Статья:

Семья как важнейший социальный институт

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Букин В.А. Семья как важнейший социальный институт // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(51).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 95 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Семья как важнейший социальный институт

Букин Владислав Александрович
студент ГБПОУ КО «Губернаторский аграрный колледж», РФ, Калужская область, Малоярославецкий район, поселок Детчино
Ковальчук Алина Николаевна
научный руководитель, преподаватель ГБПОУ КО «Губернаторский аграрный колледж», РФ, Калужская область, Малоярославецкий район, поселок Детчино

 

Современному обществу нужны граждане, обладающие нравственными ценностями и ориентирами. Семья является важнейшим социальным институтом воспроизводства человеческих поколений, их первичной социализации, оказывающий большое влияние на формирование личности, обеспечивает качественное разнообразие форм общения, взаимодействий людей в различных сферах жизни и деятельности общества. Дезорганизация этого социального института, как правило, несет большую угрозу будущему любого общества, человечеству в целом. Семья - особый социальный институт, который регулирует межличностные отношения между родителями, супругами, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной взаимопомощью  и ответственностью [2, с.201]. В семье сочетается любовь, гармония, духовность, она прочная опора человека, его защита и надежда. Семья позволяет человеку понять смысл его жизни, порождает в душе лучшие порывы, высокие чувства. Создание и прекращение семьи имеет определенный социальный смысл, проявляющийся в ряде выполняемых ею функций:

· репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство человека;

· социально-статусная, связанна с наследственной передачей ребенку статуса семьи и его ролевой подготовкой к овладению статусными нормами родителей;

· экономическая и хозяйственно-бытовая, проявляется в удовлетворении хозяйственно-бытовых и финансовых потребностей членов семьи,  а также ведении  общего хозяйства;

· эмоциональная функция, основана на потребности человека в любви, заботе, общении;

· социализации детей, т.е. их подготовка к выполнению необходимых социальных ролей и адаптации в обществе [1, с.321].

Семья как важнейший социальный институт имеет две особенности. Во-первых, это саморегулирующаяся система: культура общения вырабатывается между членами семьи; что как правило, сопровождается столкновением различных точек зрения и появлением конфронтаций, которые разрешаются путем обоюдного соглашения и уступок, благодаря внутренней культуре, моральной и социальной зрелости каждого члена семьи. Во-вторых, семья существует как санкционированный обществом союз, постоянство которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, религией, правом, общественным мнением, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они направляют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормативные и санкционирующие документы, для ее поддержания[3, с.57].

Семья один из главных объектов внимания социальной работы. Многие ученые отмечают современные семьи как кризисные, что влечет за собой уменьшение рождаемости, повышение числа разводов, роста числа одиноких людей. Средняя величина семьи в России составляет 2-3 человека в городах и 3  в селах. К факторам сокращения величины семьи можно отнести: увеличение числа бездетных и молодежных семей; повышение числа молодых семей из-за раннего возраста вступления в брак; отделение молодых семей от родителей; рост доли семей с одним родителем вследствие разводов, ухода из жизни одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.

Основные социальные проблемы в современных семьях:

· трудное финансовое положение;

· ухудшение состояния здоровья в результате неправильного питания, плохой экологии;

· злоупотребление алкоголем и наркотиками;

· ненадлежащее обращение с детьми и другими членами семьи;

· антисоциальный образ жизни, правонарушения и конфликты;

· социальное сиротство – ненадлежащее участие родителей в выполнении своих ролей.

Более 50 % детей сирот при живых родителях помещаются в дом ребенка по следующим причинам: лишение родительских прав, плохие финансовые и жилищные условия, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.

Отказные дети – это те, от кого отказались письменно в родильном доме. Наиболее частые причины отказа от ребенка:

· тяжелая болезнь или уродство (около 60 %);

· сложные финансовые и бытовые условия (около 20 %).

Большинство семей в России нуждаются в политике стабилизации, эмоциональной и психологической разрядке, проблемы такой семьи – дисгармоничные взаимоотношения супругов, трудности в воспитании детей, особенно подростков.

Вниманием социальных служб в молодой семье должны быть межличностная адаптация супругов, распределение между ними ролей и функций, сложности в воспитании детей.

Во вторичных семьях наблюдаются вышеуказанные проблемы, кроме того построение взаимоотношений с новой и старой семьей, адаптация детей к другим родителям либо уходу одного из них из семьи.

В неполных семьях, где отсутствует один из родителей, имеет место финансовая проблема, наличие у детей различных девиаций.

Во многих многодетных семьях злободневно стоят финансовые проблемы, иждивенческие установки, неустойчивость статуса в обществе, развитие у подростков девиаций, в том числе психических и психологических расстройств.

Обществу и государству нужно проводить продуманную социальную политику в отношении семьи, поскольку то, что ребенку заложено в его семье он несет в социум.

Браком называется гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины ведущий к созданию семьи. По силе власти одного из супругов в семье, выделяются следующие типы брака:

· активный муж и пассивная жена;

· активная жена и пассивный муж;

· открытая конфронтация;

· эмоциональное отчуждение или изоляция;

· мнимое благополучие, когда внешне согласны, а внутри нет.

По типам семейных взаимоотношений современные семьи можно разделить на гармоничные, где и муж и жена добросовестно выполняют свои роли, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы во взаимоотношениях:

· претензии, если один из супругов говорит, что причина в другом супруге;

· самовнушение, если супруг пассивно согласен с мнением, что причина в нем;

· самоотстранение, если поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;

· чувство обиды, если один из супругов отдает больше, чем получает;

· чувство вины, если один из супругов получает больше, чем отдает.

Например, молодой мужчина женится на женщине гораздо старше себя, или, когда жена уделяет больше внимания детям, а муж ищет заботу у других на стороне. К дисгармоничным семьям относятся семьи, находящиеся на стадии развода.

Развод является формой прекращения брака путем его юридического расторжения. Существуют следующие стадии распада брака:

· эмоциональный распад, т.е. когда отсутствует любовь;

· физический распад, прекращение близости;

· фактический распад, прекращение совместного ведения хозяйства, бюджета, иногда совместного воспитания детей, разъезд и раздельное проживание.

Говоря о создании государством необходимых условий для развития семьи, важно определить главные функции и обязанности государства в отношении  семьи: охрана и защита от внешнего вмешательства в ее дела. В нашей стране охрана семьи возводится в ранг политики государства через гарантированное право на труд каждого члена семьи. Важнейшим направлением укрепления семьи являются меры государства, направленные на стимулирование рождаемости, улучшение физического и психологического здоровья семьи, охраны материнства и детства. Цель и целесообразность данной политики состоит в укреплении здоровья людей, и как результат продолжительность жизни, пропорциональное сочетание в семье воспроизводства, рождение детей и жизнь родителей, гармоничное развитие всех членов семьи.

 

Список литературы:
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 528 с.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М: Азбуковник, 1999. – 944 с. С.397. 
3. Романенко Н.М. Место и роль семьи в социокультурной реальности : учеб. пособие / Романенко Надежда Михайловна. - М.: Медиа-принт, 2010. - 110 с.