Статья:

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Шевченко У.И. МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(54). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/9(54).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Шевченко Ульяна Ивановна
магистрант, Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

С 2019 года Федеральной службой по труду и занятости при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации реализуется федеральный проект «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», одним из ключевых мероприятий которого является модернизация центров занятости населения в регионах.

Как сообщил руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций, главная цель проекта – преобразовать привычные всем центры занятости населения в современные и функциональные кадровые центры; к 2025 году запланировано вовлечь в этот процесс все субъекты Российской Федерации» [1].

Региональная часть национального проекта «Демография» включает в себя мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры занятости, внедрение организационных и технологических инноваций с использованием цифровых и платформенных решений.

Потребность в качественных трудовых ресурсах, владеющих технологиями цифровой трансформации, возросшие ожидания граждан от органов службы занятости, качества их услуг и сервисов – стали определяющими в необходимости проведения модернизации.

Тюменская область стала «пилотным» субъектом, одним из первых, вошедших в программу реализации мероприятий по модернизации службы занятости.

К августу 2022 года в рамках реализации федерального проекта осуществлена модернизация 3 из 22 центров занятости населения региона: в г. Ишиме и Ишимском районе, г. Тобольске и Тобольском районе, г. Тюмени и Тюменском районе.

Все они были преобразованы в центр занятости нового уровня — Кадровый центр под брендом «Работа России».

Модернизация региональных центров занятости населения осуществлялась в соответствии с Едиными требованиями к организации деятельности органов службы занятости, утвержденными приказом Минтруда России от 29.04.2019 №302 «Об утверждении Единых требований к организации деятельности органов службы занятости» и в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».

Мероприятия проекта предполагали отказ от устаревших подходов к трудоустройству граждан и оказание им максимально возможной индивидуальной помощи в поиске работы. «От оказания услуг к решению проблем» – главный девиз произошедших изменений.

В рамках проекта были созданы модельные отделы занятости населения нового типа, предоставляющие комплексные услуги в сфере занятости и соответствующие единым федеральным стандартам, отвечающим современным потребностям работодателей и соискателей.

Так, в работу центров занятости внедрены жизненные и бизнес-ситуации, направленные на комплексное решение проблем целевых категорий получателей: граждане, имеющие несовершеннолетних детей, подростки с 14 до 18 лет, предприятия с сезонной занятостью и т.д. [2].

Для повышения качества и доступности услуг Кадровых центров проведены работы по капитальному ремонту помещения. Выделены функциональные зоны в соответствии с Едиными требованиями, обеспечены требования доступной среды для маломобильных групп населения.

С целью оснащения рабочих мест Кадровых центров приобретена необходимая офисная техника, в том числе оборудование для оснащения конференц-зала, система кондиционирования воздуха, офисная мебель, приобретено оборудование IP-телефонии, электронной очереди и интерактивной панели.

Для оценки качества предоставления государственных услуг рабочие места оборудованы сенсорными устройствами, установлена техника для аудиовизуального контроля процесса оказания услуг.

В рамках мероприятия по внедрению фирменного стиля оформления центров занятости изготовлена полиграфическая продукция с использованием фирменного стиля бренда «Работа России», предназначенная для информирования граждан и работодателей об услугах службы занятости.

Установлена наружная (уличная) и внутренняя навигация, таблички и вывески. Работники Кадровых центров обеспечены униформой.

Все специалисты Кадровых центров, предоставляющие государственные услуги, прошли обучение, организованное «ВНИИ труда» Минтруда России, по трем модулям: «Современные требования к деятельности органов службы занятости населения, подходы в рамках новой модели», «Формирование эффективной системы взаимодействия с гражданами», «Формирование эффективной системы взаимодействия с работодателями». Обучение проводилось в два этапа: дистанционно и очно с выездом преподавателей.

Кроме того, Федеральным центром компетенций проведено обучение работников Кадровых центров по темам «бережливого производства» в дистанционном формате. Разработаны технологические схемы предоставления услуг с учетом жизненных ситуаций граждан и бизнес-ситуаций работодателей.

К примеру, в рамках жизненной ситуации «Содействие самозанятости граждан с применением налога на профессиональный доход», реализуемой в Кадровом центре по г. Ишиму и Ишимскому району, специалисты осуществляют регистрацию граждан на интернет-ресурсах, консультирование по правовым вопросам, информирование о применении особого налогового режима и другие услуги.

