Статья:

АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СУБЬЕКТОВ РОССИИ

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Царьков А.В., Сызганова Ю.А. АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СУБЬЕКТОВ РОССИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(63).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СУБЬЕКТОВ РОССИИ

Царьков Алексей Витальевич
студент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва
Сызганова Юлия Александровна
студент Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты социально-экономического преобразования России, составной частью которых становятся региональные процессы развития. Освещены региональные задачи развития и оказываемая государственная поддержка. Реализуемая государственная региональная политика подробно выделена в области образования, являющегося приоритетом общественных отношений. Фундаментом которых стал Закон РФ «Об образовании» развивающийся и обеспечивающий потребности ребёнка с закреплением двух компонентов стандарта - федерального и регионального. Представлена структура производств, существующая в Московской области и динамика изменения индекса PMI в промышленности России.

 

Ключевые слова: преобразование, Россия, региональный компонент, развитие, образование, региональная экономика

 

Региональный компонент содержания образования представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, формируемых на базе знаний и умений, полученных в процессе изучения других учебных предметов, которые в определенной мере используются при изучении других предметов. Создаваемая сегодня российская единая система регионального компонента содержания общего образования ставит цель единения образовательного пространства и национально-культурное взаимообогащения народов России [1].

Региональный компонент должен быть включен во все образовательные программы, учебные планы и учебники, используемые в образовательном процессе. Он должен обеспечивать возможность изучения учащимися родного края, его языка, истории, культуры, традиций, обычаев. В содержание регионального компонента должна быть включена информация о народах, проживающих на территории региона, их традициях, обрядах, фольклоре, выдающихся людях, прославивших регион.

Региональный компонент может включать и национально-региональный (локальный) компонент, в содержание которого могут быть включены сведения о культуре и традициях народов, населяющих регион, об их истории и самобытности, о выдающихся людях региона, прославившего его своими достижениями.

Региональный компонент может быть реализован в рамках предмета «Родной край» с использованием краеведческого материала, отражающего историю, культуру, традиции народов, населяющих регион, и при изучении других учебных предметов.

Региональный компонент также может включать в себя историю и культуру отдельных народов (например, чуваш, татар и других), их традиционные занятия, ремесла, народные промыслы, праздники.

Региональный (национально-региональный) компонент включает:

– программы учебных предметов;

– учебные курсы по выбору учащихся, разработанные на основе историко-культурных, национально-региональных и региональных особенностей;

– факультативные и элективные курсы;

– курсы повышения квалификации учителей; – проекты межпредметных связей.

Региональный (национально-региональный) компонент содержания образования вводится в учебный план школы для обеспечения изучения родного языка и литературы, а также для расширения кругозора учащихся. Учебный предмет «Русский язык» предусматривает изучение разделов: «Лексика», «Фразеология», «Культура речи», «Стилистика», «Орфография».

Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта определяет состав и объем учебных предметов обязательных для изучения, реализуемых в пределах учебного плана школы, устанавливаемого образовательным учреждением самостоятельно

Реализуемая государственная образовательная политика системы и национальный проект «Образование» (Постановление Правительства РФ No 706 от 14.09.2005) предусматривает развитие системы дошкольного образования, совершенствование системы общего образования, развитие дополнительного образования детей, профессионального образования, а также совершенствование сети образовательных учреждений.

Неоправданная неравномерность социально-экономического положения территориий, приводящая к обострению проблем регионального развития России включает иррациональную потребность освоения природных ресурсов, неровность поддержания экологического равновесия, непостоянство совершенствования хозяйственной структуры и соответственно занятость населения, т.д. [5] [8].

Сегодня в России идёт процесс создания региональных образовательных систем, реализующих право граждан на получение образования в соответствии с их интересами и способностями. Однако этот процесс не может быть осуществлен без создания адекватных условий для образования детей и молодежи с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время на федеральном уровне не определена специальная нормативная база, которая бы регулировала функционирование образовательных учреждений, в которых обучаются дети с проблемами в развитии. В частности, не определен порядок финансирования данных учреждений.

Поэтому важной актуальной задачей является обеспечение досягаемости и добротности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это касается как общего образования, так и профессионального образования.

В современных условиях в России действует более 7 тысяч образовательных учреждений для детей-инвалидов, в которых обучается более 300 тысяч детей. При этом система профессионального обучения и трудоустройства таких детей пока недостаточна требованиям и потребностям рынка труда. По данным Минтруда, на начало 2013 года в России насчитывалось около 300 тысяч безработных инвалидов трудоспособного возраста. Это почти половина всех инвалидов, стоящих на учете в органах государственной службы занятости [3].

Региональный компонент содержания образования предусматривает изучение истории, культуры, экономики региона, его природных ресурсов, а также особенностей развития социально-экономической, политической и культурной жизни региона [1]

На рисунке 1 приведён региональный компонент.

 

Рисунок 1. Пример регионального компонента [7]

 

Сложилась российская ситуация, когда из всех субъектов Федерации только в двух регионах (Республика Карелия и Республика Коми) региональные компоненты образования получают необходимую поддержку. Можно назвать причину сложившейся ситуации в Карелии и Коми, по результатам социологических исследований: население поддерживает необходимость сохранения региональных компонентов в содержании общего образования. Но, как известно, поддержка не всегда означает реальное исполнение.

Становление регионов становиться направленным многомерным и многоаспектным процессом, определяемым целью или системой целей.

