Исследования состояния мотивации и стимулирования сотрудников ОБУСОКО «Букреевский интернат»
Конференция: XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Исследования состояния мотивации и стимулирования сотрудников ОБУСОКО «Букреевский интернат»
В качестве объекта исследования было выбрано Областное бюджетное учреждение стационарного социального обслуживания Курской области «Букреевский интернат» (далее ОБУСОКО «Букреевский интернат»). Исследование было проведено в 2017 г. Численность работающих составила 109 специалистов, из них 9 руководителей структурных подразделений, специалисты по социальной работе, врачи-специалисты, медсестры, рабочие, санитарки, специалисты административной деятельности.
В ОБУССОКО «Букреевский интернат» используется линейная структура. Сущность линейной структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом - руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем. Преимущества линейной структуры объясняются простотой применения. Все обязанности и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе.
В целом, организационная структура управления ОБУССОКО «Букреевский интернат» отвечает следующим требованиям:
- обладает функциональной пригодностью, гарантирует надежность и обеспечивает управление на всех уровнях;
- имеет минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;
- экономична, минимизирует затраты на выполнение управленческих функций.
Так как ОБУССОКО «Букреевский интернат» является бюджетным учреждением, подбор кадров здесь происходит в основном за счет государственных служб занятости и с помощью работающих сотрудников. Структура персонала по категориям остается неизменной. Преобладает женский труд.
Для изучения социальной структуры персонала и уровня мотивационно - организационной культуры в организации, выявления факторов, влияющих на мотивацию сотрудников и изучение применяемых форм и методов морального поощрения были использованы следующие методы социологических исследований: интервью, анкетирование, тестирование.
Личное неформализованное интервью, проводилось с директором учреждения для изучения применяемой оплаты труда и методов морального поощрения, способа построения работы социальных работников, выяснения положительных и отрицательных моментов функционирования учреждения. Формализованное интервью сотрудников проводилось для выяснения степени удовлетворенности сотрудников и выявления факторов, влияющих на их мотивацию с помощью специальной бланк-анкеты. Тестирование с помощью бланк-теста было проведено для изучения мотивационно-организационной структуры организации.
Анализ социальной структуры персонала организации включает анализ возрастного состава, уровня образования работников, стажа работников в данном учреждении.
Самая многочисленная группа (46 %) работающих - это люди пред пенсионного и пенсионного возраста. Далее следует группа работающих в возрасте 35-45 лет (27,1 %), 19,4 % составляют работники от 25-35 лет и 7,5 % это группа работников в возрасте от 18-25 лет. 42,7 %, (53 работника) имеют высшее образование, неоконченное высшее образование имеют 8 человек - 6,5 %, остальные имеют среднее и средне - профессиональное (50,8 %) образование. 48,4 %) работников имеют стаж работы до 5 лет.
30,1 % работающих составляют люди, проработавшие 5-10 лет в организации, и это работники пред пенсионного и пенсионного возраста. 21,5 % работают от 10 до 15 лет.
Молодые специалисты неохотно идут работать в учреждение, текучесть кадров в организации высокая независимо от возраста. Работа тяжела как психологически, так и физически. Старение кадров может привести к тому, что система будет ощущать реальную нехватку опытных и квалифицированных сотрудников.
Исследование мотивационной и организационной культуры учреждения проводилось путем интервьюирования, анкетирования и тестирования с помощью специально подготовленных вопросов, бланк-теста, бланк- анкеты. Всего было опрошено 40 человек из числа работников всех структурных подразделений учреждения. Выбор респондентов был произвольным. В составе опрошенных присутствовали и руководители структурных подразделений и рядовые сотрудники: специалисты по социальной работе, врачи-специалисты, медсестры, рабочие, санитарки, специалисты административной деятельности.
Все утверждения, в соответствии с бланк-тестом, по которым респондентами были выставлены бальные оценки, были сгруппированы в 9 групп. Первая группа вопросов характеризует оценку сотрудниками своей работы. Вторая группа рассматривает баланс взаимодействия «сотрудник и организация», значимость сотрудника для организации и морально-психологический климат в организации. Третья группа вопросов касается взаимоотношения сотрудника и руководства. Четвертая группа утверждений характеризует уровень развития персонала и усилия руководства по повышению квалификации сотрудников и качества их работы. Пятая группа описывает уровень развития коммуникаций в организации. По оценке утверждений, входящих в шестую группу можно сделать вывод о наличие командного духа в организации. Седьмая группа утверждений касается адекватности оценки работы сотрудника. Восьмая группа - дает представление о действенности существующей системы поощрения. Последний вопрос, выделенный в самостоятельную группу, подытоживая уровень мотивации сотрудников, характеризует уровень лояльности сотрудника к организации.
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы: Среднее значение оценки собственной работы сотрудниками довольно высокое. По мнению сотрудников, персонал работает очень продуктивно, в организации высок уровень трудовой энергии и сотрудники довольно сильно нацелены на удовлетворение потребностей клиентов.
Сотрудники хорошо информированы о целях, стратегиях организации, сотрудников поощряют брать на себя инициативу и для сотрудников труд в данном учреждении больше чем работа. Но, при этом, здоровье и безопасность сотрудников не так важны для руководства, как хотелось бы сотрудникам и поэтому люди не чувствуют себя важной частью организации.
Также это видно и из третьей группы вопросов. Сотрудник делает посильный вклад в процесс планирования действий организации и руководство, как правило, доступно, но его мало интересует мнение сотрудника и предложения мало используются, нет поддержки при устранении препятствий на пути решения проблем.
При рассмотрении уровня развития персонала можно выделить следующую проблему: сотрудники прекрасно понимают главные приоритеты организации, готовы получать знания и профессионально расти, но их при этом не подключают к выбору интересуемого их тренинга, мнение сотрудников никак не учитывается, и нет поддержки при использовании полученных знаний.
Также существуют и проблемы коммуникативного характера. Собрания, проводимые в учреждении, хорошо организованы, сотрудники хорошо информированы, и информация открыта для сотрудников, но обратная связь налажена плохо. Руководители плохо реагируют на потребности и проблемы сотрудников, между сотрудниками и высшим руководством плохо налажено двустороннее общение.
Проблема налаженности коммуникации в организации влияет и на командный дух. Сотрудники работают как одна команда, между отделами нет конфликтов, при этом нет большого доверия к руководителям. Это может быль связано и с нежеланием руководства брать на себя ответственность за собственные ошибки и с недооценкой команды и каждого сотрудника в отдельности.
Работники считают, отзывы о качестве их работы объективны, но при этом она не всегда оценивается справедливо. Проблема плохой работы сотрудника решается с ним лично, поэтому сотрудники рассматривают оценку своей работы как положительный опыт.