Интересы народа мапуче в студенческих забастовках в Чили в 2011-2013 гг.
Секция: Политология
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Интересы народа мапуче в студенческих забастовках в Чили в 2011-2013 гг.
На сегодняшний день Чили является одной из самых развитых стран Латинской Америки: значительный экономический рост, сравнительно низкий процент бедности, политическая стабильность. Тем не менее, социальный взрыв, произошедший в 2011 году, был закономерным результатом всех событий, происходивших после падения диктатуры Пиночета. Несмотря на огромные успехи, достигнутые за это время во многих сферах, в обществе росло социальное неравенство [3, с. 43]. Особенно остро этот процесс стал отражаться в сфере образования. Закон об образовании не менялся ещё с периода власти Пиночета, так как правительства до прихода Мишель Бачелет были в основном сконцентрированы на политических проблемах переходного периода. Децентрализация образовательной системы, проведённая Пиночетом, привела к массовой приватизации образовательных учреждений. В свою очередь это увеличило разрыв в уровне возможности получения образования на школьном уровне, а также повлекло неравенство доступа к высшему образованию различных социальных групп. Обучение в университетах Чили на данный момент является одним из самых дорогих в мире [9, с. 320]. Студенты и их семьи вынуждены брать огромные кредиты для получения образования, что тяжким бременем ложится на их бюджет. Государство выделяет ассигнования на развитие высшего образования, но их распределением занимаются провинции и муниципалитеты. Формально данный процесс является демократичным, но на деле оказывается не очень эффективным. Вследствие такой системы государство самоустраняется от контроля над расходованием средств. Бюджет многих университетов формируется в большей степени из платы поступивших и взносов спонсоров. Само государство тратит на нужды образования крайне малую долю ВВП [1, с.135].
В 2011 году чилийские студенты перешли к активным действиям и стали требовать от правительства реформ. Массовые протесты поддержал индейский народ мапуче. Мапуче – самый многочисленный индейский народ, проживающий в Чили, его численность составляет около 1.5 млн. человек (около 10% от общего населения Чили) [7]. В то же время именно мапуче являются одним из наиболее бедных и маргинализованных слоёв общества. Ввиду крайне тяжёлого экономического положения многих мапуче происходящая коммерциализация образования делает обучение невозможным, так как у индейских семей просто нет на это денег [2].
Представители мапуче поддержали основные требования чилийских студентов. Они заявляют, что образование является общественным благом, а потому хотят чтобы оно стало бесплатным и находилось непосредственно в ведении государства.
Участие студентов-мапуче в массовых протестах открывает новый взгляд на проблему образования в Чили, выявляя не только социально-экономические проблемы, но и этно-культурные. Новая модель образования, которую требуют студенты, по мнению Камилы Вальехо, одного из лидеров протестного движения, также должна включать в себя «реалии мира мапуче: историю, развитие, видение общества и будущего, его взаимодействия с окружающей средой» [3, с.47].
Основным органом, представляющим интересы народа мапуче и принимающим активное участие в протестах, являлась федерация студентов мапуче (Federación Mapuche de Estudiantes). Это организация объединила студентов средних и высших учебных заведений с целью защитыкультурных и политических прав студентов.В период 2011–2013 годов федерацией руководил Хосе Анкалао. Во время протестов Федерация Студентов Мапуче вступила в Конфедерацию Студентов Чили, что является важным показателем солидарности народа мапуче со студенческим движением.
Дискриминализационное положение мапуче, особенно в сфере образования, было отмечено в докладе Организации наций и народов, не имеющих представительства, который был представлен в Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН. В данном документе обращается внимание на проблемы мапуче [8]. По статистике 80% глав поселений в сельской местности имеют образование менее 4 классов и лишь 3% от населения мапуче получают дальнейшее образование после окончания школы. Успеваемость индейских школьников, поживающих в регионе Араукания (регион с самым большим индейским населением около 25% с 180) является самой низкой в стране [6, c. 177].
В связи с данной ситуацией и своими социально-культурными особенностями мапуче выдвигают особенные предложения, которые моги бы, по их мнению, помочь народу интегрироваться в образовательную систему и сделать саму систему более приспособленной к потребностям народа:
1) Конституционное закрепление мультикультурного образования.
Студенты хотят создания и включения в учебные планы программ, разработанных с учетом территории, мировоззрения, языка и истории местных народов. В качестве средства коммуникации и начального обучения должен использоваться родной язык. Это будет вести ксозданию и росту новых межкультурных университетов в стране, которые будут направлены на развитие основных потребностей народов, а также содействовать развитию общин и регионов, в которых они расположены. Образовательные предложения должны быть направлены на достижение профессий, которые вносят вклад в культурное развитие коренных народов [4].
2) Увеличение возможностей поступления студентов коренных народов в университет.
Увеличение числа стипендий для представителей коренных народов на всех уровнях образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, стажировки и др.), что поможет обеспечить продолжительное обучение в университетском пространстве и получение полного профессионального образования.
Также необходимы стипендии для получения питания, а также стипендии для учеников, достигающих значительных академических успехов, обучающихся в средних и высших образовательных учреждениях [4].
3) Законность и юридическое признание.
В местностях, где проживает большое количество индейского населения, должен быть юридически закреплён их статус, что поможет сделать образование более качественным и эгалитарным. Также, должны быть созданы Дома Студентов, которые будут находиться в университетских городах, которые будут поддерживать и развивать чувство социально-культурной идентичности [4].
4) Также звучат призывы по созданию университета для коренных народов. Данная идея была выдвинута Федерацией студентов Мапуче, её поддержали некоторые политические деятели и Конфедерация студентов Чили [5].
Меры, предлагаемые активистами мапуче являются весьма целесообразными и действительно могут помочь исправить существующее положениенарода в образовательном пространстве. Однако с 2011 года особых подвижек в развитии мультикультурного образования не наблюдается. Чилийским студентам удалось добиться образовательной реформы, которая подразумевала введение бесплатного образования, но из-за финансовых проблем изменения проходят не очень успешно. Ситуация в сфере образования продолжает оставаться довольно острой, и аспект, касающийся народа мапуче остаётся довольно важным, но не первостепенным в данной обстановке. Таким образом, сложно представить, что интересы мапуче будут удовлетворены в ближайшее время.