При обращении граждан в рамках жизненной ситуации «Содействие занятости граждан в рамках социального контракта» специалисты центра информируют о социальном контракте и порядке его заключения в целях преодоления трудной жизненной ситуации, осуществляют поиск вакансий для соискателя на сайте партнера (HeadHunter), оказывают другие классические и новые услуги в сфере занятости населения, взаимодействие с территориальными органами социальной защиты при этом происходит с использованием системы межведомственного взаимодействия без участия гражданина.

В рамках бизнес-ситуации, реализуемой в Кадровом центре по г. Тобольску и Тобольскому району, «Комплексное кадровое обеспечение потребности работодателей в персонале» работники Кадрового центра оказывают помощь работодателям в составлении полного описания вакансии, требованиям к кандидатам. Проведение первичного собеседования с работодателем осуществляется, преимущественно, посредством видеосвязи. Для этого в Кадровом центре также оборудованы функциональные зоны.

При обращении работодателя в рамках бизнес-ситуации «Исполнение работодателем законодательства о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет», реализуемой в Кадровом центре по г. Тюмени и Тюменскому району, специалисты информируют работодателей о порядке квотирования рабочих мест для несовершеннолетних граждан, проводят собеседования с соискателями, консультируют работодателей по вопросам особенностей трудового законодательства при трудоустройстве несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, оказывают работодателю необходимую методическую поддержку.

Осуществление консультантами Кадровых центров функций куратора клиента и индивидуальное сопровождение граждан и работодателей являются обязательными условиями во всех комплексах жизненных и бизнес-ситуаций.

По итогам реализации мероприятий в 2021 году достигнуты следующие показатели эффективности:

- доля соискателей - получателей услуг по подбору вакансий центров занятости населения, в которых реализованы пилотные проекты, удовлетворенных полученными услугами, в 2019 году составила 68,4% при плановом значении 65%;

- доля работодателей - получателей услуг по подбору работников центров занятости населения, в которых реализованы пилотные проекты, удовлетворенных полученными услугами, составила 69,5% при плановом значении 65%.

Также Кадровыми центрами достигнуты относительно высокие значения ключевых показателей деятельности органов службы занятости населения.

Уровень регистрируемой безработицы на рынке труда в рассматриваемых территориях на конец 201 года составил от 0,28% до 0,34% при среднеобластном значении — 0,59%, результативный выход из безработицы — от 50,3% до 53% (в среднем по области — 46,7%) [3].

Финансирование мероприятий осуществлялось из средств федерального и регионального бюджетов в соотношении 30% и 60% соответственно.

Применение новых подходов и форм к оказанию государственных услуг гражданам и работодателям способствовало привлечению к сотрудничеству со службой занятости крупных работодателей, что в свою очередь вызывает заинтересованность в сотрудничестве граждан.

Новый подход к деятельности государственной службы занятости позволит перейти на новый уровень — с биржи труда, где царит формальный подход к поиску работы и отсутствует заинтересованность в проблемах обратившихся людей, платят маленькое пособие по безработице и не предлагают достойную работу, где состоят на учете только потерявшие надежду трудоустроиться люди, к современному кадровому центру, осуществляющему свою деятельность в соответствии с современными стандартами, где действительно решают проблему трудоустройства и подбора сотрудников, применяя при этом индивидуальный подход к каждому клиенту.

Для того, чтобы данный стандарт работы государственной службы занятости Тюменской области был доступен для всех граждан региона, реализация мероприятий по модернизации будет продолжено в остальных отделениях службы занятости населения региона.

 

Список литературы:
1. Герций Ю.Р. (2021) Интервью // Национальные проекты России: сайт. – URL: http:// https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/ekspert-v-tsentr-zanyatosti-dolzhny-prikhodit-za-realnoy-pomoshchyu-a-ne-ot-bezyskhodnosti  (дата обращения: 25.08.2022).
2. Об утверждении Единых требований к организации деятельности органов службы занятости» и в рамках реализации федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография»: приказ Минтруда России от 29.04.2019 №302 // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант». - URL: http://www.consultant.ru/.
3. Статистический сборник «Регионы России. Социально экономические показатели», 2018 — 2021. Федеральная Служба Государственной Статистики. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.gks.ru/.