Статья:

Интересы народа мапуче в студенческих забастовках в Чили в 2011-2013 гг.

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Ермоленко В.С. Интересы народа мапуче в студенческих забастовках в Чили в 2011-2013 гг. // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(43).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 15 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Интересы народа мапуче в студенческих забастовках в Чили в 2011-2013 гг.

Ермоленко Вероника Сергеевна
студент 2 курса кафедры американских исследований, Санкт-Петербургский государственный университет, СПбГУ, РФ, г. Санкт-Петербург

 

На сегодняшний день Чили является одной из самых развитых стран Латинской Америки: значительный экономический рост, сравнительно низкий процент бедности, политическая стабильность. Тем не менее, социальный взрыв, произошедший в 2011 году, был закономерным результатом всех событий, происходивших после падения диктатуры Пиночета. Несмотря на огромные успехи, достигнутые за это время во многих сферах, в обществе росло социальное неравенство [3, с. 43]. Особенно остро этот процесс стал отражаться в сфере образования. Закон об образовании не менялся ещё с периода власти Пиночета, так как правительства до прихода Мишель Бачелет были в основном сконцентрированы на политических проблемах переходного периода. Децентрализация образовательной системы, проведённая Пиночетом, привела к массовой приватизации образовательных учреждений. В свою очередь это увеличило разрыв в уровне возможности получения образования на школьном уровне, а также повлекло неравенство доступа к высшему образованию различных социальных групп. Обучение в университетах Чили на данный момент является одним из самых дорогих в мире [9, с. 320]. Студенты и их семьи вынуждены брать огромные кредиты для получения образования, что тяжким бременем ложится на их бюджет. Государство выделяет ассигнования на развитие высшего образования, но их распределением занимаются провинции и муниципалитеты. Формально данный процесс является демократичным, но на деле оказывается не очень эффективным. Вследствие такой системы государство самоустраняется от контроля над расходованием средств. Бюджет многих университетов формируется в большей степени из платы поступивших и взносов спонсоров. Само государство тратит на нужды образования крайне малую долю ВВП [1, с.135].

В 2011 году чилийские студенты перешли к активным действиям и стали требовать от правительства реформ. Массовые протесты поддержал индейский народ мапуче. Мапуче – самый многочисленный индейский народ, проживающий в Чили, его численность составляет около 1.5 млн. человек (около 10% от общего населения Чили) [7]. В то же время именно мапуче являются одним из наиболее бедных и маргинализованных слоёв общества. Ввиду крайне тяжёлого экономического положения многих мапуче происходящая коммерциализация образования делает обучение невозможным, так как у индейских семей просто нет на это денег [2].

Представители мапуче поддержали основные требования чилийских студентов. Они заявляют, что образование является общественным благом, а потому хотят чтобы оно стало бесплатным и находилось непосредственно в ведении государства.

Участие студентов-мапуче в массовых протестах открывает новый взгляд на проблему образования в Чили, выявляя не только социально-экономические проблемы, но и этно-культурные. Новая модель образования, которую требуют студенты, по мнению Камилы Вальехо, одного из лидеров протестного движения, также должна включать в себя «реалии мира мапуче: историю, развитие, видение общества и будущего, его взаимодействия с окружающей средой» [3, с.47].

Основным органом, представляющим интересы народа мапуче и принимающим активное участие в протестах, являлась федерация студентов мапуче (Federación Mapuche de Estudiantes). Это организация объединила студентов средних и высших учебных заведений с целью защитыкультурных и политических прав студентов.В период 2011–2013 годов федерацией руководил Хосе Анкалао. Во время протестов Федерация Студентов Мапуче вступила в Конфедерацию Студентов Чили, что является важным показателем солидарности народа мапуче со студенческим движением.

Дискриминализационное положение мапуче, особенно в сфере образования, было отмечено в докладе Организации наций и народов, не имеющих представительства, который был представлен в Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН. В данном документе обращается внимание на проблемы мапуче [8]. По статистике 80% глав поселений в сельской местности имеют образование менее 4 классов и лишь 3% от населения мапуче получают дальнейшее образование после окончания школы. Успеваемость индейских школьников, поживающих в регионе Араукания (регион с самым большим индейским населением около 25% с 180) является самой низкой в стране [6, c. 177].

В связи с данной ситуацией и своими социально-культурными особенностями мапуче выдвигают особенные предложения, которые моги бы, по их мнению, помочь народу интегрироваться в образовательную систему и сделать саму систему более приспособленной к потребностям народа:

1)  Конституционное закрепление мультикультурного образования.

