АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СУБЬЕКТОВ РОССИИ
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СУБЬЕКТОВ РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрены аспекты социально-экономического преобразования России, составной частью которых становятся региональные процессы развития. Освещены региональные задачи развития и оказываемая государственная поддержка. Реализуемая государственная региональная политика подробно выделена в области образования, являющегося приоритетом общественных отношений. Фундаментом которых стал Закон РФ «Об образовании» развивающийся и обеспечивающий потребности ребёнка с закреплением двух компонентов стандарта - федерального и регионального. Представлена структура производств, существующая в Московской области и динамика изменения индекса PMI в промышленности России.
Ключевые слова: преобразование, Россия, региональный компонент, развитие, образование, региональная экономика
Региональный компонент содержания образования представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, формируемых на базе знаний и умений, полученных в процессе изучения других учебных предметов, которые в определенной мере используются при изучении других предметов. Создаваемая сегодня российская единая система регионального компонента содержания общего образования ставит цель единения образовательного пространства и национально-культурное взаимообогащения народов России [1].
Региональный компонент должен быть включен во все образовательные программы, учебные планы и учебники, используемые в образовательном процессе. Он должен обеспечивать возможность изучения учащимися родного края, его языка, истории, культуры, традиций, обычаев. В содержание регионального компонента должна быть включена информация о народах, проживающих на территории региона, их традициях, обрядах, фольклоре, выдающихся людях, прославивших регион.
Региональный компонент может включать и национально-региональный (локальный) компонент, в содержание которого могут быть включены сведения о культуре и традициях народов, населяющих регион, об их истории и самобытности, о выдающихся людях региона, прославившего его своими достижениями.
Региональный компонент может быть реализован в рамках предмета «Родной край» с использованием краеведческого материала, отражающего историю, культуру, традиции народов, населяющих регион, и при изучении других учебных предметов.
Региональный компонент также может включать в себя историю и культуру отдельных народов (например, чуваш, татар и других), их традиционные занятия, ремесла, народные промыслы, праздники.
Региональный (национально-региональный) компонент включает:
– программы учебных предметов;
– учебные курсы по выбору учащихся, разработанные на основе историко-культурных, национально-региональных и региональных особенностей;
– факультативные и элективные курсы;
– курсы повышения квалификации учителей; – проекты межпредметных связей.
Региональный (национально-региональный) компонент содержания образования вводится в учебный план школы для обеспечения изучения родного языка и литературы, а также для расширения кругозора учащихся. Учебный предмет «Русский язык» предусматривает изучение разделов: «Лексика», «Фразеология», «Культура речи», «Стилистика», «Орфография».
Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта определяет состав и объем учебных предметов обязательных для изучения, реализуемых в пределах учебного плана школы, устанавливаемого образовательным учреждением самостоятельно
Реализуемая государственная образовательная политика системы и национальный проект «Образование» (Постановление Правительства РФ No 706 от 14.09.2005) предусматривает развитие системы дошкольного образования, совершенствование системы общего образования, развитие дополнительного образования детей, профессионального образования, а также совершенствование сети образовательных учреждений.
Неоправданная неравномерность социально-экономического положения территориий, приводящая к обострению проблем регионального развития России включает иррациональную потребность освоения природных ресурсов, неровность поддержания экологического равновесия, непостоянство совершенствования хозяйственной структуры и соответственно занятость населения, т.д. [5] [8].
Сегодня в России идёт процесс создания региональных образовательных систем, реализующих право граждан на получение образования в соответствии с их интересами и способностями. Однако этот процесс не может быть осуществлен без создания адекватных условий для образования детей и молодежи с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время на федеральном уровне не определена специальная нормативная база, которая бы регулировала функционирование образовательных учреждений, в которых обучаются дети с проблемами в развитии. В частности, не определен порядок финансирования данных учреждений.
Поэтому важной актуальной задачей является обеспечение досягаемости и добротности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это касается как общего образования, так и профессионального образования.
В современных условиях в России действует более 7 тысяч образовательных учреждений для детей-инвалидов, в которых обучается более 300 тысяч детей. При этом система профессионального обучения и трудоустройства таких детей пока недостаточна требованиям и потребностям рынка труда. По данным Минтруда, на начало 2013 года в России насчитывалось около 300 тысяч безработных инвалидов трудоспособного возраста. Это почти половина всех инвалидов, стоящих на учете в органах государственной службы занятости [3].
Региональный компонент содержания образования предусматривает изучение истории, культуры, экономики региона, его природных ресурсов, а также особенностей развития социально-экономической, политической и культурной жизни региона [1]
На рисунке 1 приведён региональный компонент.
