Статья:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

Конференция: CCCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Колесников Н.В. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 25(304). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/25(304).pdf (дата обращения: 08.07.2025)
Голосование состоится 09.07.2025
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

Колесников Николай Валентинович
студент Оренбургский филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В настоящей статье автор рассматривает опыт реализации органами государственного управления Российской Федерации мероприятий, направленных на профилактику терроризма и его идеологии.

 

Ключевые слова: терроризм, антитеррористическая деятельность, идеология терроризма, профилактика терроризма.

 

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 28.02.2025 г.) «О противодействии терроризму», под терроризмом понимается «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [1].

Таким образом, терроризм может быть представлен как противоправные действия насильственного характера, предпринятые в отношении какой-либо социальной группы лиц или отдельных ее представителей с целью воздействовать таким образом на решения, принимаемые органами власти различного уровня. То есть, посредством ведения террористической деятельности лица, ее осуществляющие, имеют намерения влиять на действия органов государственного и муниципального управления. Причем, как правило, те цели, которые преследуют своими действиями террористы, идут в разрез с традиционными ценностями общества и идеологией органов управления государством.

Отсюда неоспоримым представляется утверждение о том, что террористическая деятельность входит в состав объектов системы государственного и муниципального управления, а одной из целей деятельности органов государственной власти выступает борьба с терроризмом, а также профилактика как его самого, так и его идеологии.

Согласно упомянутому ранее закону № 35-ФЗ, противодействие терроризму может быть определено как деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, направленная на достижение следующих целей, представленных на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Цели противодействия терроризму и его идеологии на государственном уровне

 

Перечисленные выше цели находят свое отражение и в «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года. Опираясь на указанный документ, можно выделить три аспекта в рамках осуществления антитеррористической деятельности органами государственного и муниципального управления – профилактика терроризма, борьба с терроризмом и минимизация последствий террористических актов [2].

Цель деятельности государственных органов по профилактике терроризма может быть определена как выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма [4, с. 38]. В свою очередь, деятельность по профилактике терроризма может быть классифицирована на две большие группы мероприятий, направленных на противодействие идеологии терроризма и совершенствование антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств. Подобный вид деятельности носит превентивный характер, призванный не допускать фактических проявлений терроризма, поэтому на текущий момент времени профилактика терроризма находится в фокусе повышенного внимания со стороны органов государственного управления в Российской Федерации. Во многом это обусловлено текущей геополитической ситуацией и проведением Специальной военной операции России на Украине.

Примерами мероприятий, направленных на профилактику государством распространения терроризма и его идеологии, могут быть:

- подготовка и своевременное распространение востребованного у населения антитеррористического контента, нацеленного на формирование негативного отношения к терроризму, национализму и неонацизму;

- привлечение детей и молодёжи к деятельности общественных организаций, волонтерских, военно-патриотических, молодёжных и детских объединений, нацеленной на формирование антитеррористического мировоззрения;

- изучение библиотечных фондов на предмет выявления и изъятия издания, содержащих информацию террористического, экстремистского и деструктивного характера, в том числе фальсифицирующую историю России;

- иные действия аналогичного характера [6].

Также к мероприятиям, которые были реализованы государством в части профилактики распространения терроризма и его идеологии может быть отнесен и тот факт, что «в целях защиты информационного пространства от пропаганды терроризма, неонацизма и иных радикальных идей своевременными действиями Роскомнадзора и правоохранительных органов в течение 2024 года из сети Интернет удалено свыше 120 тысяч материалов» [5].

Что же касается второго направления деятельности государства в рассматриваемой области – борьбы с терроризмом, то цель ее может быть определена как выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористических актов и иных преступлений террористического характера.

В частности, деятельность государственных органов, направленная на борьбу с терроризмом, может быть представлена следующим комплексом мероприятий, приведенным на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Виды деятельности государственных органов по борьбе с терроризмом [3]

 

Основу борьбы с терроризмом на государственном уровне, таким образом, составляют мероприятия, направленные на пресечение подготовки и совершения террористических актов, а также выявление и изоляцию лиц, занимающихся террористической деятельностью.

Согласно данным, представленным Национальным антитеррористическим комитетом Российской Федерации, в 2024 году на территории государства было предотвращено осуществление чуть менее 190 террористических актов, 6 из которых планировалось осуществить в учебных заведениях и местах массового пребывания людей. Также указанное ведомство сообщает о том, что «были нейтрализованы 38 и задержаны более 1,7 тысячи боевиков и их пособников, пресечено около 2,7 тысячи преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, изъято свыше 100 тысяч единиц огнестрельного оружия и более 5,5 тысяч взрывных устройств» [5].

