Статья:

ФУНКЦИИ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Конференция: CCLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Бредихина Д.А. ФУНКЦИИ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 47(279). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/47(279).pdf (дата обращения: 02.02.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФУНКЦИИ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Бредихина Дарья Александровна
студент, ФГБОУ ВО Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, ФГБОУ ВО Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

Аннотация. В данной статье на основе опубликованных работ рассматриваются ключевые функции семьи в процессе социализации подростков. Проведенный опрос показал, что в семье у большинства воронежцев этот процесс проходит адекватно, функции семьи играют колоссальную роль в социализации подростка и формируют его личность, оказывая влияние на развитие и самоопределение.

 

Ключевые слова: социализация, семья, семейное воспитание, родители, подростковый возраст, ценности.

 

Социализация имеет большое значение в жизни человека. Она помогает развить индивидуальность, формирует мировоззрение, убеждения и поведение в различных ситуациях, способствует развитию коммуникативных навыков, необходимых для успешного взаимодействия с другими людьми. Благодаря социализации осуществляется передача культурных традиций, обычаев и языка от одного поколения к другому. Помимо этого, человек через этот процесс находит свое место в обществе, понимает, к какой социальной группе он относится, и формирует свою идентичность.

Семья играет первостепенную роль в процессе социализации, поскольку она устанавливает основы для дальнейшего взаимодействия подростка с окружающим миром. «Родители выступают в качестве ролевых моделей, их поведение и отношение к другим людям оказывает непосредственное влияние на развитие у подростка определенных качеств характера, ценностей и моральных установок»[2, с. 45].

Сущность, характер и последствия семейного воспитания определяется основными семейными функциями. Они играют важную роль в воспитании подростков и их социализации. С позиции современных учёных наиболее влиятельными являются такие функции, как: воспитательная, коммуникативная, эмоционально-психологическая, хозяйственно-бытовая, досуговая, культурная, социально-статусная, регулятивная и экономическая [3, с. 44-45].

Однако не только семья играет значимую роль в социализации подростка. Одноклассники также становятся важными фигурами. Взаимоотношения с ними помогают подростку развивать навыки коммуникации, учиться воспринимать чужую точку зрения, решать конфликты и находить компромиссы. Одноклассники являются важным источником эмоциональной поддержки, среди товарищей подросток находит образцы для подражания, также взаимодействие с одноклассниками способствует осознанию социальных норм и правил поведения. Одноклассники могут познакомить подростков с новыми увлечениями.

Не менее значимую роль играет дворовая компания. Подростки осваивают социальные нормы и ценности, которые могут отличаться от тех, что прививаются в семье или школе. В процессе взаимодействия в группе подростки могут проявлять инициативу, развивать лидерские качества и учиться ответственности. Помимо этого происходит развитие критического мышления за счет столкновения с более независимыми решениями и ситуациями, также дворовая компания позволяет подросткам почувствовать себя частью более широкого сообщества, что развивает общественную сознательность. У подростка расширяется кругозор благодаря взаимодействию с людьми с различными интересами.

Важную роль в социализации подростков играет и компания по интересам. Они учатся взаимодействовать со сверстниками, делиться опытом, совместно достигать цели и разрабатывать стратегии. В компании по интересам подростки обмениваются эмоциями, переживаниями и радостями, такое взаимодействие позволяет лучше понять себя и свои ценности, а также определить свою социальную идентичность.

Для того, чтобы проанализировать влияние семьи на процесс социализации подростка, было проведено разведывательное социологическое исследование. Вопросы анкеты были направлены на выявление проблем взаимодействия подростков в ближайшем окружении. В выборку вошли 100 школьников в возрасте 11-12 лет, из них 60% девочек и 40% мальчиков.

Коммуникативный вопрос, который мы задали респондентам, звучит так: «Ты живешь в полной семье, с мамой и папой?» Ответы распределились следующим образом: три четверти живут в полной семье, а четвертая часть - в неполной.

Мы подняли тему доверительных отношений и выяснили, что они сложились у 81%, у пятой части «скорее да, чем нет». Это говорит о том, что большинство детей чувствуют себя комфортно при общении с родителями и могут делиться своими мыслями и переживаниями. Возможно, такие высокие показатели доверия свидетельствуют о здоровой семейной атмосфере, где дети ощущают поддержку и понимание со стороны родителей.

