Статья:

Готовность школьных преподавателей к инклюзивному образованию

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Федорова Т.В. Готовность школьных преподавателей к инклюзивному образованию // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(23).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Готовность школьных преподавателей к инклюзивному образованию

Федорова Татьяна Владимировна
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

Для реализации своих возможностей, любой человек не должен чувствовать себя изгоем, и не быть одиноким. Это нужно как здоровым детям, так и детям с ОВЗ, т.к. общение с другими детьми, имеющими ограничения в здоровье, поможет стать более толерантными, научиться уважать и помогать другим личностям. Именно поэтому, нашему обществу необходимо инклюзивное образование.

Проблема готовности преподавателей к инклюзивному образованию исследовалась в трудах психологов, педагогов, социологов. Этим вопросом занимались Л.С. Выготский, И.И. Лошакова, Н.М. Назарова.

«Инклюзивное образование - это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе со сверстниками, которые развиваются без отклонений» [6]. Это широко направленный процесс интеграции, который подразумевает доступность образования в равном виде для всех детей, а также развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам детей в целом.

На данный момент на территории РФ инклюзивное образование регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», федеральным законом «Об образовании», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Для того, чтобы изучить отношение и готовность педагогов школ к инклюзивному образованию была составлена анкета, состоящая из вопросов, направленных на определение уровня знаний о инклюзивном образовании у учителей; об отношении учителей к данному нововведению (вопросы анкеты будут представлены в приложении).

Учителям были розданы бланки ответов, включающие в себя 15 заданий с вариантами ответов на них, которые преподаватели должны были внимательно прочесть, после чего выбрать варианты ответов, совпадающих с их собственным мнением. Выбранные варианты – подчеркнуть, либо обвести в кружок или выделить любым другим способом.

При выполнении тестирования, преподаватели не имели временных ограничений, им отводилось на работу ровно столько времени, сколько им было необходимо.

Исследование проводилось со 106 учителями Ростовской области, у которых стаж педагогической деятельности более 10 лет. У всех испытуемых доминирующим оказалось уверенное поведение.

При проведении исследования, поведение испытуемых, по отношению к наблюдателю, было спокойным. Бланков ответов не было испорчено. Инструкция была предельно ясна испытуемым.

 

Рисунок 1. Стаж педагогический деятельности

 

Произошел ремонт выборки, в связи с тем, что при опросе в выборку попали ограниченное число учителей со стажем до 10 лет, мы вынуждены были взять и разделить респондентов на 2 группы: от 10-30 лет, и свыше 30 лет. Соотношение которых было приблизительно равным. Всего было опрошено 106 человек.

Анкета для учителей содержала 15 вопросов различной направленности: исследовалось их знание Российского законодательства в рамках инклюзивного образования, знание основных понятий и терминов инклюзивного образования, оценивалась готовность к работе с детьми с ОВЗ, и тд. При проведении исследования, преподавателям было подробно объяснено, что необходимо делать.

Проведя обработку результатов, мы пришли к выводу, что каждый преподаватель имеет свое собственное мнение на счет введения инклюзии в систему образования, но также были выявлены те, кто считает это просто «модным», что наше Правительство следует вслед за Западом.

По вопросам готовности к обучению детей с ОВЗ и эффективности осуществления данной работы, мы сделали акцент на преподавателях с большим педагогическим стажем. Разбили их на 2 группы: стаж педагогической деятельности >30 лет; стаж педагогической деятельности <30 лет. Анализ показал следующие результаты:

- 35 педагогов из 106 дали правильные ответы на следующие вопросы: «знаете ли Вы, что согласно п.4 статьи 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано совместно с другими обучающимися (инклюзивное образование)?»; «является ли согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование обязательным?», а это значит, что они достаточно осведомлены о нормативно-правовой базе в области инклюзивного образования только – 33% педагогов;

 - С утверждением ответили на вопросы: «Знакомы ли Вы с опытом организации инклюзивного образования в России?»; «Знакомы ли Вы с зарубежным опытом организации инклюзивного образования?», только 12,5 % учителей, это обозначает, что большая часть не знакомы с опытом внедрения инклюзивного образования и России, и за рубежом;

- 81% педагогов не связывают эффективность реализации инклюзивного образования только с материальными факторами.

- В работе с детьми с ограничениями по физическому здоровью – учителя не видят, но 95% педагогов считают, что могут возникать проблемы в работе с детьми, у которых нарушено поведение и интеллект;

- Готовыми профессионально и психологически к обучению детей с ОВЗ считают себя только 15% педагогов;

-В дополнительной профессиональной подготовке нуждаются 42% педагогов;

- Осуществлять деятельность, чтобы преодолеть негативное отношение окружающих к включенному обучению, могут менее 15% педагогов.

