Статья:

Особенности социальной памяти: результаты социологического исследования в г. Иркутске

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Сидорова А.А. Особенности социальной памяти: результаты социологического исследования в г. Иркутске // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности социальной памяти: результаты социологического исследования в г. Иркутске

Сидорова Анна Андреевна
студент, Иркутский Национальный Исследовательский Технический Университет, РФ, г. Иркутск
Сидорова Наталья Васильевна
научный руководитель, кандидат социолог. наук, доцент, Иркутский Национальный Исследовательский Технический Университет, РФ, г. Иркутск

 

Цель исследования выявить и определить уровень знаний и мнение иркутян о Нюрнбергском процессе, а также его роли в истории человечества. Указанные в анкете вопросы, проверяющие знания об исторических событиях, показывают очень разрозненные результаты, молодежь знает лишь отчасти о происходящих событиях. В последнее время все чаще происходит использование социальной памяти, а также исторической памяти, в целях манипулирования сознанием общества.

Статья посвящена вопросу сохранения и трансляции исторической памяти о Великой Отечественной войне, а также определению границ между социальной и исторической памятью.

Историческая и социальная память во многом переплетаются по смыслу, являются неотъемлемой частью социализации человека. Знать, хранить историю, а также уметь анализировать и прогнозировать – это важнейшие критерии исторической и социальной памяти.

Социальная память – это прошедшие отбор, закрепленные в общественном сознании ценности, которые определяют выбор общественного поведения. Функция социальной памяти имеет ярко выраженный мировоззренческий характер [1, с. 342].

Историческая память фиксирует в своем содержании то, что уже было, социальная память способна включить в свое содержание то, что есть, и то, что еще будет, но латентно присутствует уже здесь и сейчас.

В современном обществе большие темпы набирают такие тенденции как искажение истории, замена старого новыми ценностями, событиями, нормами. В связи с этим, цель нашего исследования – определить уровень знаний и мнения студентов о прошедших событиях. Выявить, что помнят о прошедших событиях из истории человечества студенты.

Нюрнбергский процесс – международный военный трибунал над нацистскими преступниками, проходивший в городе Нюрнберг (Германия). Суд длился около 1 года – с 20.11.1945 г. по 1.10.1946 г. На «суде истории» были осуждены 24 человека, среди них Г. Геринг, И. Риббентроп, В. Кейтель, А. Розенберг, Э. Редер, Ф. Заукель, А. Шпеер и другие известные немецкие политики, военные, активисты нацистской пропаганды, непосредственно принимавшие участие в преступлениях против всего человечества и мира.

Историческая память – это, в первую очередь, сознательное обращение к прошлому со всеми его положительными и отрицательными моментами, попытка восстановить действительность происшедших событий. Историческая память является предметом исследования историков, которые ставят цель выявить, «как, собственно, происходило» то или иное историческое событие, и философов, которые пытаются выяснить основные тенденции и смысл исторического развития, отраженные в историческом сознании.

Социологический подход к исторической памяти имеет следующую особенность: социологи, изучают восприятие истории массовым сознанием, причем безотносительно к тому, насколько укорененные в нем стереотипы соответствуют исторической реальности.

Исследование было проведено в мае 2016 года на базе ИРНИТУ. Были опрошены студенты ИРНИТУ с 1–5 курс, а также магистранты с 1–2 курс, в возрасте от 18 до 25 лет. Из них 46% мужчины и 54% женщины.

В ходе исследования было зафиксирована, в целом, устойчивость и высокий уровень значимости для студенческой молодежи II Мировой войны как события, достойного памяти. Для большинства респондентов это «Великий подвиг России, который нельзя забывать», «Скорбь по погибшим». Важность и ценность героизма и подвига россиян в Великой Отечественной войне опрошенная молодежь сомнению не подвергает. В то же время обращают на себя внимание характеристики глубины исторической памяти студенческой молодежи об этом событии. Все без исключения безошибочно назвали дату начала Великой Отечественной войны и II Мировой войны, молодежь помнит и имеет представление, о чем спрашивается в анкете и поэтому может высказать свое мнение по поводу происходящих событий.

В вопросе, «Какой приговор был вынесен подсудимым на Нюрнбергском процессе?» наблюдается снижения знания в истории, что особо актуализирует задачи сохранения и трансляции последующим поколениям достоверных знаний о II Мировой войне. Многие респонденты считаю приговор справедливым, а в некоторых случаях слишком «мягким». Такое мнение говорит о жесткой позиции в отношении к событиям, происходящим во время II Мировой войны.

