Статья:

Отношение студентов Самарского Университета к фрилансу

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Шелест С.М., Чикин А.И. Отношение студентов Самарского Университета к фрилансу // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(43).pdf (дата обращения: 16.10.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Отношение студентов Самарского Университета к фрилансу

Шелест Светлана Михайловна
студент, Самарский Университет, РФ, г. Самара
Чикин Александр Иванович
студент, Самарский Университет, РФ, г. Самара

 

Часто студенту крайне тяжело обеспечить удовлетворение материальных потребностей из-за обучения в ВУЗе: постоянное трудоустройство, гарантирующее финансовую стабильность, проблемно в условиях академической занятости. По данным Экспертного сайта Высшей школы экономики [4], лишь 32% студентов трудоустроены по договору или контракту. В этой ситуации встаёт вопрос о целесообразности рассмотрения дополнительных источников заработка.

Фриланс – самостоятельное планирование рабочего времени, самостоятельная организация рабочего места, часто – отсутствие договора о найме, трудовая деятельность у нескольких работодателей [1].

Фриланс, то есть осуществление трудовой деятельности без заключения договора с работодателем и привлечение работника для выполнения определённых в данный момент времени задач, является реальной альтернативой постоянному трудоустройству как основной источник заработка. Самым главным преимуществом работы в фрилансе заключается в независимости. Независимость заключается в отсутствии работодателя, отсутствие контроля со стороны. Человек может сам распределять своё рабочее время. Но свободная занятость требует неординарного подхода к поиску работы, отношения к работодателям, и, само собой, не каждый способен сам организовать своё рабочее время и найти мотивацию, хотя в настоящее время все больше и больше сотрудников компаний, выпускников и молодых специалистов ориентируются именно на более гибкие формы работы.

Но основная проблема фрилансера (человека, занимающегося фрилансом) – отсутствие социальных гарантий и возможность невыплаты заработанной платы вследствие удалённой работы. В настоящее время ситуация на рынке фриланс-услуг складывается так, что многие фрилансеры работают по заключенным краткосрочным трудовым договорам, которые характеризуютсягражданско-правовым характером, или вовсе по устной договоренности с работодателем совсем незащищены соответствующим трудовым законодательством [2].

Рассмотрев явление фриланса с юридической стороны, следует проанализировать его психологические компоненты. Фриланс является трудовой деятельностью, а трудовая, как и любая другая деятельность, является порождением сразу нескольких компонентов сознания.

Когнитивный компонент сознания, показателем которого являются знания, отвечает за проецирование накопленного опыта и полученный знаний на нашу деятельность. Нельзя заниматься фрилансом (рерайтингом текстов, переводом и т.д.) без определённого набора навыков и умений, полученных в результате когнитивных процессов.

Ценностно-мотивационный компонент сознания является основным побудителем к деятельности. Показателем данного компонента является наше отношение к чему-либо. Неудовлетворительно оценивая характер своего материального положения, индивид мотивирован на получение прибыли, а фриланс как трудовая деятельность является выходом из сложившейся ситуации.

Следующий компонент сознания, в призме которого можно рассмотреть фриланс, является ориентационным аспектом. Индивид, нуждающийся в источнике доходов, в качестве установки может иметь получение прибыли, не идущее в разрез с учебной деятельностью. Фриланс как непостоянная занятость является лучшим ответом на установку индивида улучшить материальное положение, не нанося вред учебному процессу.

Последним рассматриваемым компонентом сознания будет конативный компонент. Сознание в данном случае выступает как механизм «внутреннего регулятора социальной деятельности и поведения личности». Поведение личности образовано системой мотивов, потребностей, интересов и установок, характеризующих отношение человека к социальному окружению и самому себе, особенности восприятия личности каждой конкретной ситуации. Иными словами, конативный компонент является неким «пастырем» индивида на пути к деятельности, координирующим его поступки, которые, в свою очередь, и воплощаются в деятельность [3].

 

Рисунок 1. Структура сознания личности

 

На основе некоторых результатов исследования, которые были получены путём анкетного опроса (опрошено 300 студентов Самарского Университета), можно говорить о том, что:

65% опрошенных молодых людей не удовлетворены своим материальным положением, 25% студентов своим материальным положением довольны, а остальные не смогли дать точного ответа.

Из всех опрошенных лишь 23% студентов занимаются фрилансом. А 53% считает, что не подкрепленная контрактом трудовая деятельность приемлема для них.

Что касается информированности о фрилансе, то 77% из всех опрошенных отлично информированыо таком виде заработка.

58% студентов считают главным достоинством фриланса – гибкий график.

Но при этом более половины студентов отметили, что фриланс не приносит больших доходов.

В свою очередь, самих фрилансеров больше всего привлекает интересная, творческая работа и удобный график работы, так ответили 55 и 63% фрилансеров соответственно. Интересно то, что размер оплаты труда у фрилансеров стоит на 3-м месте (46%).

Результаты опроса были проанализированы, сделаны следующие выводы: студенческая молодёжь открыта инновациям и нестандартным подходам, интенсивная социализация, осуществляемая индивидом в процессе обучения в высших учебных заведениях, мотивирует личность к творческой деятельности. Творческий компонент фриланса позволяет данному виду деятельности попадать в информационное поле студента, о чём говорит высокая информированность о данном явлении. Но фрилансом занимаются менее четверти опрошенных, и тому есть объяснение – более половины студентов назвали его низкооплачиваемым вариантом трудовой деятельности. Несмотря на явный плюс – свободный график, студенты ставят материальную выгоду выше свободного времени, и получение прибыли – основной мотив деятельности, следственно, в иерархии ценностей материальное благосостояние может стоять выше осуществления научно-познавательной деятельности в стенах университета. Несмотря на то, что фриланс в пирамиде доходов занимает 3-е место в качестве источника прибыли, можно говорить о расположении на третьем месте среднего значения заработка фрилансера, так как студенты высказывались о низком уровне дохода от данной трудовой деятельности: фриланс – явление неоднородное, и некий процент фрилансеров может иметь сравнительно большой заработок от своей деятельности, что и позволило этому виду получения прибыли занять в списке 3-е место, однако в среде фриланса доминирует малый размер заработной платы.

 

Список литературы:
1. Планета HR. URL: http://planetahr.ru/publication/1794 (дата обращения 3.04.16г.).
2. Стребков Д., Шевчук А. Фрилансеры в информационной экономике: как россияне осваивают новые формы организации труда и занятости (по результатам «Первой всероссийской переписи фрилансеров»). Препр. WP4/2009/03. Сер.: WP4. М.:Изд-во Гос. ун-та – Высш. шк. экономики, 2009.
3. Чердымова Е.И., Сорокина Т.М. Организационно-психологическое сопровождение формирования экопрофессионального сознания студентов. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2013. – 390 с.
4. Экспертный сайт Высшей школы экономики. URL:http://opec.ru/1746328.html; (дата обращения: 28.03.2015).