ФУНКЦИИ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Конференция: CCLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
CCLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФУНКЦИИ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В данной статье на основе опубликованных работ рассматриваются ключевые функции семьи в процессе социализации подростков. Проведенный опрос показал, что в семье у большинства воронежцев этот процесс проходит адекватно, функции семьи играют колоссальную роль в социализации подростка и формируют его личность, оказывая влияние на развитие и самоопределение.
Ключевые слова: социализация, семья, семейное воспитание, родители, подростковый возраст, ценности.
Социализация имеет большое значение в жизни человека. Она помогает развить индивидуальность, формирует мировоззрение, убеждения и поведение в различных ситуациях, способствует развитию коммуникативных навыков, необходимых для успешного взаимодействия с другими людьми. Благодаря социализации осуществляется передача культурных традиций, обычаев и языка от одного поколения к другому. Помимо этого, человек через этот процесс находит свое место в обществе, понимает, к какой социальной группе он относится, и формирует свою идентичность.
Семья играет первостепенную роль в процессе социализации, поскольку она устанавливает основы для дальнейшего взаимодействия подростка с окружающим миром. «Родители выступают в качестве ролевых моделей, их поведение и отношение к другим людям оказывает непосредственное влияние на развитие у подростка определенных качеств характера, ценностей и моральных установок»[2, с. 45].
Сущность, характер и последствия семейного воспитания определяется основными семейными функциями. Они играют важную роль в воспитании подростков и их социализации. С позиции современных учёных наиболее влиятельными являются такие функции, как: воспитательная, коммуникативная, эмоционально-психологическая, хозяйственно-бытовая, досуговая, культурная, социально-статусная, регулятивная и экономическая [3, с. 44-45].
Однако не только семья играет значимую роль в социализации подростка. Одноклассники также становятся важными фигурами. Взаимоотношения с ними помогают подростку развивать навыки коммуникации, учиться воспринимать чужую точку зрения, решать конфликты и находить компромиссы. Одноклассники являются важным источником эмоциональной поддержки, среди товарищей подросток находит образцы для подражания, также взаимодействие с одноклассниками способствует осознанию социальных норм и правил поведения. Одноклассники могут познакомить подростков с новыми увлечениями.
Не менее значимую роль играет дворовая компания. Подростки осваивают социальные нормы и ценности, которые могут отличаться от тех, что прививаются в семье или школе. В процессе взаимодействия в группе подростки могут проявлять инициативу, развивать лидерские качества и учиться ответственности. Помимо этого происходит развитие критического мышления за счет столкновения с более независимыми решениями и ситуациями, также дворовая компания позволяет подросткам почувствовать себя частью более широкого сообщества, что развивает общественную сознательность. У подростка расширяется кругозор благодаря взаимодействию с людьми с различными интересами.
Важную роль в социализации подростков играет и компания по интересам. Они учатся взаимодействовать со сверстниками, делиться опытом, совместно достигать цели и разрабатывать стратегии. В компании по интересам подростки обмениваются эмоциями, переживаниями и радостями, такое взаимодействие позволяет лучше понять себя и свои ценности, а также определить свою социальную идентичность.
Для того, чтобы проанализировать влияние семьи на процесс социализации подростка, было проведено разведывательное социологическое исследование. Вопросы анкеты были направлены на выявление проблем взаимодействия подростков в ближайшем окружении. В выборку вошли 100 школьников в возрасте 11-12 лет, из них 60% девочек и 40% мальчиков.
Коммуникативный вопрос, который мы задали респондентам, звучит так: «Ты живешь в полной семье, с мамой и папой?» Ответы распределились следующим образом: три четверти живут в полной семье, а четвертая часть - в неполной.
Мы подняли тему доверительных отношений и выяснили, что они сложились у 81%, у пятой части «скорее да, чем нет». Это говорит о том, что большинство детей чувствуют себя комфортно при общении с родителями и могут делиться своими мыслями и переживаниями. Возможно, такие высокие показатели доверия свидетельствуют о здоровой семейной атмосфере, где дети ощущают поддержку и понимание со стороны родителей.
