ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
Конференция: CCCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Политология

CCCIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
Аннотация. В настоящей статье автор рассматривает опыт реализации органами государственного управления Российской Федерации мероприятий, направленных на профилактику терроризма и его идеологии.
Ключевые слова: терроризм, антитеррористическая деятельность, идеология терроризма, профилактика терроризма.
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 28.02.2025 г.) «О противодействии терроризму», под терроризмом понимается «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [1].
Таким образом, терроризм может быть представлен как противоправные действия насильственного характера, предпринятые в отношении какой-либо социальной группы лиц или отдельных ее представителей с целью воздействовать таким образом на решения, принимаемые органами власти различного уровня. То есть, посредством ведения террористической деятельности лица, ее осуществляющие, имеют намерения влиять на действия органов государственного и муниципального управления. Причем, как правило, те цели, которые преследуют своими действиями террористы, идут в разрез с традиционными ценностями общества и идеологией органов управления государством.
Отсюда неоспоримым представляется утверждение о том, что террористическая деятельность входит в состав объектов системы государственного и муниципального управления, а одной из целей деятельности органов государственной власти выступает борьба с терроризмом, а также профилактика как его самого, так и его идеологии.
Согласно упомянутому ранее закону № 35-ФЗ, противодействие терроризму может быть определено как деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, направленная на достижение следующих целей, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1. Цели противодействия терроризму и его идеологии на государственном уровне
Перечисленные выше цели находят свое отражение и в «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 года. Опираясь на указанный документ, можно выделить три аспекта в рамках осуществления антитеррористической деятельности органами государственного и муниципального управления – профилактика терроризма, борьба с терроризмом и минимизация последствий террористических актов [2].
Цель деятельности государственных органов по профилактике терроризма может быть определена как выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма [4, с. 38]. В свою очередь, деятельность по профилактике терроризма может быть классифицирована на две большие группы мероприятий, направленных на противодействие идеологии терроризма и совершенствование антитеррористической защищённости потенциальных объектов террористических посягательств. Подобный вид деятельности носит превентивный характер, призванный не допускать фактических проявлений терроризма, поэтому на текущий момент времени профилактика терроризма находится в фокусе повышенного внимания со стороны органов государственного управления в Российской Федерации. Во многом это обусловлено текущей геополитической ситуацией и проведением Специальной военной операции России на Украине.
Примерами мероприятий, направленных на профилактику государством распространения терроризма и его идеологии, могут быть:
- подготовка и своевременное распространение востребованного у населения антитеррористического контента, нацеленного на формирование негативного отношения к терроризму, национализму и неонацизму;
- привлечение детей и молодёжи к деятельности общественных организаций, волонтерских, военно-патриотических, молодёжных и детских объединений, нацеленной на формирование антитеррористического мировоззрения;
- изучение библиотечных фондов на предмет выявления и изъятия издания, содержащих информацию террористического, экстремистского и деструктивного характера, в том числе фальсифицирующую историю России;
- иные действия аналогичного характера [6].
Также к мероприятиям, которые были реализованы государством в части профилактики распространения терроризма и его идеологии может быть отнесен и тот факт, что «в целях защиты информационного пространства от пропаганды терроризма, неонацизма и иных радикальных идей своевременными действиями Роскомнадзора и правоохранительных органов в течение 2024 года из сети Интернет удалено свыше 120 тысяч материалов» [5].
Что же касается второго направления деятельности государства в рассматриваемой области – борьбы с терроризмом, то цель ее может быть определена как выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористических актов и иных преступлений террористического характера.
В частности, деятельность государственных органов, направленная на борьбу с терроризмом, может быть представлена следующим комплексом мероприятий, приведенным на рисунке 2.
Рисунок 2. Виды деятельности государственных органов по борьбе с терроризмом [3]
Основу борьбы с терроризмом на государственном уровне, таким образом, составляют мероприятия, направленные на пресечение подготовки и совершения террористических актов, а также выявление и изоляцию лиц, занимающихся террористической деятельностью.
Согласно данным, представленным Национальным антитеррористическим комитетом Российской Федерации, в 2024 году на территории государства было предотвращено осуществление чуть менее 190 террористических актов, 6 из которых планировалось осуществить в учебных заведениях и местах массового пребывания людей. Также указанное ведомство сообщает о том, что «были нейтрализованы 38 и задержаны более 1,7 тысячи боевиков и их пособников, пресечено около 2,7 тысячи преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, изъято свыше 100 тысяч единиц огнестрельного оружия и более 5,5 тысяч взрывных устройств» [5].
Результатами деятельности государства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ при этом стали 25 тысяч выявленных органами Росфинмониторинга нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Объем сомнительных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью, по оценкам Банка России, составил около 78 млрд рублей, что свидетельствует о масштабности проблемы обеспечения прозрачности и законности финансовых операций различных типов субъектов хозяйствования [7].
Третье направление деятельности государства по противодействию терроризму и его идеологии заключается в минимизации последствий совершаемых на его территории террористических актов, что выражается в следующих типах мероприятий, приведенных на рисунке 3.
Рисунок 3. Мероприятия, направленные на минимизацию последствий совершаемых террористических актов [8, с. 372-373]
Обобщая изложенную выше информацию, можно заключить, что деятельность по противодействию терроризму органов государственного управления всех уровней в Российской Федерации носит комплексный характер и представлена мероприятиями, осуществляемыми как в превентивных целях, так и в процессе непосредственного противоборства с лицами, ведущими террористическую деятельность. Несмотря на тот факт, что деятельность по противодействию терроризму на государственном уровне в современной России может быть признана в достаточной степени эффективной, что подтверждается высоким уровнем национальной безопасности, все же система противодействия терроризму и его идеологии нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании ввиду расширения спектра инструментов и форм ведения террористической деятельности. Так, в качестве перспективных форм ее развития могут быть указаны следующие, представленные на рисунке 4.
Рисунок 4. Перспективные направления развития деятельности по противодействию терроризму на государственном уровне в современной России [9, с. 183]
В заключение можно сделать общий вывод о том, что терроризм представляет собой явление, угрожающее благополучию общественной жизни и национальной безопасности любого государства, включая и Российскую Федерацию. Поэтому одной из задач государственного и муниципального управления является осуществление деятельности, направленной на противодействие терроризму. Данная деятельность носит в России комплексный характер и представлена мероприятиями, направленными на профилактику терроризма и его идеологии, непосредственную борьбу с терроризмом и минимизацию последствий совершенных террористических действий.
Противодействие терроризму на государственном уровне в современной России осуществляется с достаточной степенью эффективности, однако со временем появляются новые инструменты осуществления террористических действий, что требует постоянного совершенствования системы противодействия терроризму на государственном уровне. С организационной точки зрения необходимыми для этого мероприятиями представляются формирование механизма интеграции действий органов государственной власти, правоохранительной системы и средств массовой информации, а также дальнейшее совершенствование правовых основ антитеррористической деятельности на государственном уровне.