Использование концепции корпоративной социальной ответственности в fashion-компаниях , на примере корпорации SELA.
Секция: Социология
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Использование концепции корпоративной социальной ответственности в fashion-компаниях , на примере корпорации SELA.
Социальная активность людей в нашей стране находится на низком уровне относительно других стран. Люди становятся все более равнодушными, поглощенными рутиной и своими проблемами. Сложно представить, что каждого из нас заботят проблемы друг друга; каждый выкидывает обертки в урну; каждый вовлечен в преодоление проблем безработицы или низкого уровня жизни в стране. Для увеличения значимости социальной ответственности у людей необходимы масштабные действия и верно смоделированные ситуации, которые «разбудят» неравнодушное отношение к происходящему вокруг. На помощь приходят корпорации, которые могут постепенно решить эту проблему и одновременно развивают позитивные взаимоотношения между собой и обществом.
С начала ХХ века в политической, экономической социальной сферах складывались определенные тенденции, которые побуждают корпорации к социально ответственным действиям. Среди них:
1. движение общественников, выступающих за ответственность бизнеса перед общественностью;
2. критика безответственного ведения бизнеса и отказ пользоваться услугами и продуктами таких компаний;
3. активизация профсоюзных движений, а также движений в защиту прав потребителей;
4. введение ужесточающих норм в трудовое и экологическое законодательство, предусматривающих более серьёзные санкции за нарушение условий труда и нанесение вреда окружающей среде.
Выполнения определенных обязательств перед обществом называется корпоративной социальной ответственностью (КСО). Международная организация по стандартизации (ИСО) подчеркивает, что взаимосвязь между обществом и окружающей средой, в которой работают компании, является «решающим фактором в их способности продолжать эффективное существование, а также все чаще используется в качестве показателя их общей эффективности.»
Социальная ответственность компаний возникает там, где бизнес балансирует между активностью, приносящей прибыль компании, и активностью, делающей для общества что-то важное, полезное и доброе.
Еще некоторое время назад понятие «корпоративная социальная ответственность» (КСО) в первую очередь ассоциировалось с корпоративной филантропией. Теперь же КСО стала важнейшей частью долгосрочной стратегии любой крупной компании. Потребители все больше внимания проявляют к производителю товаров, а сотрудники хотят, чтобы цели и ценности компании совпадали с их собственными.
Социальная ответственность означает, что люди и компании должны объединяться и действовать в интересах своей сферы и общества в целом. Многие компании, такие как «зеленые» политики, сделали социальную ответственность неотъемлемой частью своих бизнес-моделей.
Социальная ответственность более эффективна, когда компания создает мероприятия на добровольной основе. В отличие от того, если бы правительство требовало это посредством регулирования и принуждения. Социальная ответственность повышает моральный дух компании. Компания таким образом вовлекает своих сотрудников, партнеров в свою социальную деятельность.
Корпорации, которые пытаются уклоняться от КСО, как правило, в развитых странах не имеют перспективы успешного развития, не обладают необходимым имиджем, не пользуются повышенным спросом товары и услуги, производимые такими корпорациями.
Казалось бы, КСО в России может развиваться достаточно быстро, потому есть возможность опираться на зарубежный опыт построения данной системы. Но эксперты признают, что существующие международные стандарты и подходы к развитию КСО с огромным трудом приживаются на почве российского бизнеса. Есть несколько основных причин низкой вовлеченности в КСО в нашей стране:
1. Социальная активность российской общественности в целом остается на низком уровне, поэтому давление на компании со стороны гражданского общества практически отсутствует.
2. Роль государства и государственных чиновников является крайне высокой. Компании на российской рынке сталкиваются с давлением со стороны государства или местных властей. Поэтому корпоративно социальная ответственность в РФ зачастую воспринимается бизнесом как балласт, расходы на который необходимо минимизировать. И такие мероприятия являются низкоэффективными.
Однако можно точно считать, что КСО в России проходит этап становления. Учитывая зарубежный опыт, происходит формирование и редактирование собственной, отечественной модели корпоративной социальной ответственности.
Условно выделить несколько основных направлений, в которых реализуются усилия компаний:
a) экология и муниципальное обустройство;
b) образование;
c) дети и все, что с ними связано (мероприятия, образовательные
программы и проч.);
d) благотворительность;
e) реализация обще-социальных проектов с властными структурами;
f) спорт;
g) разные форматы внутреннего КСО.
Мы попробуем рассмотреть ведение социально ответственного бизнеса в России на примере корпорации SELA.
