Статья:

Лоббисты как посредники между бизнесом и государством

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(140)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Берсенев А.Ю. Лоббисты как посредники между бизнесом и государством // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 4(140). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/140/86292 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Лоббисты как посредники между бизнесом и государством

Берсенев Александр Юрьевич
студент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

GR-услуги (англ. Government Relations) – это деятельность по продвижению частных интересов на государственном уровне посредством неформального обращения к представителям власти. Специалистов GR-услуг часто называют лоббистами, а их деятельность – лоббированием. «Это специальные люди, которые официально входят в штат сотрудников крупных частных организаций, имеющих хорошие финансы и влияние в бизнес-пространстве» [3, с. 921]. Представители же малого и среднего бизнеса с финансовой и репутационной точки зрения не имеют возможности нанимать лоббистов. GR-услуги не так популярны в российском обществе, как, например, PR-услуги, в силу своей узкой направленности, и, в основном, пользуются спросом только среди крупного бизнес-сообщества.

В научных и образовательных практиках GR-услуги заняли свою узконаправленную нишу. Это выражается в наличии подобной дисциплины в крупных российских ВУЗах, таких как МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ, СПбГУ. Программа данной дисциплины подразумевает обучение студентов взаимодействию с органами государственной власти. Благодаря данной практике в России уже есть специалисты в сфере лоббирования частных интересов, однако так как лоббизм официально не закреплён на законодательном уровне, опыт в структуре GR даёт обучившимся лишь возможность устроиться в крупные частные организации для продвижения их интересов на федеральном или региональном уровне.

Стоит также упомянуть проводимые тренинги под названием «Мастер лоббизма», которые организует коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» и которые пользуются большим спросом среди специалистов. Однако глава данного холдинга, Евгений Минченко, считает, что закрепление лоббизма на законодательном уровне абсолютно не нужно, а для ввода ответственности в сфере GR-услуг достаточно лишь скорректировать существующую нормативно-правовую базу и внутренний регламент деятельности политиков.

Сложность введения официального лоббизма в России заключается ещё и в том, что представители крупного бизнеса уже представлены на государственных постах и в лоббировании не нуждаются. Ярче всего это видно по занимающим места Государственной Думы, депутаты которой, несмотря на законодательный для них запрет, отстаивают частные интересы, чаще всего собственные, а именно – собственные бизнес-организации, владельцами которых по бумагам являются их родственники или друзья.

Возможно, исходя хотя бы из последнего пункта, закон «О лоббизме» так и не принят. А возможно, что данный закон, который Ирина Толмачёва, эксперт в области взаимодействия бизнеса и власти, автор книги «Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью», называет «сладким куска пирога» [2] и сообщает, что его разработку и внесение в Думу не доверят не популярному среди чиновников политику. Такая ситуация как раз случилась в 2015 году с Николаем Левичевым [1], председателем партии «Справедливая Россия», чей законопроект по вопросам лоббизма просто отложили без дальнейшего рассмотрения.

К сожалению, неформальный тип общения человечество испокон веков предпочитает официальному и узаконенному взаимодействию. Здесь не идёт речь о взяточничестве или принципе «услуга за услугу», ведь между хорошо общающимися, откровенно говоря, приятными товарищами такие вопросы не возникают. Такое товарищеское общение сопровождает человека с ранних лет: со школы, с университета, когда с преподавателем налаживается дружелюбная связь, которая перетекает во внеаудиторное, личное общение. Покидая университет и устраиваясь на работу, такой человек на подсознательном уровне ищет в одном из представителей своего начальства собеседника, с которым в дальнейшем развивается неформальное, товарищеское общение.

Подобное поведение может как ускорить подъём по карьерной лестнице, так и разрушить карьеру, ведь когда между людьми исчезают официальные отношения, появляется личный интерес и эмоциональность, которые достаточно сложно контролировать. Также и в лоббировании: лоббисты – далеко не просто агенты на службе частных организаций, это зачастую подготовленные психологи, умелые манипуляторы, ведь когда взаимодействие происходит с достаточно опытным государственным служащим или с резко настроенным на определённую цель представителем крупного бизнеса, сложно строить отношения только на договорных или финансовых манипуляциях. Лоббистам также крайне необходимо заручиться неформальной поддержкой, чтобы быть уверенным, что сделка пройдёт так, как задумал заказчик, и его интересы и доверие депутатов будут представлены не только на бумагах и сухом согласии, но и на каких-то определённых личных предпочтениях, что как раз-таки и является главное целью специалистов GR-услуг – «вызвать подконтрольный им личный интерес и протолкнуть нужную инициативу в соответствующее ведомство»[4, с. 89].

 

Список литературы:
1. Лоббисты вышли бы из тени, но светотехника отсутствует [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики: [сайт]. – URL: https://www.hse.ru/news/community/136724676.html (дата обращения: 05.12.2020) 
2. Почему закон о регулировании лоббизма никак не могут доработать [Электронный ресурс] // Коммерсант [сайт]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/2842230 (дата обращения 05.12.2020) 
3. Толстых П.А. GR. Полное руководство по разработке государственно-управленческих решений, теории и практике лоббирования. М.: Перо. – 2019. – 1246 с.
4. Уоткинс М., Эдвардс М., Такрар У. GR. Как выстраивать отношения с властью М.: Эксмо. – 2019. – 304 с.