Далее мы выяснили роль передачи опыта близкого окружения. Главную роль в передаче опыта, согласно анкетируемым, играет мать (30%). Это может отражать традиционную модель семьи, где мама чаще выступает в роли основного наставника и источника поддержки для детей. Пятая часть респондентов ответили, что значимую роль играют бабушки, такое же количество выбрали ответ «папа», это подчеркивает важность не только материнской, но и отцовской фигур в процессе воспитания и передачи знаний. При этом примерно десятую часть отводят дедушкам, что демонстрирует меньшую, но все же существующую роль старшего поколения. Ответы «Одноклассники», «Брат», «Сестра», «Друзья» в рамках погрешности.
В последующем мы решили поинтересоваться у подростков, какие проблемы они обсуждают с родителями. Доминирующими ответами оказались учебные вопросы и взаимоотношения с друзьями, которые в совокупности составили половину опрошенных. Это подтверждает важность учебной сферы в жизни подростков, а также значимость социальных взаимодействий в их развитии. Интересно отметить, что вопросы домашних дел и распределения обязанностей также имеют большое значение для пятой части опрошенных. Это может указывать на то, что дети вовлечены в семейные процессы и стремятся обсуждать свои обязанности дома. Равная доля ответов (по 12%) на темы выбора профессии, здоровья/питания и личной жизни свидетельствует о том, что все три вопроса одинаково актуальны для участников опроса. Возможно, респонденты находятся на этапе поиска своего пути в жизни, задумываются о здоровье и питании, а также начинают обсуждать личные вопросы с родителями.
Затем мы узнали, какие проблемы подростки обсуждают со сверстниками (братом, сестрой, друзьями, одноклассниками). Наиболее распространенными темами общения оказались отношения с друзьями и хобби/увлечения, каждая из которых набрали по пятой части опрошенных. Это подчеркивает важность социальных связей и общих интересов для подростков. Личные отношения (около 20%) также значимы, что говорит о важности эмоциональной поддержки и обмена мнениями в данной области. Темы сложности в семье, проблемы в учебе и вопросы определения будущей профессии составили по 12% каждый, это свидетельствует о том, что подростки могут делиться серьезными переживаниями, собственными проблемами и стремлением к определенности в будущем.
На вопрос, как Вы оцениваете уровень эмоциональной поддержки в вашей семье по пятибалльной шкале, более половины опрошенных ответило – «5», 34% - «4».
Следующим пунктом исследования была просьба указать ценности, пользующиеся наибольшим уважением в семье. Пятая часть опрошенных выбрала «любовь», что говорит о значимости эмоциональной привязанности и поддержки внутри семейных отношений. «Честность» выбрала десятая часть опрошенных, что подчеркивает стремление к открытости и доверительности в общении. Ценности справедливости, трудолюбия и уважения к старшим (по 12%) указывают на то, что в семейной среде также значимы моральные и этические принципы, которые формируют характер детей. Эти результаты могут свидетельствовать о том, что семьи стремятся к созданию здоровой атмосферы для взаимодействия и совместного развития.
Позже мы поинтересовались у респондентов: как у них в семье распределяются обязанности. Результаты показывают, что у четверти опрошенных обязанности могут быть распределены по индивидуальным предпочтениям, при этом также четверть респондентов выбрала другой вариант, когда обязанности выполняются по мере необходимости. Это свидетельствует о гибкости в семейных отношениях и о том, что семья адаптируется к текущим потребностям и ситуациям. С наименьшим процентом (по 17%) идет распределение обязанностей между всеми членами семьи и выполнение обязанностей по очереди. Это может указывать на то, что некоторые семьи стремятся к более структурированному подходу, но, похоже, это не является доминирующей практикой.
Потом мы решили узнать, как часто подростки проводят свободное время вместе с родителями. Популярным стал ответ «Часто» - его выбрала половина опрошенных. Каждый из ответов «Постоянно» и «Редко» - выбрали по четвертой части респондентов.
