Особенности социальной памяти: результаты социологического исследования в г. Иркутске
Секция: Социология
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Особенности социальной памяти: результаты социологического исследования в г. Иркутске
Цель исследования выявить и определить уровень знаний и мнение иркутян о Нюрнбергском процессе, а также его роли в истории человечества. Указанные в анкете вопросы, проверяющие знания об исторических событиях, показывают очень разрозненные результаты, молодежь знает лишь отчасти о происходящих событиях. В последнее время все чаще происходит использование социальной памяти, а также исторической памяти, в целях манипулирования сознанием общества.
Статья посвящена вопросу сохранения и трансляции исторической памяти о Великой Отечественной войне, а также определению границ между социальной и исторической памятью.
Историческая и социальная память во многом переплетаются по смыслу, являются неотъемлемой частью социализации человека. Знать, хранить историю, а также уметь анализировать и прогнозировать – это важнейшие критерии исторической и социальной памяти.
Социальная память – это прошедшие отбор, закрепленные в общественном сознании ценности, которые определяют выбор общественного поведения. Функция социальной памяти имеет ярко выраженный мировоззренческий характер [1, с. 342].
Историческая память фиксирует в своем содержании то, что уже было, социальная память способна включить в свое содержание то, что есть, и то, что еще будет, но латентно присутствует уже здесь и сейчас.
В современном обществе большие темпы набирают такие тенденции как искажение истории, замена старого новыми ценностями, событиями, нормами. В связи с этим, цель нашего исследования – определить уровень знаний и мнения студентов о прошедших событиях. Выявить, что помнят о прошедших событиях из истории человечества студенты.
Нюрнбергский процесс – международный военный трибунал над нацистскими преступниками, проходивший в городе Нюрнберг (Германия). Суд длился около 1 года – с 20.11.1945 г. по 1.10.1946 г. На «суде истории» были осуждены 24 человека, среди них Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтель, А. Розенберг, Э. Редер, Ф. Заукель, А. Шпеер и другие известные немецкие политики, военные, активисты нацистской пропаганды, непосредственно принимавшие участие в преступлениях против всего человечества и мира.
Историческая память – это, в первую очередь, сознательное обращение к прошлому со всеми его положительными и отрицательными моментами, попытка восстановить действительность происшедших событий. Историческая память является предметом исследования историков, которые ставят цель выявить, «как, собственно, происходило» то или иное историческое событие, и философов, которые пытаются выяснить основные тенденции и смысл исторического развития, отраженные в историческом сознании.
Социологический подход к исторической памяти имеет следующую особенность: социологи, изучают восприятие истории массовым сознанием, причем безотносительно к тому, насколько укорененные в нем стереотипы соответствуют исторической реальности.
Исследование было проведено в мае 2016 года на базе ИРНИТУ. Были опрошены студенты ИРНИТУ с 1–5 курс, а также магистранты с 1–2 курс, в возрасте от 18 до 25 лет. Из них 46% мужчины и 54% женщины.
В ходе исследования было зафиксирована, в целом, устойчивость и высокий уровень значимости для студенческой молодежи II Мировой войны как события, достойного памяти. Для большинства респондентов это «Великий подвиг России, который нельзя забывать», «Скорбь по погибшим». Важность и ценность героизма и подвига россиян в Великой Отечественной войне опрошенная молодежь сомнению не подвергает. В то же время обращают на себя внимание характеристики глубины исторической памяти студенческой молодежи об этом событии. Все без исключения безошибочно назвали дату начала Великой Отечественной войны и II Мировой войны, молодежь помнит и имеет представление, о чем спрашивается в анкете и поэтому может высказать свое мнение по поводу происходящих событий.
В вопросе, «Какой приговор был вынесен подсудимым на Нюрнбергском процессе?» наблюдается снижения знания в истории, что особо актуализирует задачи сохранения и трансляции последующим поколениям достоверных знаний о II Мировой войне. Многие респонденты считаю приговор справедливым, а в некоторых случаях слишком «мягким». Такое мнение говорит о жесткой позиции в отношении к событиям, происходящим во время II Мировой войны.