Если учесть ответы на 15 вопрос, то мы можем видеть, что многие преподаватели обладают навыками, чтобы преодолеть психологический барьер, который возникает при обучении детей с ОВЗ.

Выделив несколько вопросов для более детального изучения, у нас были получены следующие данные:

 

Рисунок 2. Результат опроса

 

На основании представленной диаграммы, мы можем видеть, что преподаватели со стажем более 30 лет психологически готовы к инклюзивному образованию, в то время как педагоги со стажем менее 30 лет – затрудняются ответить на этот вопрос или выбирают вариант ответа о психологической неготовности к работе с такими детьми.

 

Рисунок 3. Результат опроса

 

На вопрос: «как, по Вашему мнению, лучше и эффективнее осуществлять процесс образования детей с ОВЗ» - педагоги со стажем более 30 лет, уверены, что образование таких детей должно происходить в специализированных классах общеобразовательных школ, в то время, как педагоги со стажем менее 30 лет, считают, что такие дети должны обучаться на базе общеобразовательных школ вместе со сверстниками.

 

Рисунок 4. Результат опроса

 

При ответе на вопрос: «Вам предложили взять классное руководство в классе, где дети с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками, Вы согласитесь так как..» - преподаватели со стажем менее 30 лет, также как и преподаватели со стажем более 30 лет, согласятся, так как понимают, что дети с ОВЗ нуждаются в их помощи и сделают все возможное для их успешного обучения. Так как в данном вопросе было необходимо выбрать два варианта ответа, мы получили еще одни данные: преподаватели со стажем менее 30 лет, выбирали вариант ответа, что не могут по объективным причинам не могут отказать директору. Преподаватели со стажем более 30 лет, выбирали вариант ответа, что для них это не составит большой проблемы, так как им приходится сталкиваться с людьми с ОВЗ в непрофессиональной деятельности.

Таким образом, примерно треть педагогов, осознают значимость инклюзивного образования, при формировании подрастающего поколения. Половина, говорит о том, что можно признать его приоритетность в развитии системы образования России, но только 16% относятся к инклюзии как позитивному явлению. Большая часть учителей согласны обучать детей с ОВЗ в обычных школах, понимая, что эти дети нуждаются в их помощи. Эти преподаватели готовы приложить все усилия, чтобы дети с ОВЗ успешно обучались, но они отмечают, что им для этого необходима профессиональная переподготовка. По результатам нашего исследования, мы пришли к выводу, что педагогики знакомы с понятием, условиями, требованиями, основными подходами инклюзивного образования. Учителя массовой школы проявляют большее беспокойство по вопросу принятия детей ограниченными возможностями здоровья детьми в норме. Еще раз было показано, что исследуемый вопрос является одним из актуальнейших вопросов современного образования и требует тщательного изучения, прежде чем будет внедрено повсеместно, т.к. даже самые передовые зарубежные подходы, исследования не всегда удается адаптировать к условиям российского образования.

Исходя из всего вышесказанного, вопросы инклюзивного образования актуальны для современных условий. «Инклюзивное образование – это передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов» [3]. Детям с ОВЗ и детям, которые развиваются нормально, необходимо обучаться вместе, так как при таком обучении будут стираться границы между инвалидами и здоровыми людьми. Одной из причин инвалидности может являться то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья, а не только медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека [1]. Разрушение таких барьеров можно достигнуть при объединении общественного пространства инвалидов и здоровых людей. Отношение здоровых людей к инвалидности, таким образом, может измениться: они станут считать ее не пороком, а особенностью того или иного человека» [5].

 

Список литературы:
1. Моргунова М. А. Развитие толерантной культуры педагога общеобразовательной школы : диссертация ... кандидата педагогических наук / М. А. Моргунова. — Воронеж, 2009. — 226 с.
2. Лопушнян Г. А. Подготовка педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций в системе повышения профессиональной квалификации : диссертация ... кандидата педагогических наук / Г. А. Лопушнян. — Калининград, 2010. — 232 с.
3. Стабс С. Инклюзивное образование при ограниченных ресурсах / InclusiveEducationWhereTherearefewresources / С. Стабс. – Москва, 2000.
4. Фадеева Т. Ю. Формирование педагогической толерантности будущих специалистов сферы образования : диссертация...кандидата педагогических наук / Т. Ю. Фадеева. — Саратов, 2012. — 230 с.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.