LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
LXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Летняя молодежная биржа труда как инструмент трудового воспитания подростков (на примере городского округа Верхняя Пышма)
SUMMER YOUTH LABOR EXCHANGE AS AN INSTRUMENT OF LABOR EDUCATION FOR ADOLESCENTS (ON THE EXAMPLE OF THE VERKHNYAYA PYSHMA URBAN DISTRICT)
Tatyana Novopashina
Master student, Ural Federal University named after the first President of B.N. Eltsyn, Russia, Yekaterinburg
Аннотация. Многим молодым людям 14-17 лет необходимо понимание основ трудовой деятельности, обеспечение занятости на летний период. Молодежная биржа труда – эффективный инструмент воспитания личностных качеств, трудовые навыков и закрепления мотивации к труду у молодежи. Автор поделится опытом работы в данном направлении.
Abstract. Many young people 14-17 years old need an understanding of the basics of work, employment for the summer. Youth labor exchange is an effective tool for educating personal qualities, labor skills and consolidating youth motivation to work. The author will share experience in this area.
Ключевые слова: трудовое воспитание; труд; подростки; молодежь; временная занятость.
Keywords: labor education; work; adolescents; young people; temporary employment.
«Трудовое воспитание − формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда. Сущность гармоничного развития личности в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания: нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. Умный, образованный, культурный человек любой труд делает творческим, радостным. Поэтому труд и является важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности» [4]. Такое определение дает трудовому воспитанию Л. Е. Сикорская.
Е. В. Малахова, Е. А. Степанов считают, что «обостряющиеся противоречия порождают негативные явления в среде школьной молодежи: нежелание трудиться, связанное с малосодержательным и примитивным трудом, лень и пренебрежение к труду, безалаберность, халатность, разболтанность, привычка к плохой организации труда и низкой производительности, порождающей отчуждение от труда. Противоречие снимается лишь в результате непосредственного вовлечения детей в высокоорганизованный общественно полезный (особенно производительный) труд, осуществления экономического воспитания, а также строгого учета законов и механизмов организации детского труда» [2].
Исследователи Н. П. Шевелёва, И. С. Кузнецов выделяют задачи профилактики социального иждивенчества молодежи путем трудового воспитания:
- «повышение потребности в созидательном, общественно значимом и полезном труде через приобщение к разным видам трудовой деятельности, к совместной деятельности, коллективному труду, творческому самовыражению и чувству сопричастности к масштабным социальным процессам;
- развитие понимания важности правильной организации труда, необходимости соблюдения техники безопасности, экономного и полного использования ресурсов, контроля качества результатов работы;
- формирование активной жизненной позиции молодежи, заинтересованность в профессиональном росте, социально-экономических общественных процессах и, как следствие, в политической жизни страны;
- профессиональная ориентация молодого поколения с учетом индивидуальных склонностей и талантов молодых людей сообразно с текущими потребностями конкретных регионов и стратегическими задачами развития России;
- развитие способностей к планированию и организации работы с учетом ближайших и стратегических перспектив, тренировка навыков сотрудничества, кооперации и целеустремленности, формирование творческого подхода к труду, ответственности и взаимопомощи;
- воспитание производственной дисциплинированности, трудолюбия, социальной активности, инициативности» [5].
По опыту автора, наиболее эффективно трудовое воспитание реализуется с помощью деятельностного подхода, когда подростки включаются непосредственно в трудовую деятельность, и уже в ней формируются необходимые ценности, навыки и умения.
«Молодежная биржа труда - это программа работы с молодежью, направленная на оказание информационных и консультационных услуг в сфере занятости, а также содействие трудоустройству несовершеннолетних в своем населенном пункте, как на круглогодичный период, так и на летний»[1].
Ежегодно молодежная биржа труда в городском округе Верхняя Пышма организуется в рамках межведомственной программы временной занятости молодежи «Трудовое лето». Первая глава программы, в которой приводится обоснование ее необходимости, гласит: «Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является воспитание молодёжи, в том числе выработка у неё мотивации и потребности к труду. В связи с этим важнейшим направлением в работе администрации городского округа Верхняя Пышма является трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет в свободное от учебы время и во время летних каникул, а также обеспечение права несовершеннолетних граждан на труд и вознаграждение за труд, удовлетворение потребностей, приобретение опыта и навыков работы» [3].