Рисунок 1. Пример регионального компонента [7]
Сложилась российская ситуация, когда из всех субъектов Федерации только в двух регионах (Республика Карелия и Республика Коми) региональные компоненты образования получают необходимую поддержку. Можно назвать причину сложившейся ситуации в Карелии и Коми, по результатам социологических исследований: население поддерживает необходимость сохранения региональных компонентов в содержании общего образования. Но, как известно, поддержка не всегда означает реальное исполнение.
Становление регионов становиться направленным многомерным и многоаспектным процессом, определяемым целью или системой целей.
В нашем случае цель - обеспечение устойчивого развития территории. Системная составляющая развития регионов включает в себя многомерный комплекс, включающий в себя экономические, социальные, экологические и иные аспекты. Так, например, на наш взгляд, в экономической сфере следует выделить: - развитие и модернизацию производства, ориентированного на внутренние рынки, а также на экспорт продукции, соответствующей международным стандартам;
В их формировании участвуют все субъекты социально-экономической деятельности, хотя и в разных плоскостях. Цели развития территорий могут быть различными и определяются как на верхнем уровне управления (государство), так и на нижнем (регион, район, муниципальное образование). С одной стороны, цели развития региона, как правило, определяются на государственном уровне, а с другой стороны - во многом на основе интересов населения региона.
Цель развития регионов может быть сформулирована в виде системы показателей, характеризующих состояние социально-экономического развития региона, его ресурсный потенциал, уровень социальнго развития и т.д. В настоящее время в России сформировались три основные концепции региональной политики: - концепция федерализма; - либеральная концепция; - социальная концепция. Концепция федерализма. В основе концепции федерализма лежат два основных принципа: 1) единство и целостность страны.
Регион может развиваться по инерции, в направлении, заданном исторически сложившимися тенденциями. Может развиваться и по направлению, диктуемому потребностями общества. В любом случае он развивается, и при этом возникает ряд претендующие ситуации на решение. Для развития региона очень важно найти баланс между экономической и социальной эффективностью. Если экономика региона развивается в ущерб социальной сфере, то это снижает устойчивость региона, приводит к его деградации [3].
На рисунке 2 показана сложившаяся структура производств региона Московской области за 2022 год.
Рисунок 2. Структура производств, существующая в Московской области 2022 год [7]
Актуальными, в связи с происходящими в России политическими и экономическими преобразованиями, задачами развития регионов становятся формирование факторов устойчивого экономического роста и возрастание качества жизни населения, с необходимостью решения следующих аспектов: гарантия соразмеренного социально-экономического развития, повышение качества жизни граждан, формирование благоприятного инвестиционного климата в регионах [2].
В этом смысле региональные процессы можно рассматривать как составную часть единого процесса развития. Для России, которая находится в стадии перехода от одного состояния к другому, этот процесс имеет свои особенности с акцентом на отсутствие чёткой, единой государственной стратегии, определяющей развитие страны.
В случае с развитием регионов в условиях перехода к рынку, когда экономика страны переживает глубокий кризис, а ее потенциал в значительной мере исчерпан, главной задачей становится создание условий для максимально возможного удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, прежде всего, в базовых сферах жизнедеятельности людей. Поэтому в условиях кризиса экономики приоритетным направлением развития регионов становится повышение уровня жизни населения.
На рисунке 3 видно динамика индекса, а PMI в промышленности России под влиянием мировых кризисов за период с 2005 года по 2023 год.
Рисунок 3. Динамика изменения индекса PMI в промышленности России с 2005 года по 2023 год [7]
Таким образом все регионы развиваются по одним и тем же законам. Но, с другой стороны, развитие регионов в своей основе имеет не только общие закономерности, но и региональные особенности, которые не могут быть сведены к общему знаменателю. Региональные особенности развития регионов определяются множеством факторов. Среди них можно выделить:
- природно-географические особенности региона;
- социально-экономические условия территории;
- общественные отношения.
Оказываемая различная государственная поддержка для разнообразных форм развития производственных структур активизировала частные инвестиций, культивировала использование экономических льгот до избирательного предоставления дотаций предприятиям и др. В то же время параллельным путём становиться саморазвитие с акцентом на собственный социально-экономический потенциал [6].
Социально-экономический потенциал региона СЭП становится объединением всех имеющихся ресурсов субъекта, как уже вовлечённых в процессы общественного производства и социального развития, так и реализуемых для консолидации населения и его социально-политической стабильности, крепости народо-хозяйственных отраслей. Вместе с тем региональный СЭП оценивается, как с временной точки, так и пространственных параметров, его элементной структуры, оценочных количественных и качественных показателей, и режимов его совершенствования [4].