Статья:

История физкультурного комплекса ГТО в современных исследованиях

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Мушникова Л.А., Князева А.с. История физкультурного комплекса ГТО в современных исследованиях // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

История физкультурного комплекса ГТО в современных исследованиях

Мушникова Любовь Александровна
студент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Миниский университет), РФ, г. Нижний Новгород
Князева Анастасия сергеевна
студент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Миниский университет), РФ, г. Нижний Новгород

 

Показаны различные ракурсы исследования истории физкультурного комплекса ГТО. Раскрыто восприятие его вклада в развитие страны.

Развитие физической культуры и спорта служит важнейшим инструментом реализации стратегий социального развития, так как они способствуют формированию здорового гармонично развитого общества, повышению качества рабочей силы, а также увеличению продолжительности жизни и снижению смертности населения страны. Физическая культура и спорт представляются в настоящее время весьма значимым сектором глобальной экономики, оказывающим масштабное влияние на общественно-политическую жизнь страны и общества в целом, а также способствующим укреплению ее экономического потенциала. В связи с вышеизложенными фактами особенно важным представляется формирование единого комплекса по поддержанию здоровья нации, направленного на вовлеченность в физическую культуру и спорт всех категорий граждан. Именно таким универсальным комплексом представляется в настоящее время комплекс «Готов к труду и обороне», существовавший в СССР и возрождаемый в настоящее время.

При этом возрождении необходимо учитывать, что зачастую разработка какой-либо научной проблемы или даже научного направления зависит от «господствовавших на том или ином этапе истории политических ориентиров, специфики процессов социокультурной модернизации российского общества» [10, с. 90]. Уже стало привычным, что новая или обновленная власть подменяет «постижение и осознание уроков прошлого дежурной работой над ошибками, часто придуманными ею самой» [10, с.90]. Для того, чтобы учесть накопленный опыт реализации норм ГТО в СССР, необходимо осмыслить существующие к настоящему времени характеристики и оценки специалистов.

Известно, что система ГТО действовала в СССР в течение 60 лет, начиная с 1931 г. Основное содержание комплекса ГТО было ориентировано на качественную физическую подготовку миллионов советских граждан. Она была направлена на дальнейшее повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности советского народа, в первую очередь молодого поколения.

В настоящее время специалисты подчеркивают, что успех в реализации социально-воспитательного потенциала физкультурного комплекса ГТО во многом был обусловлен органической связью этого комплекса «с жизненно значимыми для каждого гражданина задачами дальнейшего развития страны» и четкой установкой государственной власти на воспитание «типа личности, который отвечал бы требованиям и вызовам жизни» [6]. Реализацию этих установок обеспечивало немаловажные обстоятельство – единство власти и общества, благодаря которому «комплекс ГТО изначально был пропитан пафосом гражданственности, социальной активности людей» [5, с.41].

По мере того как комплекс ГТО, введенный в 1931году, становился общенародным делом, в него вносились коррективы и поправки. Их делали 10 раз: в 1932, 1934, 1939, 1947, 1955, 1959, 1966, 1972, 1985, 1988 годах. В то же время не все эти изменения носили фундаментальный характер. Ю.Ф. Курамшин, автор известного учебника «Теория и методика физической культуры», к основополагающим изменениям относит лишь то, что сделано в 1939 и 1972 году [8].

Современные публикации о комплексе ГТО, основанные на анализе источников 30-х гг. ХХ в., раскрыли важные целевые ориентиры первых двух комплексов ГТО в СССР. Основные качества значкиста ГТО в 30-е годы ХХ в., по их выводам, «соответствовали представлениям теоретиков физической культуры 30-х годов ХХ века об основных психофизических качествах человека» [7]. Набор этих качеств таков: быстрота, выносливость, сила и ловкость. Г.Н.Козлова, В.Л.Скитневский и Н.Н.Голубев акцентировали внимание на характеристике процедуры подготовки изменений в первом комплексе ГТО. Для разработки проекта государственная власть создала комиссию из ведущих специалистов и научных работников по физической культуре и спорту. Проект обсуждали на собраниях комсомольского и физкультурного актива, вносили поправки в «Положения» и нормативы. Сам процесс модернизации первого физкультурного комплекса ГТО начался по личному указанию В.М.Молотова. Система норм и оценок комплекса ГТО рассматривалась как дело государственной важности, а не личное дело каждого.