В вопросе, «Из каких источников Вы узнали о Нюрнбергском процессе?» наиболее часто встречающиеся ответы: «СМИ» (34%), «школа» (38%). Именно с помощью СМИ и школы формируется конкретное знание, знание исторических событий и фактов, а также чувство патриотизма у подрастающего поколения. В вопросе «Посещаете ли вы музеи, выставки и мероприятия, посвященные ВОВ?» 56% респондентов ответили, что посещают выставки, но очень редко это говорит о низкой заинтересованности изучения истории своего государства, народа. Но при этом 80% респондентов посещают праздничные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, то есть процесс социализации, любовь к истории, знание своих «корней», лучше прививать с помощью СМИ, различных общественных, молодежных мероприятий.
Вопрос «За что трибунал предъявил обвинение руководителям Третьего рейха?», в этом вопросе 58% респондентов показали высокий уровень знаний.
«Какой приговор был вынесен подсудимым на Нюрнбергском процессе?» ставил опрашиваемых в «тупик». Лишь 2,1% от общего количества составили правильные ответы. Указав приговоры, которые были вынесены на Нюрнбергском процессе.
Следующий вопрос демонстрируют степень осведомленности о Нюрнбергском процессе: «Сколько длился Нюрнбергский процесс?». Результаты ответов говорят о высоком уровне знаний истории, 86% выбрали правильный вариант «10 месяцев».
Опрос показал, что более 60% респондентов относятся негативно к самому факту II Мировой войны, так как их родственники помнят или даже были свидетелями прошедших страшных событий военных лет. Все помнят и передают детям в рассказах о своей жизни, то есть происходит процесс воспитания, социализации современной молодежи. Это суждение подтверждают ответы на вопрос, «Какой из перечисленных праздников для Вас более важен?». 86 % ответивших отметили, что праздник День победы для них очень важен, что говорит о высоком патриотизме российской молодежи.
Вопросы анкеты, проверяющие знания об исторических событиях, показывают очень разрозненные результаты, молодежь знает лишь отчасти о происходивших событиях. К сожалению, это может привести к постепенной потери национальной памяти. Уходят в прошлое места памяти. Предметы, здания, книги, песни или географические точки: все это может исчезнуть или быть заменено новыми, ложными элементами. Не случайно на вопрос «Часто ли в настоящее время в СМИ напоминают о II Мировой войне, ВОВ, Нюрнбергском процессе?» подавляющее число, а это 88% опрашиваемых ответили, что мало освещают, не достаточно говорят и не напоминают о тех зверствах, которые совершали нацисты.
В целом исследование показало, что современная молодежь открыта и готова к получению знаний, с помощью СМИ, различных фестивалей, праздников, акций и других мероприятий. То есть процесс социализации молодежи должен проходить с помощью ее современных средств. Подавляющее большинство опрашиваемых не знают всех деталей II Мировой войны, Великой Отечественной войны и прошедшего после их окончания Нюрнбергского процесса.
Однако обращение к памяти исторического, социального прошлого является важной потребностью общества, так как в ней заключен также и большой воспитательный потенциал. Историческая память обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для их общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества в различных сферах социальной деятельности, способствует консолидации общества и сохранению его единства.
Реальная практика предоставляет различные примеры того, как социальные группы с определенными целями, ценностями и мировоззренческими подходами соревнуются в создании и продвижении их собственных версий прошлого.
Каждая группа в обществе обладает собственным символическим капиталом. Память может выступать формой трансляции этого капитала. Таким образом, память является выразителем групповых ценностей и представлений.
В последнее время все чаще происходит использование социальной памяти, а также исторической памяти, как одного из ее видов в целях манипулирования сознанием общества.
Знать, хранить историю, а также уметь анализировать и прогнозировать – это важнейшие критерии исторической и социальной памяти.
Историческая память фиксирует в своем содержании то, что уже было, социальная память способна включить в свое содержание то, что есть, и то, что еще будет, но латентно присутствует здесь и сейчас.