Статья:

РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ: МЕЖДУ ВЫЗОВАМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Джемуратова Ж.А. РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ: МЕЖДУ ВЫЗОВАМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 21(288). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/288/150674 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫРГЫЗСТАНЕ: МЕЖДУ ВЫЗОВАМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Джемуратова Жибек Абдулхафизовна
магистрант, Кыргызско-Российский Славянский университет, Кыргызстан, г. Бишкек

 

Аннотация. В данной статье исследуется процесс реформирования местного самоуправления в Кыргызстане и его влияние на политическую и социальную динамику развития страны. Автор рассматривает основные вызовы, стоящие перед реформами местного самоуправления, такие как: финансовая нестабильность, кадровые проблемы и коррупция, а также выявляют ключевые возможности, открывающиеся перед ними. Через анализ вызовов и возможностей, статья предлагает перспективы и эффективность текущих и будущих инициатив по реформированию местного самоуправления в Кыргызстане.

 

Ключевые слова: местное самоуправление, Кыргызстан, реформа, вызовы.

 

Реформы местного самоуправления являются ключевым аспектом политической и социальной трансформации во многих странах, включая Кыргызстан. В контексте стремления к демократическим преобразованиям и повышения эффективности государственного управления, реформы местного самоуправления становятся неотъемлемой частью широкого курса модернизации. Несмотря на то, что эти реформы обещают улучшить качество жизни граждан и обеспечить более ответственное и эффективное управление на местном уровне, они также сталкиваются с рядом вызовов, которые затрудняют их успешную реализацию. «Большое количество вновь созданных муниципальных образований породило ряд проблем:

  • увеличение дефицитности местных бюджетов;
  • отсутствие квалифицированных кадров в руководстве ОМСУ;
  • ослабление управляемости территорий» [6].

В Кыргызстане, как и во многих других странах, реформы местного управления подвержены влиянию различных факторов, таких как экономическая нестабильность, политические изменения, социокультурные особенности и традиции. Поэтому понимание этих вызовов и возможностей играет ключевую роль в формировании стратегий реформирования и оценке их эффективности.

Цель данного исследования состоит в анализе вызовов и возможностей, сопровождающих процесс реформ местного самоуправления в Кыргызстане. На основе систематического изучения факторов, оказывающих влияние на реформы местного управления, предполагается выявить ключевые аспекты, определить их взаимосвязь и оценить их влияние на общий контекст модернизации страны. Такой аналитический подход позволит не только понять сложность и многогранность процесса реформ, но и выработать практические рекомендации для разработки и реализации эффективных стратегий управленческих изменений на местном уровне в Кыргызстане. «Главная цель реформы - финансовая децентрализация, означающая передачу органам местного самоуправления (ОМСУ) полномочий по управлению бюджетом и усиление самостоятельности органов местного самоуправления. Это подразумевает: самостоятельность в формировании и исполнении местных бюджетов; самостоятельность в определении собственных источников доходов местных бюджетов; формализованный и единый порядок распределения грантов для каждого органа местного самоуправления; наделение органов местного самоуправления отдельными делегированными государственными полномочиями, при условии целевого финансового обеспечения их исполнения; самостоятельность в управлении муниципальной собственностью» [4].

Рассмотрим вызовы, стоящие перед реформами местного самоуправления. Реализация реформ местного самоуправления в Кыргызстане сталкивается с рядом вызовов. Один из них - это ограниченность финансовых ресурсов у местного самоуправления. Недостаточное финансирование затрудняет выполнение функций и обязанностей местных органов самоуправления, а также угрожает устойчивости их деятельности. «Большую помощь в развитии местного самоуправления могут оказать и оказывают международные организации. В настоящее время сложились разнообразные формы международного сотрудничества, позволяющие достигать взаимовыгодных решений и оказывающие большое влияние на социально-экономические преобразования как в стране, так и отдельно в регионах» [3].

Другой вызов связан с кадровыми проблемами. ТО есть имеет место ограниченность не только финансовых ресурсов, но и человеческих. Недостаток квалифицированных кадров ограничивает способность местных органов самоуправления качественно выполнять свои функции, включая разработку и реализацию эффективных программ и проектов. «Кадровая политика – один из важнейших инструментов активного воздействия на все процессы, происходящие в коллективе, в том числе и на развитие экономики страны, так как решение многих хозяйственных вопросов во многом зависит от правильности использования кадров. Работа с кадрами относится к ключевым моментам деятельности любого предприятия как элемента экономики государства» [1]. Очевидно, что в первую очередь речь идет не о количественном аспекте наличия кадров, а об их качественном уровне, то есть о надлежащей их квалификации. Инструментом решения данной проблемы может быть только правильная кадровая политика, направленная на обучение, подготовку и переподготовку кадров. «Кадровая политика обеспечивает оптимальный баланс процессов, восстановления и сохранения количественного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требований действующего законодательства и положения на рынке труда, а также создание высокопродуктивного и высокопрофессионального ответственного коллектива, способного гибко и адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды» [8].

