Статья:

Механизм и возможности расширения ЕС

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(139)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Катишин Д.А., Солуянов И.О., Курбанов Р.К. Механизм и возможности расширения ЕС // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 3(139). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/139/85966 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Механизм и возможности расширения ЕС

Катишин Денис Александрович
студент, Ульяновского государственного Технического университета, РФ, г. Ульяновск
Солуянов Илья Олегович
студент, Ульяновского государственного Технического университета, РФ, г. Ульяновск
Курбанов Рамиз Караханович
студент, Ульяновского государственного Технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

Уникальный предмет международного права-Европейский союз (ЕС) - интересен для исследования с разных точек зрения. ЕС - это экономическое и политическое партнерство, которое сегодня представляет собой уникальную форму сотрудничества между 28 государствами-членами [Archik, Vincent, 2014]. В последние годы особенно остро встали вопросы, связанные с его расширением. Расширение ЕС можно обсуждать с точки зрения выявления его целей, его исторического значения, с точки зрения его позитивного влияния  и негативные последствия как для членов ЕС, так и для других стран, международных организаций, для международного сообщества в целом.

Одним из аспектов этой проблемы в широком смысле является механизм образования новых государств Члены ЕС. Интерес к этому вопросу может быть обусловлен, во-первых, тем фактом, что процесс принятия новых членов отнюдь не является чем-то само собой разумеющимся, он она не статична, она динамична по своей природе, она приобретает новые черты, ее изменения идут вместе с изменениями самой организации. Изучение этого процесса имеет прямое практическое значение: оно помогает определить конкретные нормы и правила, которые могут быть приняты во внимание государствами, желающими стать Члены ЕС, незнание этих правил может отложить членство в ЕС на неопределенный срок или даже сделать его практически невозможным. Во-вторых, на весь процесс приема новых государств-членов большое влияние оказывают одновременно два аспекта-политический и юридический, и следует иметь в виду, что проблемы, существующие на стыке политики и права, никогда не имеют подобного значения и, как правило, освещаются в литературе фрагментарно или односторонне или не освещаются вовсе и поэтому заслуживают тщательного анализа.

Определение проблем и перспектив, с которыми сталкиваются конкретные государства при вступлении в ЕС, ставит перед ними ряд задач. Начнем с того, что отсутствие отправной точки, а именно-стандартного и доктринального определения процедуры приема в ЕС нуждается в преодолении разрыва, механизме прием в члены ЕС грубо регламентирован статьей 49 Договора о Европейском союзе. Союз (известный также как Маастрихтский договор) и состоит из ряда последовательных этапов, которые, однако, прямо не названы в договоре и, следовательно, не проливаются на него света. Тем не менее определить их можно путем толкования правовых норм международного права, а также путем использования существующей практики. С нашей точки зрения, этому термину следует дать следующее определение – механизм приема в ЕС представляет собой комплекс последовательно проходящих этапов за ним следуют все государства, желающие вступить в ЕС.

Во-вторых, для получения целостного представления о предмете исследования необходимо определить особенности европейской интеграции, которые позволили бы определить основные тенденции этого процесса. Это можно было бы сделать, проанализировав шесть этапов расширения ЕС. Этапы расширения ЕС с точки зрения целей, критериев и условий приема новых членов, экономического развития стран, входящих в Европейский Союз, позволяют выделить следующие признаки европейской интеграции [Орлова, Кухнина, 2014, 168].

1. интеграционные процессы считаются сложными, многоцелевыми и комплексными, так как в процессе реализации интеграционных идей европейскими государствами одновременно решаются некоторые старые или вновь возникшие проблемы в их взаимоотношениях в сфере политики или других сферах;

2. прогрессивный и последовательный характер развития идеи интеграции и процесса ее реализации;

Государство, желающее быть принятым в ЕС, должно соответствовать требованиям, установленным статьей 49 ЕС. Договор также соответствует критериям членства, принятым на саммите ЕС в Копенгагене в 1993 году, а именно географическим, политическим и экономическим. Эти критерии членства в ЕС требуют, чтобы кандидаты достигли "стабильности институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека и уважение и защиту меньшинств, наличие функционирующей рыночной экономики, а также способность справляться с конкурентным давлением и рыночными силами внутри ЕС".

Потенциальными кандидатами на вступление в ЕС являются Албания, Босния и Герцеговина и Косово. Эти страны восточных Балканских гор получат официальный статус государств-кандидатов только в том случае, если они будут к этому готовы. Эти страны вовлечены в так называемый процесс стабилизация и Ассоциация, направленные на оказание помощи этим государствам в их продвижении к вступлению в ЕС. Большинство аналитиков считают, что, скорее всего, пройдет много лет, прежде чем какая-либо из этих стран будет готова вступить в ЕС. В настоящее время статус кандидата на вступление в ЕС имеют 5 государств: Исландия, Турция, Македония, Черногория и Сербия. Государство становится официальным кандидатом на прием, когда "страна готова к этому, это не обязательно должно означать, что официальные переговоры с этой конкретной страной уже начались" . Исландия имела все шансы последовать за Хорватией (которая стала полноправным членом ЕС 1 января Июль 2013 г.), Несмотря на проблемы с правовой системой и в сфере финансового надзора. Его законодательство находится в полном соответствии с законодательством ЕС. Но недавние национальные выборы в Исландии в Апрель 2013 года, когда избиратели вернули к власти правоцентристское правительство, в значительной степени выступавшее против членства в ЕС, поставил под сомнение будущие перспективы Исландии в ЕС.

Вступление в ЕС Македонии, имеющей статус государства-кандидата с 2005 года, является заблокирован Грецией, требующей, чтобы Македония изменила свое конституционное название. Переговоры о вступлении Македонии в ЕС еще не начались. Политический кризис в Македонии в 2013 году усилил опасения ЕС по поводу демократического прогресса страны и, по-видимому, способствовал задержке начала переговоров о вступлении с Македонией.

 

Список литературы:
1. Арчик К., Винсент л. (2014) расширение Европейского Союза. Отчет CRS для Конгресса, 19 февраля. Доступно по адресу: https://www.fas.org/sgp/crs/row/RS21344.pdf
2. Четвериков А. О. (2009) право Европейского союза. [Закон ЕС]. Москва: Юристъ Опубл.