История физкультурного комплекса ГТО в современных исследованиях
Секция: Социология
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
История физкультурного комплекса ГТО в современных исследованиях
Показаны различные ракурсы исследования истории физкультурного комплекса ГТО. Раскрыто восприятие его вклада в развитие страны.
Развитие физической культуры и спорта служит важнейшим инструментом реализации стратегий социального развития, так как они способствуют формированию здорового гармонично развитого общества, повышению качества рабочей силы, а также увеличению продолжительности жизни и снижению смертности населения страны. Физическая культура и спорт представляются в настоящее время весьма значимым сектором глобальной экономики, оказывающим масштабное влияние на общественно-политическую жизнь страны и общества в целом, а также способствующим укреплению ее экономического потенциала. В связи с вышеизложенными фактами особенно важным представляется формирование единого комплекса по поддержанию здоровья нации, направленного на вовлеченность в физическую культуру и спорт всех категорий граждан. Именно таким универсальным комплексом представляется в настоящее время комплекс «Готов к труду и обороне», существовавший в СССР и возрождаемый в настоящее время.
При этом возрождении необходимо учитывать, что зачастую разработка какой-либо научной проблемы или даже научного направления зависит от «господствовавших на том или ином этапе истории политических ориентиров, специфики процессов социокультурной модернизации российского общества» [10, с. 90]. Уже стало привычным, что новая или обновленная власть подменяет «постижение и осознание уроков прошлого дежурной работой над ошибками, часто придуманными ею самой» [10, с.90]. Для того, чтобы учесть накопленный опыт реализации норм ГТО в СССР, необходимо осмыслить существующие к настоящему времени характеристики и оценки специалистов.
Известно, что система ГТО действовала в СССР в течение 60 лет, начиная с 1931 г. Основное содержание комплекса ГТО было ориентировано на качественную физическую подготовку миллионов советских граждан. Она была направлена на дальнейшее повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности советского народа, в первую очередь молодого поколения.
В настоящее время специалисты подчеркивают, что успех в реализации социально-воспитательного потенциала физкультурного комплекса ГТО во многом был обусловлен органической связью этого комплекса «с жизненно значимыми для каждого гражданина задачами дальнейшего развития страны» и четкой установкой государственной власти на воспитание «типа личности, который отвечал бы требованиям и вызовам жизни» [6]. Реализацию этих установок обеспечивало немаловажные обстоятельство – единство власти и общества, благодаря которому «комплекс ГТО изначально был пропитан пафосом гражданственности, социальной активности людей» [5, с.41].
По мере того как комплекс ГТО, введенный в 1931году, становился общенародным делом, в него вносились коррективы и поправки. Их делали 10 раз: в 1932, 1934, 1939, 1947, 1955, 1959, 1966, 1972, 1985, 1988 годах. В то же время не все эти изменения носили фундаментальный характер. Ю.Ф. Курамшин, автор известного учебника «Теория и методика физической культуры», к основополагающим изменениям относит лишь то, что сделано в 1939 и 1972 году [8].
Современные публикации о комплексе ГТО, основанные на анализе источников 30-х гг. ХХ в., раскрыли важные целевые ориентиры первых двух комплексов ГТО в СССР. Основные качества значкиста ГТО в 30-е годы ХХ в., по их выводам, «соответствовали представлениям теоретиков физической культуры 30-х годов ХХ века об основных психофизических качествах человека» [7]. Набор этих качеств таков: быстрота, выносливость, сила и ловкость. Г.Н.Козлова, В.Л.Скитневский и Н.Н.Голубев акцентировали внимание на характеристике процедуры подготовки изменений в первом комплексе ГТО. Для разработки проекта государственная власть создала комиссию из ведущих специалистов и научных работников по физической культуре и спорту. Проект обсуждали на собраниях комсомольского и физкультурного актива, вносили поправки в «Положения» и нормативы. Сам процесс модернизации первого физкультурного комплекса ГТО начался по личному указанию В.М.Молотова. Система норм и оценок комплекса ГТО рассматривалась как дело государственной важности, а не личное дело каждого.
