Статья:

Формирование инновационной стратегии предприятия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(140)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Коцуба М.В., Глезденева Л.Д. Формирование инновационной стратегии предприятия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 4(140). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/140/86008 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование инновационной стратегии предприятия

Коцуба Мария Валерьевна
студент, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Краснодарский филиал, РФ, г. Краснодар
Глезденева Лада Денисовна
студент, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Краснодарский филиал, РФ, г. Краснодар

 

Аннотация. В статье определяются основные задачи, стоящие перед менеджером при разработке и реализации стратегии   управления, ответственное лицо и мероприятия по разработке стратегии на каждом уровне иерархии.

Abstract. The article defines the main tasks faced by the Manager in the development and implementation of the management strategy, the responsible person and measures for the development of the strategy at each level of the hierarchy

 

Ключевые слова: менеджмент, стратегия, управление, инновации.

Keywords: management, strategy, control, innovation.

 

Сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью предприятия с использованием принципов функций и методов менеджмента, направленное на достижение его (предприятия) общих целей. [1,c.56]

Актуальность данной работы обусловлена тем, что без осуществления эффективной инновационной политики современное предприятие конкурировать на целевых рынках сбыта, а без четкой организации управления, инновационная деятельность предприятия не сможет осуществляться с должной эффективностью и приносить положительные результаты.

Целью данной работы является определение направлений по совершенствованию инновационной стратегии.

Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.

Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успеха предприятия (корпорации) на рынке в целом. В силу этого управление инновационный деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.

Стратегия инновационной деятельности предприятия ориентирована на научно-технический прогресс (НТП), на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Это достигается детальной разработкой целей инновационной деятельности на основе стратегических программ (стратегического плана) предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации. При разработке и реализации стратегии   управления предприятием перед менеджером ставятся пять взаимосвязанных задач:

  1. определение сферы деятельности предприятия и формирование стратегических установок.
  2. постановка стратегических целей и задач для их достижения.
  3. формирование стратегии для достижения намеченных целей.
  4. реализация стратегического плана.
  5. оценка результатов деятельности и корректировка стратегического плана и методов его реализации.

После выработки целей, менеджмент должен приступить к формированию стратегии предприятия для достижения поставленных целей для каждой структурной единицы объекта управления.  Нами изучена классификация стратегий предприятия.

Ответственное лицо и мероприятия по разработке стратегии на каждом уровне иерархии представлены в рис. 1.

Рисунок 1. Ответственное лицо и мероприятия по разработке стратегии на каждом уровне иерархии

 

Теория и практика стратегического и проектного управления выработала ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы. Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы:

1) стратегии интенсивного развития;

2) стратегии интеграционного развития;

3) стратегии диверсификации;

4) стратегии сокращения.

В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий. [3,c.93]

В связи с такой постановкой вопроса развития инновационной деятельности менеджмент объекта управления должен выполнять следующие стратегические функции:

  1. на основе мониторинга рынков и информации о завершенных инновационных  разработках, лежащих в  зоне деятельности предприятия, менеджмент создает альтернативные варианты  стратегии инновационного  деятельности, ранжирует их по   критериям предпочтения;
  2. разрабатывать стратегический план инновационной деятельности;
  3. осуществляет непосредственное руководство всем инновационным процессом, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами;
  4. несет полную ответственность за соответствие прогнозируемых параметров инновационного продукта, качество и своевременность его появление на рынке;
  5. получение планируемых финансовых результатов освоения и реализации инновационного продукта.[2,c.86-93]

Таким образом, для достижения стратегических успехов менеджмент должен уделять повышенное внимание следующим основным направлениям своей деятельности:

  1. обучение и профессиональный рост;
  2. деловые процессы внутри объекта управления;
  3. финансы;
  4. стратегия инновационной деятельности.

Стратегия инновационной деятельности реализуется менеджментом предприятия с целью разработки и выхода на рынки сбыта новых технологий и стандартов производства, что способствует повышению конкурентоспособности и эффективности его продукции.

 

Список литературы:
1. Агафонов, В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры: Монография / В.А. Агафонов. - М.: Инфра-М, 2019. - 350 c.
2. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Уч. / Л.Е. Басовский и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 80 c.
3. Веселков, С.Н. Стратегический менеджмент. Успешное управление бизнесом в России: Учебно-практическое пособие / С.Н. Веселков, Ю.А. Цыпкин. - М.: Юнити, 2019. - 606 c.
4. Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: Учебник для бакалавров / Е.И. Данилина, Д.В. Горелов и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 208 c.
5. Дармилова, Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для бакалавров / Ж.Д. Дармилова. - М.: Дашков и К, 2016. - 168 c.