Ю.Ф.Курамшин и Р.М.Гадельшин, в ходе исторического анализа возникновения и развития нормативных требований комплекса ГТО для студенческой молодежи, сосредоточились лишь на внутренних факторах, которые объективно модернизировали комплекс ГТО. Так, они пишеут: «со временем начинают выявляться существенные недостатки в организации практической работы по комплексу ГТО, которые отрицательно сказались на развитии физической культуры и спорта в стране. Система физкультурно-спортивной работы стала подменяться сдачей норм и стала носить компанейский, формальный характер. Планирование подготовки значкистов сверху приводило к многочисленным фактом приписок» [8]. На роль социокультурных факторов обращают внимание Г.Н.Козлова и С.В.Кочетов, подчеркивая следующее: «важно уяснить социальную природу комплекса, учесть его органическую вписанность в социально-экономические основы советского образа жизни, его ценности и приоритеты. Вне этого контекста даже сугубо физическая подготовка учащейся молодежи и граждан страны в целом окажется искусственно усеченной»[5, с.39–40]

В 1932 г. была введена вторая ступень комплекса ГТО с более высокими требованиями по 25 нормам. В 1934 г. специально для школьников разработали комплекс «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Во второй половине 1930-х гг. работа по составлению контрольных цифр сдачи норм ГТО была скорректирована. Были созданы новые спортивные общества в дополнение к имеющимся «Динамо» и «Спартак», одним из направлений деятельности которых стала организация работы по сдаче норм ГТО и БГТО. Вместо разверстки сверху прием контрольных цифр стал производиться на собраниях коллективов физкультурников в порядке самообязательств. Но вскоре от этой практики пришлось отказаться. К началу 1940-х гг. комплекс ГТО стал важной частью системы советского физического воспитания. Помимо главной задачи – укрепления здоровья трудящихся, как показывает А.А.Стряпихина, от ГТО были эффекты в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с вредными привычками, укрепление трудовой и общественной дисциплины, воспитательной работе "[11, с. 167].

Приближение комплекса ГТО к требованиям военного времени выразилось в дополнениях. В комплекс ГТО, вступивший в действие 1 апреля 1940 года, по данным Т.В.Долматовой и Е.И.Петровой, были включены: изучение материальной части винтовки, знание топографии, оказание санитарной помощи и другие требования [4, с. 32].

Официально цели этого комплекса были, как показали Г.Н.Козлова, В.Л.Скитневский и Н.Н.Голубев, определены следующим образом:

·     -всесторонне физически воспитать трудящихся – воспитать здоровых, отважных и жизнерадостных патриотов социалистической Родины, готовых по первому зову партии и правительства защищать свою страну от покушений врагов;

·     содействовать усвоению физкультурниками государственных задач советского физкультурного движения;

·     вооружить физкультурников спортивной техникой, техникой специальных военно-прикладных упражнений и гигиеническими знаниями и навыками;

·     привить трудящимся интерес к физической культуре и спорту и регулярной тренировке, поддержанию высокого уровня готовности к труду и обороне[7].

То есть, комплекс ГТО еще в предвоенное время стал одним из действенных средств начальной подготовки сильных, смелых, выносливых и закалённых людей для нужд Родины.

В годы Великой Отечественной войны, как показывает И.Ф.Лифанова, в стране продолжали проводить соревнования общесоюзного масштаба, которые способствовали укреплению дисциплины, выносливости, помогали объединить людей и на некоторое время забыть о тяготах военного времени[9].

В 1950–1960-е гг. коллективом преподавателей Государственного центрального института физической культуры им. И. В. Сталина были выпущены специализированные пособия, посвященные организации и проведению соревнований по нормам ГТО:

·     «ГТО в школе» (1956);

·     «ГТО в коллективе физической культуры» (1956, 1961) и др.