Ю.Ф.Курамшин и Р.М.Гадельшин, в ходе исторического анализа возникновения и развития нормативных требований комплекса ГТО для студенческой молодежи, сосредоточились лишь на внутренних факторах, которые объективно модернизировали комплекс ГТО. Так, они пишеут: «со временем начинают выявляться существенные недостатки в организации практической работы по комплексу ГТО, которые отрицательно сказались на развитии физической культуры и спорта в стране. Система физкультурно-спортивной работы стала подменяться сдачей норм и стала носить компанейский, формальный характер. Планирование подготовки значкистов сверху приводило к многочисленным фактом приписок» [8]. На роль социокультурных факторов обращают внимание Г.Н.Козлова и С.В.Кочетов, подчеркивая следующее: «важно уяснить социальную природу комплекса, учесть его органическую вписанность в социально-экономические основы советского образа жизни, его ценности и приоритеты. Вне этого контекста даже сугубо физическая подготовка учащейся молодежи и граждан страны в целом окажется искусственно усеченной»[5, с.39–40]
В 1932 г. была введена вторая ступень комплекса ГТО с более высокими требованиями по 25 нормам. В 1934 г. специально для школьников разработали комплекс «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Во второй половине 1930-х гг. работа по составлению контрольных цифр сдачи норм ГТО была скорректирована. Были созданы новые спортивные общества в дополнение к имеющимся «Динамо» и «Спартак», одним из направлений деятельности которых стала организация работы по сдаче норм ГТО и БГТО. Вместо разверстки сверху прием контрольных цифр стал производиться на собраниях коллективов физкультурников в порядке самообязательств. Но вскоре от этой практики пришлось отказаться. К началу 1940-х гг. комплекс ГТО стал важной частью системы советского физического воспитания. Помимо главной задачи – укрепления здоровья трудящихся, как показывает А.А.Стряпихина, от ГТО были эффекты в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с вредными привычками, укрепление трудовой и общественной дисциплины, воспитательной работе "[11, с. 167].
Приближение комплекса ГТО к требованиям военного времени выразилось в дополнениях. В комплекс ГТО, вступивший в действие 1 апреля 1940 года, по данным Т.В.Долматовой и Е.И.Петровой, были включены: изучение материальной части винтовки, знание топографии, оказание санитарной помощи и другие требования [4, с. 32].
Официально цели этого комплекса были, как показали Г.Н.Козлова, В.Л.Скитневский и Н.Н.Голубев, определены следующим образом:
· -всесторонне физически воспитать трудящихся – воспитать здоровых, отважных и жизнерадостных патриотов социалистической Родины, готовых по первому зову партии и правительства защищать свою страну от покушений врагов;
· содействовать усвоению физкультурниками государственных задач советского физкультурного движения;
· вооружить физкультурников спортивной техникой, техникой специальных военно-прикладных упражнений и гигиеническими знаниями и навыками;
· привить трудящимся интерес к физической культуре и спорту и регулярной тренировке, поддержанию высокого уровня готовности к труду и обороне[7].
То есть, комплекс ГТО еще в предвоенное время стал одним из действенных средств начальной подготовки сильных, смелых, выносливых и закалённых людей для нужд Родины.
В годы Великой Отечественной войны, как показывает И.Ф.Лифанова, в стране продолжали проводить соревнования общесоюзного масштаба, которые способствовали укреплению дисциплины, выносливости, помогали объединить людей и на некоторое время забыть о тяготах военного времени[9].
В 1950–1960-е гг. коллективом преподавателей Государственного центрального института физической культуры им. И. В. Сталина были выпущены специализированные пособия, посвященные организации и проведению соревнований по нормам ГТО:
· «ГТО в школе» (1956);
· «ГТО в коллективе физической культуры» (1956, 1961) и др.
В последующие десятилетия значение ГТО еще более возросло. Как показывают М.М.Бариев, Р.А.Юсупов. М.М.Ермолаев, начало Холодной войны, серьезное идеологическое противостояние с западными странами и США требовали от СССР нахождения в постоянной готовности к военному конфликту. Физическое воспитание в СССР являлось важным инструментом военно-патриотического воспитания и подготовки населения к чрезвычайным ситуациям. Кроме того, Советский Союз позиционировал себя как социальное государство, поэтому через реализацию ГТО государственная власть осуществляла такие функции как совершенствование условий, образа и качества жизни людей; создание необходимых условий для жизнедеятельности; создание в обществе благоприятного социального климата [1, с. 27].
В 1972 г. вышло новое постановление о ГТО, его приоритетная задача – привлечение к занятиям физической культурой не столько школьников и студентов (что уже было неплохо выполнено), но и прежде всего представителей старших возрастных групп. Усовершенствованный комплекс был создан по возрастному принципу, охватывал население от 10 до 60 лет и включал пять ступеней: I – «Смелые и ловкие» ‒ для мальчиков и девочек 10–11 и 12–13 лет; II – «Спортивная смена» – для подростков 14–15 лет; III – «Сила и мужество» – для юношей и девушек 16–18 лет; IV – «Физическое совершенство» – для мужчин 19–39 лет (с двумя возрастными группами 19–28 и 29–39 лет) и женщин 19–34 лет (с двумя возрастными группами 19–28 и 29–34 лет); V – «Бодрость и здоровье» ‒ для мужчин 40–60 лет (с двумя возрастными группами 40–49 и 50–60 лет) и женщин 35–55 лет (с двумя возрастными группами 35–44 и 45–55 лет).
В целом же физкультурный комплекс ГТО способствовал усилению интереса советской молодежи к физической культуре и спорту. Не случайно в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта в России ХХI века, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения и введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [12].