Корпорация SELA основана в 1991 году. Компания является одним из крупнейших fashion-ритейлеров. SELA создает одежду в стиле casual и строго действует по этой направленности до сих пор. Представительства и представители бренда находятся не только на всей территории России, но и в Израиле, Беларуси, Украине, Казахстане, Грузии, Молдове, Армении. А производство в основном находится на территории России, Китая и Бангладеша. Но также есть выходы и на другие фабрики со срочным пошивом одежды, как это и бывает в любых компаниях массового бренда. SELA - массовый бренд, но его отличает от многих -его семейная ориентированность и то, что он существует уже более 25 лет. Компания относится к среднему ценовому сегменту и ориентирована на среднестатистическую семью. Стоит в ряду с такими фэшн-брендами как: Befree, Gloria Jeans, Incity, Ostin, Motive, Modis, частично Zara, Mango и H&M. Философия бренда заключается в том, чтобы проявлять уважение к покупателю от самого малого (в товаре, доступных ценах, обслуживании и во всей атмосфере компании) до самого большого - четкое следование ценностям (единение всех членов команды, положительные качества личности, добросовестные намерения во взаимоотношениях между людьми). Бренд нацелен на людей с общепринятыми ценностями, и сама компания руководствуется такими принципами, что главное - это люди, отношения с покупателями, партнерами, командой. Для SELA большую роль играют традиции и уважение, которое проявляется от самого малого до всей атмосферы ритейла.
Компания SELA интегрирует принципы устойчивого развития в своем бизнесе. Рассмотрим подробнее каждый из них.
1. Сохранение природной среды. В компании следят за экологией своего производства и используют натуральные материалы. Образ компании, неравнодушной к проблемам окружающей среды, помогает также инициировать свои внутрикорпоративные активности, позитивно влияющие на экологию. Например, SELA сотрудничает с eco-friendly фабриками, которые тщательно следят за соблюдением норм экологичного производства. Также В офисе мы установлен контейнер для сбора батареек. Ведь каждая батарейка может загрязнить тяжелыми металлами до 20 кв. метров земли. Поэтому все сотрудники могут сдать батарейки в офисе, а не искать специальные пункты сдачи и везти их туда. SELA обратила внимание своего офиса на то, что избавляясь от ненужной бумаги - 1 тонны макулатуры, прибавляет 20.000 литров воды и очищает атмосферу на 1700кг углекислого газа. Поэтому офисе также установлены специальные контейнеры для сбора макулатуры.
2. Принцип осознанного потребления. Самой показательной является акции SELA и Charity Shop. В течение всего 2017 года ходе данной акции покупателям предлагалось сдать ненужную одежду и взамен получить купон на скидку при покупке новой коллекции SELA. В данной активности были задействованы все магазины Москвы (около 50) и Санкт-Петербурга (около 30). Результатами работы стало - 2 тонны собранных вещей. Часть из них отправилась на переработку - из них делают коврики, остальную часть раздали малоимущим.
3. Принцип "думать глобально – действовать локально». Это означает, что SELA заботят брошенные дети, малоимущие семьи. Поэтому компания старается участвовать и создавать как можно больше специальных проектов, направленных на поддержание таких семей. В SELA по всей Москве и МО можно расплатиться социальным сертификатом Правительства Москвы, которые выдаются с 2015 года малоимущим семьям. На специальную карту начисляют специальные баллы, которые можно "обменять" только на детские товары.
SELA стала партнером социального конкурса «Успешная мама», а также запустила проект совместно с мастерской «Мамы сами». Все сотрудники мастерской – это мамы, которым мы даем возможность совмещать работу и заботу о детях.
Специально для акции разработан эксклюзивный дизайн эко-сумок, которые будут продавались в магазинах SELA. Вся прибыль мастерской использовалась для реализации социального образовательного проекта для мам.
Глобальная проект Kid-Friendly, символом которого является дружелюбный мишка, направлен на то, чтобы магазины открыть двери для родителей с детьми, когда им потребуется небольшая помощь. К проекту присоединились: Центральный Детский Мир на Лубянке, Imaginarium, Mamas&Papas, Cookhouse, I love running, «ДаблБи», Correas, «Пальчики», «Шоколадница», ELC, «АндерСон», «Инвитро». Компания SELA видит свою цель в том, чтобы стать самой клиентоориентированной в своем сегменте, поэтому с большим энтузиазмом отнеслась к проекту Kid-Friendly. В магазинах, оформленных в новом концепте, уже есть детские зоны с мебелью, раскрасками и плазмой с мультфильмами. Во всех остальных магазинах – возможность попить воды и «помыть руки». Участие в данном проекте направлено на то, чтобы дети вместе со своими родителями чувствовали себя легко и свободно в городе и не испытывали при этом никаких неудобств.
SELA принимает участие во всероссийской акции всеобщей благодарности, организованной Рыбаков Фондом. С 1 января акция запустится во всех магазинах SELA, где можно приобрести открытку «Благодарю» по специальной цене 5 рублей (на почте она стоит 25 руб). Чтобы выразить благодарность даже спустя годы, достаточно просто заполнить открытку и передать нужному адресату, либо оставить в SELA, и компания передаст ее в фонд, который сам доставит открытку до адресата.
Из проведенного анализа примеров роли корпоративной социальной ответственности в компании SELA можно сделать вывод, что ответственность бизнеса перед обществом на территориях его присутствия – это обязательная в современных условиях модель поведения компаний, настроенных на долгое существование.
Социальная ответственность бизнеса всячески поддерживается государством и, конечно же, местным населением, так что такая практика помогает наладить эффективный диалог в среде «бизнес – власть – гражданское общество».
Во времена всестороннего стимулирования инициативности жителей «отмашка» бизнеса от существующих проблем может стоить ему как репутации, так и капитала.