После мы подняли проблему обсуждения событий, происходящие в стране и за рубежом. Одна треть респондентов обсуждает события с мамой. Это может говорить о том, что мамы играют важную роль в жизни детей и являются для них основным источником общения и обсуждения текущих событий. Пятая часть респондентов обсуждает различные события с папой. Доля друзей и одноклассников немного меньше, но она все равно существенна.
Продолжая изучение проблемы, мы спросили у респондентов: «Насколько часто Ваши родители интересуются вашими успехами в учёбе?» Согласно результатам исследования родители активно вовлечены в процесс обучения своих детей. Подавляющее большинство из них (91%) либо часто, либо постоянно проявляют интерес к успеваемости ребенка. Это говорит о высоком уровне внимания со стороны родителей к образовательным достижениям их детей.
Мы попытались выяснить у подростков, участвуют ли их родители в общественной жизни школы \ внешкольных мероприятиях и заметили, что наблюдается равный баланс между теми родителями, кто участвует в школьной жизни, и теми, кто этого не делает. Ответы распределились поровну, что указывает на то, что примерно половина родителей активны в школьных делах, а другая половина менее вовлечена.
Затем мы постарались узнать у респондентов, по какому поводу чаще всего с ними взаимодействуют родители и получили следующие ответы: помогают в учебе, дают советы по поводу дружбы и отношений, а также поддерживают в начинаниях. Эти три аспекта представляют большую часть взаимодействия и составляют по пятой части опрошенных. Десятая часть выбрала «эмоциональную поддержку», и такое же количество ответов набрал вариант «предоставление свободы выбора».
Далее мы задали вопрос подросткам: «Как Вы считаете, влияет ли семейная обстановка на Вашу успеваемость в школе». На что большинство ответило «Да» - 63% а, одна треть выбрала вариант «Скорее да, чем нет». Почти все респонденты считают, что семейная обстановка оказывает влияние на их успеваемость в школе. Это подчеркивает важность гармоничной атмосферы дома для успешного образовательного процесса.
В заключении, мы решили попросить подростков оценить степень их участия в принятии важных решений в семье. Большинство респондентов отмечают, что они активно участвуют в семейных обсуждениях и принимают решения вместе с родителями, либо их мнение учитывается при принятии решений взрослыми (по 40% каждый). Тем не менее, почти пятая часть подростков отмечает, что они практически не участвуют в таких обсуждениях, что может указывать на различия в стилях воспитания и участия детей в семейной жизни.
Таким образом, семейное воспитание способствует тому, что:
1. Наиболее значимыми ценностями у подростков являются любовь, честность и уважение к старшим, трудолюбие и справедливость, это свидетельствует о значимости моральных и этических принципов в большинстве семей.
2. Воронежцы подчеркивают наиболее острые проблемы: коммуникации с родителями, проблемы в учебе, отношения с друзьями, домашние дел и распределение обязанностей.
3. Молодые люди отмечают эмпатию отношений в семье - более чем у двух третей респондентов, а большинство подростков (65%) оценили уровень эмоциональной поддержки в семье на высший бал, это подчеркивает благоприятный эмоциональный климат, который помогает справляться со сложностями во время социализации.
4. Хозяйственно-бытовую функцию характеризует вопрос распределения обязанностей в семье. Воронежцы пропорционально берут на себя конкретные обязанности, либо выполняют их в зависимости от своих предпочтений. Такие результаты говорят об умении подростков распределять свои ресурсы, планировать и формировать практические и социальные навыки.
5. Анализируя влияние досуговой функции, можно отметить, что половина респондентов часто проводят время вместе с родителями, это формирует общие интересы и ценности, развивает личность подростка, однако 24% подростков редко проводят время с семьей.
6. Согласно исследованию социальный опыт мамы усваивается у 30% детей и примерно по 20% от папы и бабушки.
На основании вышеизложенного мы можем сказать, что социализация подростков в семье у большинства респондентов проходит адекватно, функции семьи играют колоссальную роль в этом процессе и формируют личность подростка, оказывая влияние на его развитие и самоопределение.