Студенты хотят создания и включения в учебные планы программ, разработанных с учетом территории, мировоззрения, языка и истории местных народов. В качестве средства коммуникации и начального обучения должен использоваться родной язык. Это будет вести ксозданию и росту новых межкультурных университетов в стране, которые будут направлены на развитие основных потребностей народов, а также содействовать развитию общин и регионов, в которых они расположены. Образовательные предложения должны быть направлены на достижение профессий, которые вносят вклад в культурное развитие коренных народов [4].

2)  Увеличение возможностей поступления студентов коренных народов в университет.

Увеличение числа стипендий для представителей коренных народов на всех уровнях образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, стажировки и др.), что поможет обеспечить продолжительное обучение в университетском пространстве и получение полного профессионального образования.

Также необходимы стипендии для получения питания, а также стипендии для учеников, достигающих значительных академических успехов, обучающихся в средних и высших образовательных учреждениях [4].

3)  Законность и юридическое признание.

В местностях, где проживает большое количество индейского населения, должен быть юридически закреплён их статус, что поможет сделать образование более качественным и эгалитарным. Также, должны быть созданы Дома Студентов, которые будут находиться в университетских городах, которые будут поддерживать и развивать чувство социально-культурной идентичности [4].

4)  Также звучат призывы по созданию университета для коренных народов. Данная идея была выдвинута Федерацией студентов Мапуче, её поддержали некоторые политические деятели и Конфедерация студентов Чили [5].

Меры, предлагаемые активистами мапуче являются весьма целесообразными и действительно могут помочь исправить существующее положениенарода в образовательном пространстве. Однако с 2011 года особых подвижек в развитии мультикультурного образования не наблюдается. Чилийским студентам удалось добиться образовательной реформы, которая подразумевала введение бесплатного образования, но из-за финансовых проблем изменения проходят не очень успешно. Ситуация в сфере образования продолжает оставаться довольно острой, и аспект, касающийся народа мапуче остаётся довольно важным, но не первостепенным в данной обстановке. Таким образом, сложно представить, что интересы мапуче будут удовлетворены в ближайшее время.

 

Список литературы:
1. Дабагян Э. В борьбе за образование для всех. О всплеске социально-политической активности молодёжи в Чили – [Электронный ресурс] // Свободная мысль. – 2015. – №1. – С. 133–148 – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23127363.
2. Моисеев А. Мапуче в Чили до сих пор не покорились – [Электронный ресурс] // Международная жизнь. – 13.02.2012. – URL: https: //interaffairs.ru/news/show/8269 (дата обращения 12.02.16).
3. Ясинский О. Камила Вальехо: «Надежда влика» – [Электронный ресурс] // Латинская Америка. – 2012. – №5. – С. 42–49. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17795597.
4. Cayulao Y., MillalenP. Petitorio Federación Mapuche de Estudiantes (Femae) – [Электронный ресурс] // ElCiudadano. – 01.07.2011. – URL: http://www.elciudadano.cl/2011/07/01/38049/petitorio-federacion-mapuche-... (дата обращения 17.02. 2017).
5. Kearns R. Mapuche Students Fight for an Indigenous University in Chile. – [Электронный ресурс] // IndianCountry. – 11.08.2011. – URL: https://indiancountrymedianetwork.com/news/mapuche-students-fight-for-an... (дата обращения 12.02.16).
6. Pastrana J.P., Williamson C., Gómez P. Learning from Mapuche Communities: Intercultural Education, and Participation in the Ninth Region of Chile – [Электронный ресурс] // Journal for Critical Education Policy Studies. – Vol. 2, № 2. – P.175-202. – URL: http://www.jceps.com/archives/486.
7. Pueblo Mapuchemás vivo quenunca – [Электронный ресурс] // La nacion. – 13.04.2012. – URL: http://www.lanacion.cl/mapuches-en-la-araucania-son-economicamente-mas-p... (дата обращения 11.02. 2017).
8. UNPO Report Outlines Discrimination Suffered by the Mapuche in Chile – [Электронный ресурс] // Unrepresented Nations and Peoples Organization. – 13.08. 2017. – URL: http://unpo.org/article/16270 (дата обращения 18.02. 2017).
9. Webb A., Radcliffe S. Mapuche Demands during Educational Reform, the Penguin Revolution and the Chilean Winter of Discontent. – [Электронный ресурс] / Studies in Ethnicity and Nationalism. – 2013. – Vol. 13, № 3. – P. 319–342 URL: www.geog.cam.ac.uk/people/radcliffe/mapuche.pdf.