Условия труда учителя в сельской школе (На основании разведывательного исследования)
Секция: Социология
XXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Условия труда учителя в сельской школе (На основании разведывательного исследования)
Сегодня российская система образования переживает период реформирования: появляются новые типы школ, предметы, методы обучения, образовательная среда становится все более альтернативной, предпринимаются попытки создания единого образовательного пространства во всем государстве. Но, несмотря на активность в этой сфере, условия труда в сельских школах по-прежнему находятся в кризисной ситуации. [1, с. 231] При этом сельские школы существенно отличаются от городских школ. Эти различия обусловлены спецификой сельского социума, различным социальным составом учащихся, объемом доступной информации, малочисленностью классов, географическим положением и т.д. Рассмотрим особенности сельских школ более подробно.
Первой и самой главной особенностью является сельский социум. Он наиболее открытый нежели городской. Его субъекты менее обособлены друг от друга. Педагог подвержен постоянному социальному контролю. Он должен воспитывать на личном примере, с особой ответственностью относится к общественному мнению. На селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования населения, общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии способностей, знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. Контингент школы состоит в основном из детей, не посещавших дошкольные учреждения. И довольно часто это дети из малообеспеченных, социально неблагополучных семей.
В сельской школе преобладает малочисленность классов, что приводит к индивидуализации обучения. Именно это требует применения специальных образовательных методик, которые на данный момент не разработаны в полной мере.[ 1, с. 232]
Объективными факторами успешного обучения и воспитания детей в школе является ее географическое положение. Наличие сельскохозяйственной среды и близость к природе позволяет осознать связь обучения с жизнью. Ученики имеют возможность узнать о видах сельскохозяйственного производства и жизни сельских тружеников на конкретных примерах. Близость к природе и организация непосредственного общения с ней, способствует приобретению сельскими школьниками более полной и осознанной системы естественнонаучных знаний, способствует формированию экологических культов, воспитывает уважение к окружающему миру. Личные подсобные хозяйства и приусадебные участки, учебно-экспериментальные площадки при школе способствуют вовлечению сельских школьников с раннего возраста в процесс трудовой деятельности. Это сказывается не только на трудовом воспитании, но и на физическом развитии и двигательной активности.
Школа в сельской местности является единственным учреждением, способным удовлетворить социально-культурные потребности жителей. В селе нет спортивных и музыкальных школ. Вся не учебная деятельность учащихся проводится под руководством и силами самих учителей. Именно от школы семья ожидает помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей и интересов. Многие дети подвергаются социальному риску. Вся ответственность за судьбу этих детей ложится на плечи педагогов, которые зачастую не имеют достаточной квалификации для решения подобных задач. [1, с. 232]
Сельский учитель должен владеть современными компьютерными технологиями, Интернет-технологиями и активно использовать их в своей педагогической практике, а сельская школа недостаточно оснащена компьютерной, проекционной и телекоммуникационной техникой. Из-за этих затруднений, и часто отсутствия постоянной возможности выхода в Интернет, учитель не может своевременно знакомится с различными методическими новациями. Это оказывает существенное влияние на его самообразование.
Педагогический коллектив сельской школы невелик, что создает благоприятные возможности для создания сотрудничества между учителями и родителями. Чаще всего в сельской школе царит атмосфера доверия друг к другу, дух взаимного уважения, взаимопонимания. Это обусловлено общностью интересов, как в самой школе, так и за ее пределами.
Несмотря на это, при проведенном нами опросе ,учителя утверждают что, выпускники сельских школ показывают высокие результаты на областных и региональных олимпиадах, получают высокие баллы на ЕГЭ и поступают в престижные вузы нашей страны.
На основании опубликованных работ мы выделили наиболее важные характеристики современной сельской школы и пришли к выводу, что в системе образования существует ряд проблем, требующих от педагогических коллективов разработки оригинальных социокультурных моделей, жизнеспособных вариантов самоорганизации и саморазвития народного образования в сельской местности. Представленные данные современных исследователей по проблемам сельской школы, показывают неприглядную картину положения сельского учителя. Это актуально и для сельских школ Воронежской области. Поэтому практическая часть нашего исследования была посвящена изучению условий труда сельского учителя по различным направлениям педагогической деятельности. Нами были разработана анкета, и были опрошены 70 педагогов со стажем работы 10 и более лет.
Анализируя полученные данные нашего анкетирования, были выявлены насущные проблемы, которые очень волнуют сельских педагогов. Основными из них являются низкая заработная плата, плохая оснащенность кабинетов, большая учебная нагрузка, большая отчетность и это лишь малая часть. С полным перечнем вы можете ознакомиться в диаграмме 1.
Рисунок 1. Диаграмма 1
При составлении анкеты, мы также уделили внимание наиболее значимым аспектам педагогической деятельности и выявили, что для педагогов самым важным считается наличие: благоприятных условий труда (30,9 %), наличие дружного коллектива (22,2 %), и возможности для реализации творческих способностей (16 %). Стоит заметить, что педагоги у которых учебная нагрузка составляет более одной ставки, выделяют наиболее важным аспектом - высокий уровень заработной платы ( 20,6 %)
Анкетирование показало, что только 30% опрошенных учителей довольны оснащенностью кабинетов ТСО и различными материалами. В своей работе педагоги испытывают трудности при общении с родителями (23,5%), составлении календарно-тематического планирования (18,7), проведение внеклассных мероприятий (15,8%) и это лишь малая часть проблем с которыми может столкнуться педагог в своей работе. Более подробные данные представлены в диаграмме 2.
Рисунок 2. Диаграмма 2
Несмотря на все сложности в образовательном процессе, большинство учителей утверждают, что они удовлетворены своей работой. Однако только 21,7 % учителей отмечают присутствие всех необходимых условий для профессионального роста и развития творчества учителя.
В результате анализа анкет было выявлено, что учителю ежедневно приходиться заполнять множество документов. Объём данной работы представлен в диаграмме 3.
Рисунок 3. Диаграмма 3
Наличие высокой отчетности приводит к нехватке времени на полноценную подготовку к уроку и чрезмерному переутомлению.
Таким образом, в рамках современных требований реализации ФГОС условия труда сельского учителя отстают по всем направлениям. Слабая материально техническая база. Во многих классах из оборудования мел и доска. А плохая оснащенность кабинетов оказывает негативное влияние на реализацию учено-воспитательного процесса. Все высказанные нашими учителями проблемы отвлекают от главного процесса - обучения и воспитания подрастающего поколения. Перечень проводимых воспитательных мероприятий велик, поэтому приведем только некоторые. Ежегодно, на регулярной основе, проводятся такие мероприятия как: 1 сентября–День знаний, День пожилого человека, День учителя, День народного единства, День матери, Новогодний утренник, 23 февраля, 8 марта, День победы- 9 мая, Последний звонок. Все это сопровождается тщательной подготовкой детей с привлечением иногда родителей, что повышает интенсивность труда учителя на селе. И все же, несмотря на все изложенное, сельские учителя нашей области с энтузиазмом и любовью относятся к своему тяжелому труду - это отмечают 95% всех опрошенных. Вместе с тем, в беседах с учителями мы убедились, что сельская школа продолжает играть интегрирующую роль социальной и производственной жизни села, а также выполняет роль селообразующего фактора и социокультурного центра.