Также серьезным вызовом являются коррупционные риски. Недостаточная прозрачность и ответственность в деятельности местных органов самоуправления способствуют распространению коррупции, что подрывает доверие граждан к этим демократическим институтам и затрудняет реализацию реформ.

Какие возможности тем не менее имеет место для проведения реформ местного самоуправления? Несмотря на вызовы, стоящие перед реформами местного самоуправления в Кыргызстане, для их проведения  открываются и значительные возможности. Одной из них является активизация местного сообщества. Повышение уровня участия граждан в процессах принятия решений и реализации проектов может способствовать улучшению качества принимаемых решений и их соответствию потребностям населения.

Также важной возможностью является улучшение законодательной базы. «Первый Закон «О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Республике Кыргызстан» был принят Верховным Советом Республики Кыргызстан 19 апреля 1991 г. Закон, принятый еще на начальном этапе становления нашей государственности, являлся паллиативным документом» [7]. Разработка и внедрение законов, регулирующих местное самоуправление, способствует установлению механизмов контроля и ответственности, унификации всех организационных принципов деятельности.

Кроме того, важным направлением является развитие институтов местного самоуправления. Повышение автономии и ответственности местных органов может способствовать более эффективному и адаптивному управлению на местном уровне. «Развитие местного самоуправления должно стать одной из важнейших задач внутренней политики государства. При этом должны быть решены, как минимум, две (в реальности их, разумеется, много больше) задачи: правовое и материально-финансовое обеспечение местного самоуправления и контроль деятельности управляющих органов местного самоуправления» [5].

Насколько важно влияние реформ местного самоуправления на развитие общества и государства? Реформы местного управления имеют значительное влияние на жизнедеятельность общества и поступательное развитие страны. Активное участие граждан в делах местных сообществ способствует заинтересованности населения в благоустройстве своих территорий, улучшении качества жизни, и в конечном счете гармоничному и сбалансированному развития государства, страны в целом, где каждый регион развивается на пути к привлекательности проживания именно в нем, к процветанию и тем самым благополучию общества в целом.

Кроме того, развитие местного самоуправления способствует увеличению уровня самостоятельности и ответственности местных сообществ, что является важным аспектом укрепления гражданского общества и демократизации общественной жизни. Таким образом, разработка и реализация эффективных стратегий реформирования, учитывающих как вызовы, так и возможности, является ключевым фактором для создания устойчивого прогрессивно развивающегося общества в Кыргызстане.

 

Список литературы: 
1. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом [Текст] / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремина. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 163 с.
2. Вичужанина, М. Ю. Причины возникновения коррупции и современное состояние коррупции в России / М. Ю. Вичужанина // Актуальные проблемы юриспруденции в современной России: Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 14–15 апреля 2016 года. – Йошкар-Ола: ООО ИПФ «СТРИНГ», 2016. – С. 30-35. 
3. Дуйшеналиева, А. Д. Роль международных организаций в развитии местного самоуправления (опыт Кыргызстана) / А. Д. Дуйшеналиева // Наука и инновационные технологии. – 2016. – № 2(2). – С. 92-95.
4. Калканова, Ж. С. К вопросу реформирования местного самоуправления в Кыргызской республике / Ж. С. Калканова // Наука и новые технологии. – 2011. – № 2. – С. 217-220. 
5. Огородник, В. И. Развитие местного самоуправления - важнейшее условие эффективного развития территорий / В. И. Огородник // Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий: МАТЕРИАЛЫ V МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Донецк, 03–04 июня 2021 года. – Донецк: Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики, 2021. – С. 235-237. 
6. Стрижкина, И. В. Изменение территориальных основ местного самоуправления на Алтае в переходный период реформы местного самоуправления / И. В. Стрижкина // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2010. – № 3(65). – С. 99-102.
7. Токтобаев, Б. Т. Роль органов местного самоуправления в развитии общества в Кыргызстане / Б. Т. Токтобаев, С. Б. Карабалаева // Бюллетень науки и практики. – 2018. – Т. 4, № 4. – С. 452-456. 
8. Хорошун, Н. А. Кадровая политика как часть стратегически ориентированной политики организации / Н. А. Хорошун, О. П. Шамаева // Инновационная наука. – 2016. – № 1-3. – С. 178-183.