Результатами деятельности государства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ при этом стали 25 тысяч выявленных органами Росфинмониторинга нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Объем сомнительных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью, по оценкам Банка России, составил около 78 млрд рублей, что свидетельствует о масштабности проблемы обеспечения прозрачности и законности финансовых операций различных типов субъектов хозяйствования [7].

Третье направление деятельности государства по противодействию терроризму и его идеологии заключается в минимизации последствий совершаемых на его территории террористических актов, что выражается в следующих типах мероприятий, приведенных на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Мероприятия, направленные на минимизацию последствий совершаемых террористических актов [8, с. 372-373]

 

Обобщая изложенную выше информацию, можно заключить, что деятельность по противодействию терроризму органов государственного управления всех уровней в Российской Федерации носит комплексный характер и представлена мероприятиями, осуществляемыми как в превентивных целях, так и в процессе непосредственного противоборства с лицами, ведущими террористическую деятельность. Несмотря на тот факт, что деятельность по противодействию терроризму на государственном уровне в современной России может быть признана в достаточной степени эффективной, что подтверждается высоким уровнем национальной безопасности, все же система противодействия терроризму и его идеологии нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании ввиду расширения спектра инструментов и форм ведения террористической деятельности. Так, в качестве перспективных форм ее развития могут быть указаны следующие, представленные на рисунке 4.

 

Рисунок 4. Перспективные направления развития деятельности по противодействию терроризму на государственном уровне в современной России [9, с. 183]

 

В заключение можно сделать общий вывод о том, что терроризм представляет собой явление, угрожающее благополучию общественной жизни и национальной безопасности любого государства, включая и Российскую Федерацию. Поэтому одной из задач государственного и муниципального управления является осуществление деятельности, направленной на противодействие терроризму. Данная деятельность носит в России комплексный характер и представлена мероприятиями, направленными на профилактику терроризма и его идеологии, непосредственную борьбу с терроризмом и минимизацию последствий совершенных террористических действий.

Противодействие терроризму на государственном уровне в современной России осуществляется с достаточной степенью эффективности, однако со временем появляются новые инструменты осуществления террористических действий, что требует постоянного совершенствования системы противодействия терроризму на государственном уровне. С организационной точки зрения необходимыми для этого мероприятиями представляются формирование механизма интеграции действий органов государственной власти, правоохранительной системы и средств массовой информации, а также дальнейшее совершенствование правовых основ антитеррористической деятельности на государственном уровне.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 28.02.2025) «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.06.2025). 
2. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 28.06.2025). 
3. Гатауллин, Р. А. Взаимодействие государственных органов власти и органов субъектов Российской Федерации в сфере противодействия терроризму / Р. А. Гатауллин // Наука. Общество. Государство. – 2021. – № 2 (34). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-gosudarstvennyh-organov-vlasti-i-organov-subektov-rossiyskoy-federatsii-v-sfere-protivodeystviya-terrorizmu (дата обращения: 28.06.2025). 
4. Гордин, А. В. Анализ идеологии терроризма в контексте современных вызовов и угроз / А. В. Гордин, А. В. Киселёв // Вестник Национального антитеррористического комитета. – 2021. – № 2(26). – С. 37-42. – URL: http://nac.gov.ru/sites/default/files/vestnik.pdf / (дата обращения: 28.06.2025). 
5. НАК сообщил о предотвращении в 2024 году в России 190 терактов [Электронный ресурс]. – URL: https://www.interfax.ru/russia/996884 (дата обращения: 28.06.2025). 
6. Президентом России утверждён Комплексный план противодействия идеологии терроризма [Электронный ресурс]. – URL: http://nac.gov.ru/hronika-sobytiy-ukazy-prezidenta/prezidentom-rossii-utverzhdyon-kompleksnyy-plan.html (дата обращения: 28.06.2025). 
7. Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс]. – URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/external_sector/ets/ (дата обращения: 28.06.2025). 
8. Федосиенко, В. А. Международная и национальная правовая база противодействия терроризму / В. А. Федосиенко // Молодой ученый. – 2022. – № 3 (398). – С. 372-374. – URL: https://moluch.ru/archive/398/88172/ (дата обращения: 28.06.2025).
9. Шхагапсоев, З. Л. Совершенствование методов противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации / З. Л. Шхагапсоев // Пробелы в российском законодательстве. – 2024. – № 3. – С. 177-184. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodov-protivodeystviya-ekstremizmu-i-terrorizmu-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 28.06.2025).