Мотивация у молодежи при трудоустройстве наблюдается. Важной задачей молодежной биржи труда как инструмента трудового воспитания является закрепление этой мотивации.
Все трудоустроенные подростки получают денежные вознаграждения за свой труд. Если подросток пропустил несколько часов или дней, размер вознаграждения будет меньше, чем у его сверстников, честно отработавших всю смену без пропусков. Кроме того, молодые люди по окончании смены получают фирменные светоотражающие значки. Рабочие месяцы фиксируются в трудовой книжке - заполненный документ подростки получают вместе со значком. Также на протяжении смены руководитель отряда отмечает наиболее ответственных, активных, отзывчивых молодых людей, о чем сообщает организаторам закрытия трудовой смены. На основании поданных сведений печатаются грамоты с подписью руководителя органа по делам молодежи и печатью. Самые ответственные юные работники могут претендовать на денежную премию за счет средств экономии фонда оплаты труда. Так подростки учатся чувствовать ответственность за свои действия, связь между трудовыми усилиями и результатом.
Около трети трудоустроенных подростков работает при школах, в составе школьных отрядов. Остальные разделяются на отряды при ЖЭУ управляющих компаний в помощь работникам коммунальной сферы, а также «отряды мэра», которые передвигаются по всей территории города Верхняя Пышма. У каждого отряда есть руководитель. Такая организация трудовой деятельности способствует привитию навыков работы в коллективе, умению общаться со сверстниками и теми, кто выше по статусу и должности. Молодежь также учится помогать друг другу: если кто-то не успевает закончить или не понимает, как сделать что-либо, на помощь приходят остальные члены отряда.
Перед началом работы руководители всех трудовых отрядов озвучивают инструктажи по технике безопасности. Это формирует у детей понимание опасности любого труда, соблюдение осторожности и ответственный подход к трудовой деятельности. Также, согласно трудовому законодательству, во время работы отряд делает перерывы на 10-15 минут, чтобы не переутомиться.
Сегодня подросткам доступен низкоквалифицированный труд, который не вредит их физическому и психическому здоровью. Но труд это общественно полезный. Подростки выполняют экологические, ремонтные работы. Молодежь учится чувствовать результат упорного труда и расстраивается, когда видит, что ее работа прошла насмарку: например, газон испорчен, мусор снова лежит там, где убирались несколько дней, вытоптаны цветы и т.д. Тем более что это происходит на территории родного города, на улицах которого подростки хотят видеть чистоту и порядок. Экологическое воспитание в данном случае является верным спутником трудового.
Самым ответственным доверяется работа с книгами и документами. Наиболее активные, инициативные, творческие подростки работают в составе агитбригады – отряда, который в течение смены готовит стенгазеты, листовки о профилактике асоциальных явлений, а также информирует о приоритетных направлениях текущего года (например, 2020 – Год памяти и славы). Также подростки разрабатывают афиши городских мероприятий с помощью специальных программ. Так, трудовое воспитание прививает навыки творческого мышления.
Итак, во время работы в летней молодежной бирже труда подростки обретают следующий спектр навыков и умений:
- навык общественно полезной деятельности;
- навык работы во временных рамках с соблюдением трудовой дисциплины;
- умение анализировать и развивать свои интересы, способности, возможности, личный и профессиональный опыт, ориентиры;
- умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- умение работать в коллективе, устанавливать коммуникацию, решать конфликты со сверстниками и взрослыми для осуществления трудовой деятельности;
- умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- навык творческого мышления;
- умение отличить денежное вознаграждение за честный труд от легкого заработка, сделать правильный выбор;
- навык самостоятельного (пусть и незначительного, непостоянного) заработка и распоряжения собственными заработанными средствами и т.д.
Автор данной работы уверен: если с юных лет прививать молодым людям культуру трудовой деятельности, в том числе, в форме временной занятости, это будет способствовать осознанию молодежью необходимости трудовой деятельности, ускорению профессионального самоопределения, формированию ответственности за результаты труда, умения работать в команде и готовности получать соответствующее вознаграждение за свою деятельность.