В вопросе, «Из каких источников Вы узнали о Нюрнбергском процессе?» наиболее часто встречающиеся ответы: «СМИ» (34%), «школа» (38%). Именно с помощью СМИ и школы формируется конкретное знание, знание исторических событий и фактов, а также чувство патриотизма у подрастающего поколения. В вопросе «Посещаете ли вы музеи, выставки и мероприятия, посвященные ВОВ?» 56% респондентов ответили, что посещают выставки, но очень редко это говорит о низкой заинтересованности изучения истории своего государства, народа. Но при этом 80% респондентов посещают праздничные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, то есть процесс социализации, любовь к истории, знание своих «корней», лучше прививать с помощью СМИ, различных общественных, молодежных мероприятий.

Вопрос «За что трибунал предъявил обвинение руководителям Третьего рейха?», в этом вопросе 58% респондентов показали высокий уровень знаний.

«Какой приговор был вынесен подсудимым на Нюрнбергском процессе?» ставил опрашиваемых в «тупик». Лишь 2,1% от общего количества составили правильные ответы. Указав приговоры, которые были вынесены на Нюрнбергском процессе.

Следующий вопрос демонстрируют степень осведомленности о Нюрнбергском процессе: «Сколько длился Нюрнбергский процесс?». Результаты ответов говорят о высоком уровне знаний истории, 86% выбрали правильный вариант «10 месяцев».

Опрос показал, что более 60% респондентов относятся негативно к самому факту II Мировой войны, так как их родственники помнят или даже были свидетелями прошедших страшных событий военных лет. Все помнят и передают детям в рассказах о своей жизни, то есть происходит процесс воспитания, социализации современной молодежи. Это суждение подтверждают ответы на вопрос, «Какой из перечисленных праздников для Вас более важен?». 86 % ответивших отметили, что праздник День победы для них очень важен, что говорит о высоком патриотизме российской молодежи.

Вопросы анкеты, проверяющие знания об исторических событиях, показывают очень разрозненные результаты, молодежь знает лишь отчасти о происходивших событиях. К сожалению, это может привести к постепенной потери национальной памяти. Уходят в прошлое места памяти. Предметы, здания, книги, песни или географические точки: все это может исчезнуть или быть заменено новыми, ложными элементами. Не случайно на вопрос «Часто ли в настоящее время в СМИ напоминают о II Мировой войне, ВОВ, Нюрнбергском процессе?» подавляющее число, а это 88% опрашиваемых ответили, что мало освещают, не достаточно говорят и не напоминают о тех зверствах, которые совершали нацисты.

В целом исследование показало, что современная молодежь открыта и готова к получению знаний, с помощью СМИ, различных фестивалей, праздников, акций и других мероприятий. То есть процесс социализации молодежи должен проходить с помощью ее современных средств. Подавляющее большинство опрашиваемых не знают всех деталей II Мировой войны, Великой Отечественной войны и прошедшего после их окончания Нюрнбергского процесса.

Однако обращение к памяти исторического, социального прошлого является важной потребностью общества, так как в ней заключен также и большой воспитательный потенциал. Историческая память обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для их общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества в различных сферах социальной деятельности, способствует консолидации общества и сохранению его единства.

Реальная практика предоставляет различные примеры того, как социальные группы с определенными целями, ценностями и мировоззренческими подходами соревнуются в создании и продвижении их собственных версий прошлого.

Каждая группа в обществе обладает собственным символическим капиталом. Память может выступать формой трансляции этого капитала. Таким образом, память является выразителем групповых ценностей и представлений.

В последнее время все чаще происходит использование социальной памяти, а также исторической памяти, как одного из ее видов в целях манипулирования сознанием общества.

Знать, хранить историю, а также уметь анализировать и прогнозировать – это важнейшие критерии исторической и социальной памяти.

Историческая память фиксирует в своем содержании то, что уже было, социальная память способна включить в свое содержание то, что есть, и то, что еще будет, но латентно присутствует здесь и сейчас.

 

Список литературы:
1. Струк Н.М. Социальная память как социологическая проблема // Философия в Беларуси и перспективы мировой интеллектуальной культуры. – 2011. – №1. – С. 342.