Далее мы выяснили роль передачи опыта близкого окружения. Главную роль в передаче опыта, согласно анкетируемым, играет мать (30%). Это может отражать традиционную модель семьи, где мама чаще выступает в роли основного наставника и источника поддержки для детей. Пятая часть респондентов ответили, что значимую роль играют бабушки, такое же количество выбрали ответ «папа», это подчеркивает важность не только материнской, но и отцовской фигур в процессе воспитания и передачи знаний. При этом примерно десятую часть отводят дедушкам, что демонстрирует меньшую, но все же существующую роль старшего поколения. Ответы «Одноклассники», «Брат», «Сестра», «Друзья» в рамках погрешности.

В последующем мы решили поинтересоваться у подростков, какие проблемы они обсуждают с родителями. Доминирующими ответами оказались учебные вопросы и взаимоотношения с друзьями, которые в совокупности составили половину опрошенных. Это подтверждает важность учебной сферы в жизни подростков, а также значимость социальных взаимодействий в их развитии. Интересно отметить, что вопросы домашних дел и распределения обязанностей также имеют большое значение для пятой части опрошенных. Это может указывать на то, что дети вовлечены в семейные процессы и стремятся обсуждать свои обязанности дома. Равная доля ответов (по 12%) на темы выбора профессии, здоровья/питания и личной жизни свидетельствует о том, что все три вопроса одинаково актуальны для участников опроса. Возможно, респонденты находятся на этапе поиска своего пути в жизни, задумываются о здоровье и питании, а также начинают обсуждать личные вопросы с родителями.

Затем мы узнали, какие проблемы подростки обсуждают со сверстниками (братом, сестрой, друзьями, одноклассниками). Наиболее распространенными темами общения оказались отношения с друзьями и хобби/увлечения, каждая из которых набрали по пятой части опрошенных. Это подчеркивает важность социальных связей и общих интересов для подростков. Личные отношения (около 20%) также значимы, что говорит о важности эмоциональной поддержки и обмена мнениями в данной области. Темы сложности в семье, проблемы в учебе и вопросы определения будущей профессии составили по 12% каждый, это свидетельствует о том, что подростки могут делиться серьезными переживаниями, собственными проблемами и стремлением к определенности в будущем.

На вопрос, как Вы оцениваете уровень эмоциональной поддержки в вашей семье по пятибалльной шкале, более половины опрошенных ответило – «5», 34% - «4».

Следующим пунктом исследования была просьба указать ценности, пользующиеся наибольшим уважением в семье. Пятая часть опрошенных выбрала «любовь», что говорит о значимости эмоциональной привязанности и поддержки внутри семейных отношений. «Честность» выбрала десятая часть опрошенных, что подчеркивает стремление к открытости и доверительности в общении. Ценности справедливости, трудолюбия и уважения к старшим (по 12%) указывают на то, что в семейной среде также значимы моральные и этические принципы, которые формируют характер детей. Эти результаты могут свидетельствовать о том, что семьи стремятся к созданию здоровой атмосферы для взаимодействия и совместного развития.

Позже мы поинтересовались у респондентов: как у них в семье распределяются обязанности. Результаты показывают, что у четверти опрошенных обязанности могут быть распределены по индивидуальным предпочтениям, при этом также четверть респондентов выбрала другой вариант, когда обязанности выполняются по мере необходимости. Это свидетельствует о гибкости в семейных отношениях и о том, что семья адаптируется к текущим потребностям и ситуациям. С наименьшим процентом (по 17%) идет распределение обязанностей между всеми членами семьи и выполнение обязанностей по очереди. Это может указывать на то, что некоторые семьи стремятся к более структурированному подходу, но, похоже, это не является доминирующей практикой.

Потом мы решили узнать, как часто подростки проводят свободное время вместе с родителями. Популярным стал ответ «Часто» - его выбрала половина опрошенных. Каждый из ответов «Постоянно» и «Редко» - выбрали по четвертой части респондентов.

После мы подняли проблему обсуждения событий, происходящие в стране и за рубежом. Одна треть респондентов обсуждает события с мамой. Это может говорить о том, что мамы играют важную роль в жизни детей и являются для них основным источником общения и обсуждения текущих событий. Пятая часть респондентов обсуждает различные события с папой. Доля друзей и одноклассников немного меньше, но она все равно существенна.