В нашем случае цель - обеспечение устойчивого развития территории. Системная составляющая развития регионов включает в себя многомерный комплекс, включающий в себя экономические, социальные, экологические и иные аспекты. Так, например, на наш взгляд, в экономической сфере следует выделить: - развитие и модернизацию производства, ориентированного на внутренние рынки, а также на экспорт продукции, соответствующей международным стандартам;

В их формировании участвуют все субъекты социально-экономической деятельности, хотя и в разных плоскостях. Цели развития территорий могут быть различными и определяются как на верхнем уровне управления (государство), так и на нижнем (регион, район, муниципальное образование). С одной стороны, цели развития региона, как правило, определяются на государственном уровне, а с другой стороны - во многом на основе интересов населения региона.

Цель развития регионов может быть сформулирована в виде системы показателей, характеризующих состояние социально-экономического развития региона, его ресурсный потенциал, уровень социальнго развития и т.д. В настоящее время в России сформировались три основные концепции региональной политики: - концепция федерализма; - либеральная концепция; - социальная концепция. Концепция федерализма. В основе концепции федерализма лежат два основных принципа: 1) единство и целостность страны.

Регион может развиваться по инерции, в направлении, заданном исторически сложившимися тенденциями. Может развиваться и по направлению, диктуемому потребностями общества. В любом случае он развивается, и при этом возникает ряд претендующие ситуации на решение. Для развития региона очень важно найти баланс между экономической и социальной эффективностью. Если экономика региона развивается в ущерб социальной сфере, то это снижает устойчивость региона, приводит к его деградации [3].

На рисунке 2 показана сложившаяся структура производств региона Московской области за 2022 год.

 

Рисунок 2. Структура производств, существующая в Московской области 2022 год [7]

 

Актуальными, в связи с происходящими в России политическими и экономическими преобразованиями, задачами развития регионов становятся формирование факторов устойчивого экономического роста и возрастание качества жизни населения, с необходимостью решения следующих аспектов: гарантия соразмеренного социально-экономического развития, повышение качества жизни граждан, формирование благоприятного инвестиционного климата в регионах [2].

В этом смысле региональные процессы можно рассматривать как составную часть единого процесса развития. Для России, которая находится в стадии перехода от одного состояния к другому, этот процесс имеет свои особенности с акцентом на отсутствие чёткой, единой государственной стратегии, определяющей развитие страны.

В случае с развитием регионов в условиях перехода к рынку, когда экономика страны переживает глубокий кризис, а ее потенциал в значительной мере исчерпан, главной задачей становится создание условий для максимально возможного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, прежде всего, в базовых сферах жизнедеятельности людей. Поэтому в условиях кризиса экономики приоритетным направлением развития регионов становится повышение уровня жизни населения.

На рисунке 3 видно динамика индекса, а PMI в промышленности России под влиянием мировых кризисов за период с 2005 года по 2023 год.

 

Рисунок 3. Динамика изменения индекса PMI в промышленности России с 2005 года по 2023 год [7]

 

Таким образом все регионы развиваются по одним и тем же законам. Но, с другой стороны, развитие регионов в своей основе имеет не только общие закономерности, но и региональные особенности, которые не могут быть сведены к общему знаменателю. Региональные особенности развития регионов определяются множеством факторов. Среди них можно выделить:

  • природно-географические особенности региона;
  • социально-экономические условия территории;
  • общественные отношения.

Оказываемая различная государственная поддержка для разнообразных форм развития производственных структур активизировала частные инвестиций, культивировала использование экономических льгот до избирательного предоставления дотаций предприятиям и др. В то же время параллельным путём становиться саморазвитие с акцентом на собственный социально-экономический потенциал [6].

Социально-экономический потенциал региона СЭП становится объединением всех имеющихся ресурсов субъекта, как уже вовлечённых в процессы общественного производства и социального развития, так и реализуемых для консолидации населения и его социально-политической стабильности, крепости народо-хозяйственных отраслей. Вместе с тем региональный СЭП оценивается, как с временной точки, так и пространственных параметров, его элементной структуры, оценочных количественных и качественных показателей, и режимов его совершенствования [4].

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"– [Электронный ресурс]  URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения 25.04.2023)
2. Афанасьев В.Н. Эконометрика: Учеб.- М.: Финансы и статистика, 2006, - 256 с.
3. Башкатова Б.И. Социально-экономическая статистика: Учеб.- М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002, - 704 с.
4. Белгородская область в 2009 году: Стат. Сборник/ Белгородстат.- 2009, - 615с.
5. Ву, Г. Анализ влияния прямых иностранных инвестиций на экономический рост Китая / Г. Ву, Х. В. Тыркба // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 47. – С. 514-520. – EDN GWZGNO.
6. Ильченко А.Н., Абрамова Е.А., Иванова Н.А. Статистический анализ развития регионов на основе интегральной оценки социально-экономической инфраструктуры // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8-6. – С. 1440-1445;
7. Сайт Посольства РФ в Республике Казахстан – [Электронный ресурс] URL:http://consular.rfembassy.ru/lm/konsulskie_voprosy/sootechestvenniki/spisok_regionov_gosprogrammy (дата обращения 1.05.2023)
8. Sukharev, O. S. Structural Analysis of Economic Growth in China: International Comparison Context / O. S. Sukharev, E. N. Voronchikhina // St Petersburg University Journal of Economic Studies. – 2019. – Vol. 35, No. 4. – P. 543-568. – DOI 10.21638/spbu05.2019.403. – EDN BIUKCL.