В последующие десятилетия значение ГТО еще более возросло. Как показывают М.М.Бариев, Р.А.Юсупов. М.М.Ермолаев, начало Холодной войны, серьезное идеологическое противостояние с западными странами и США требовали от СССР нахождения в постоянной готовности к военному конфликту. Физическое воспитание в СССР являлось важным инструментом военно-патриотического воспитания и подготовки населения к чрезвычайным ситуациям. Кроме того, Советский Союз позиционировал себя как социальное государство, поэтому через реализацию ГТО государственная власть осуществляла такие функции как совершенствование условий, образа и качества жизни людей; создание необходимых условий для жизнедеятельности; создание в обществе благоприятного социального климата [1, с. 27].

В 1972 г. вышло новое постановление о ГТО, его приоритетная задача – привлечение к занятиям физической культурой не столько школьников и студентов (что уже было неплохо выполнено), но и прежде всего представителей старших возрастных групп. Усовершенствованный комплекс был создан по возрастному принципу, охватывал население от 10 до 60 лет и включал пять ступеней: I – «Смелые и ловкие» ‒ для мальчиков и девочек 10–11 и 12–13 лет; II – «Спортивная смена» – для подростков 14–15 лет; III – «Сила и мужество» – для юношей и девушек 16–18 лет; IV – «Физическое совершенство» – для мужчин 19–39 лет (с двумя возрастными группами 19–28 и 29–39 лет) и женщин 19–34 лет (с двумя возрастными группами 19–28 и 29–34 лет); V – «Бодрость и здоровье» ‒ для мужчин 40–60 лет (с двумя возрастными группами 40–49 и 50–60 лет) и женщин 35–55 лет (с двумя возрастными группами 35–44 и 45–55 лет).

В целом же физкультурный комплекс ГТО способствовал усилению интереса советской молодежи к физической культуре и спорту. Не случайно в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта в России ХХI века, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения и введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [12].

 

Список литературы:
1. Бариев М.М., Юсупов Р.А., Ермолаев В.М. Становление и развитие комплекса ГТО в СССР и современной России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Спортивная наука России: состояние и перспективы развития» 2003–2005 декабря 2015. – М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма. 2015. 25–35 с.
2. Долматова Т.В., Петрова Е.И. История становления и развития всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) // Вестник спортивной истории. – М.: ФГБУ «Государственный музей спорта». 2016. № 1. 29–34с
3. Козлова Г.Н., Кочетов С.В. Исторический опыт взаимодействия государства и общества по физическому воспитанию советских граждан Профессиональное образование и общество. 2015. 31. – С.39–44.
4. Козлова Г.Н, Скитневский В.Л, Воробьев Н.Б., Сергеева Т.С., Житникова Н.Е. Исторические предпосылки создания в СССР физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» // Теория и практика Физической культуры .2016. №11 –С.46–47. 
5. Козлова Г.Н., Скитневский В. Л., Голубев Н.Н. Модернизация физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» в СССР 30-х годов ХХ века // Материалы Всероссийской студенческой конференции в рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений и всероссийского молодежного проекта «Студенты ГТО» 30–31 октября 2015. – М.: Изд. центр РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, 2015. – С.50–52.
6. Курамшин, Ю.Ф., Гальдешин Р.М. Комплекс ГТО в системе физического воспитания: история создания и развития / Ю.Ф. Курамшин, Р.М. Гадельшин // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 7. – С. 9–12.
7. Лифанова И.Ф. Комплекс «Готов к труду и обороне» – венец советской системы физического воспитания // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта». 2015. Том 1. 174–178с.
8. Овчинников А.В, Козлова Г.Н., Бозиев Р.С. Взаимоотношения власти и общества в сфере общего образования России второй половины ХIХ–начала ХХ в. // Педагогика. – 2016. – №6. – С.89–99.
9. Стряпихина А.А. Становление физкультурного движения и реализация комплекса ГТО в СССР // Исторические, философские, политические и юридические науки. Тамбов: Грамота. 2015. № 4-2. 164–167 с.
10. Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» – [Электронный ресурс] // http://www. kremlin.ru/news/20636.