Продолжая изучение проблемы, мы спросили у респондентов: «Насколько часто Ваши родители интересуются вашими успехами в учёбе?» Согласно результатам исследования родители активно вовлечены в процесс обучения своих детей. Подавляющее большинство из них (91%) либо часто, либо постоянно проявляют интерес к успеваемости ребенка. Это говорит о высоком уровне внимания со стороны родителей к образовательным достижениям их детей.

Мы попытались выяснить у подростков, участвуют ли их родители в общественной жизни школы \ внешкольных мероприятиях и заметили, что наблюдается равный баланс между теми родителями, кто участвует в школьной жизни, и теми, кто этого не делает. Ответы распределились поровну, что указывает на то, что примерно половина родителей активны в школьных делах, а другая половина менее вовлечена.

Затем мы постарались узнать у респондентов, по какому поводу чаще всего с ними взаимодействуют родители и получили следующие ответы: помогают в учебе, дают советы по поводу дружбы и отношений, а также поддерживают в начинаниях. Эти три аспекта представляют большую часть взаимодействия и составляют по пятой части опрошенных. Десятая часть выбрала «эмоциональную поддержку», и такое же количество ответов набрал вариант «предоставление свободы выбора».

Далее мы задали вопрос подросткам: «Как Вы считаете, влияет ли семейная обстановка на Вашу успеваемость в школе». На что большинство ответило «Да» - 63% а, одна треть выбрала вариант «Скорее да, чем нет». Почти все респонденты считают, что семейная обстановка оказывает влияние на их успеваемость в школе. Это подчеркивает важность гармоничной атмосферы дома для успешного образовательного процесса.

В заключении, мы решили попросить подростков оценить степень их участия в принятии важных решений в семье. Большинство респондентов отмечают, что они активно участвуют в семейных обсуждениях и принимают решения вместе с родителями, либо их мнение учитывается при принятии решений взрослыми (по 40% каждый). Тем не менее, почти пятая часть подростков отмечает, что они практически не участвуют в таких обсуждениях, что может указывать на различия в стилях воспитания и участия детей в семейной жизни.

Таким образом, семейное воспитание способствует тому, что:

1. Наиболее значимыми ценностями у подростков являются любовь, честность и уважение к старшим, трудолюбие и справедливость, это свидетельствует о значимости моральных и этических принципов в большинстве семей.

2. Воронежцы подчеркивают наиболее острые проблемы: коммуникации с родителями, проблемы в учебе, отношения с друзьями, домашние дел и распределение обязанностей.

3. Молодые люди отмечают эмпатию отношений в семье - более чем у двух третей респондентов, а большинство подростков (65%) оценили уровень эмоциональной поддержки в семье на высший бал, это подчеркивает благоприятный эмоциональный климат, который помогает справляться со сложностями во время социализации.

4. Хозяйственно-бытовую функцию характеризует вопрос распределения обязанностей в семье. Воронежцы пропорционально берут на себя конкретные обязанности, либо выполняют их в зависимости от своих предпочтений. Такие результаты говорят об умении подростков распределять свои ресурсы, планировать и формировать практические и социальные навыки.

5. Анализируя влияние досуговой функции, можно отметить, что половина респондентов часто проводят время вместе с родителями, это формирует общие интересы и ценности, развивает личность подростка, однако 24% подростков редко проводят время с семьей.

6. Согласно исследованию социальный опыт мамы усваивается у 30% детей и примерно по 20% от папы и бабушки.

На основании вышеизложенного мы можем сказать, что социализация подростков в семье у большинства респондентов проходит адекватно, функции семьи играют колоссальную роль в этом процессе и формируют личность подростка, оказывая влияние на его развитие и самоопределение.

 

Список литературы:
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: - М.: Аспект-Пресс, 2016. – 363 c.
2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации. История и современность. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. - 216 с.
3. Белолюбская А.Ю., Барахсанова Е.А. Роль семьи в социализации подростка // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации, 2015. С. 44-45.
4. Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии // Белорусский государственный университет. Минск: Право и экономика, 2010. – 444 с.
5. Неустроева, О.В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна // European research. 2015. - №6. С. 7